Учению и практике апостольской церкви придается фундаментальное значение, ибо как матерная церковь христианства, она служит образцом для христианских церквей и христиан в общем. Реформационные движения XVI века, к примеру, имели цель реформирования церкви, чтобы обрести снова то, что было в учении и практике апостольской церкви.
Апостольская церковь уделяла большое внимание учению об употреблении алкогольных напитков. Образ действий, как апостолы понимали, проповедовали и воплощали в жизнь учения Иисуса и Ветхого Завете относительно алкогольных напитков не только служат обоснованием далеко простирающихся выводов, но также вносят ясность, - должны ли мы, современные христиане, стоять на стороне умеренного употребления алкоголя или на стороне воздержания.
Наша цель и образ действий. В этом разделе мы будем исследовать апостольские учения относительно употребления вина в особенности и опьяняющих веществ в общем. Особых ссылок на «вино» /ойнос/ вне четырех Евангелий – только 13, из них восемь
встречается в Откровении, где слово «вино» употребляется преимущественно символически, чтобы представить или человеческую развращенность или божественное наказание. Это вычисление показывает, что мы имеем всего лишь пять текстов /Римл.14:21; Ефес.5:18; 1Тим.3:8; 1 Тим.5:23; Титу 2:13/, - чтобы решать позицию апостольской церкви относительно спиртных напитков.
Однако, в действительности Новый Завет предусматривает значительно большую информацию на эту тему через более 20 мест, убеждающих христиан быть «трезвыми» или «воздержанными». Эти убеждения, как мы увидим, в большинстве случаев прямо относятся к употреблению спиртных напитков. Таким образом, наше определение о Новозаветном учении относительно употребления напитков, должно быть основано как на специфических текстах, прямо говорящих о вине, так и на текстах, предлагающих общие убеждения о трезвости и воздержании.
Этот раздел состоит из четырех глав, три из которых касаются текстов, говорящих прямо о вине и одна глава говорит об убеждении о трезвости и воздержании. План этого раздела выглядит следующим образом: /179 стр. ориг./
Глава 14: Деян.2:13 – «Они напились сладкого вина».
Глава 15: 1Кор.11:21 «Иной… голоден, а иной упивается».
Глава 16: Ефес.5:18 «Не упивайтесь вином».
Глава 17: Увещание к трезвости.
ГЛАВА 14: Деян. 2:13. «ОНИ НАПИЛИСЬ СЛАДКОГО ВИНА»
Важность этого текста. Апостолы едва лишь начали свое мессианское провозглашение, когда их обвинили в пьянстве. Первое общество верующих в день Пятидесятницы получило дар языков, что дало им способность проповедовать Евангелие на языках народов, собравшихся на праздник в Иерусалиме. В то время, как в результате этого чуда тысячи уверовали во Христа, другие насмехались над учениками, говоря: «Они напились сладкого вина» /Деян.2:13/.
Некоторые истолковывают этот текст, как подчеркивание обычая пить алкогольное вино в самом раннем апостольском обществе. Это истолкование опирается лежит на три главных предположения.
1. Насмешники не могли обвинять христиан, что они пьяные, если бы они не видели некоторых христиан, выпивающими в предыдущих случаях. /См. Дискуссию Стефана М. Рейнольдса «Алкоголь и Библия», Литтл Рок, Арканзас, 1983, стр. 52/.
2.«Новое вино» /глейкос»/ было «сладким вином», алкогольным по природе, которое приводило к опьянению при большом количестве выпитого напитка. /Смотри к примеру – Греческие словари Е. Робинзона и Дина Альфорда, слово «глейкос»/.
3.И в третьих, Петр в своем ответе отрицал обвинение, говоря: «Как мы можем пить, когда мы непьющие – трезвенники?» – Но указал на ранний час утра: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» /Деян.2:15/.
Недопустимое истолкование. Это истолкование не допустимо по трем главным причинам. Оно предполагает, что обвинение насмешников было основано на действительном наблюдении христиан, участвующих в выпивке. Это безосновательное предположение, ибо насмешники не обязательно основывали их клевету на действительном наблюдении. Если они и наблюдали то, что ониони, возможновозможно, видели – христиане ведь скорее находились под влиянием Святого Духа, чем алкогольных духов. Возможно, увиденное ими, ввело их в заблуждение. Иудейский философ Фило, который жил в это время, рассказывает нам, что наиболее трезвые личности – «трезвенники», когда находились под влиянмем божественного вдохновения, казались для других как находящиеся в пьяном состоянии. /Фило «О пьянстве», 36/.
Это, однако, кажетсякажется, едва ли приемлемым здесь, ибоибо, если насмешники реально желали обвинить учеников в пьянстве, они должны были бы обвинить их, что они напились «вина» /ойнос/, а не «виноградного сока» /глейкос/. Термин /180 стр. ориг./ «глейкос» употреблялся, чтобы обозначить непереброженный виноградный сок. К примеру, Плиний ясно объясняет, что греческое название «аиглейкос» – это наш не изменяющийся муст». Далее он продолжает рассказ, как предотвратить его брожение.