На тракторах установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель воздушного охлажения Д-37, или Д-144, производства Владимирского тракторного завода. Мощность двигателя Д-37 составляет 37 л.с., а двигателя Д-144 — 50 л.с.
Запуск двигателя производится электростартёром или (на части тракторов) пусковым бензиновым двигателем ПД8.
Трансмиссия механическая полностью реверсивная, позволяющая использовать весь диапазон скоростей как на переднем, так и на заднем ходу. Интересной особеностью трактора является размещение конического редуктора сразу за муфтой сцепления и, соответственно, поперечное расположение валов КПП. Предусмотрена установка механического или гидрообъемного ходоуменьшителя для работы на низких (менее 2 км/ч) скоростях. Трактор имеет два вала отбора мощности — задний и боковой.
Особенностью трактора Т-40 является возможность его агрегатирования без переоборудования с навесными и прицепными машинами, разработанными для тракторов смежных классов - более легких Т-25 и более тяжелых семейства "Беларусь". Тракторы имеют по два многорежимных независимо управляемых вала отбора мощности, что также расширяет функциональные возможности трактора. Реверсивная трансмиссия позволяет трактору работать с навесными орудиями задним ходом (у других типов колёсных тракторов задний ход предназначен только для маневрирования). Эти обстоятельства, а также удачное сочетание эксплуатационных качеств обеспечило трактору широкое признание на всей территории СССР.
К недостаткам трактора Т-40 следует отнести напряженный тепловой режим двигателя воздушного охлаждения в летнее время и недогрев двигателя зимой, неэффективное отопление кабины (опять-таки по причине воздушного охлаждения), затрудненный запуск двигателя в зимнее время.
Модификации
Тракторы с двигателями Д-37 и Д-144 (в некоторых источниках Д-37Е) внешне отличаются формой капота: в первом случае — скругленный, во втором — "прямоугольный".
Тракторы с двигателем Д-37
§ Т-40 — базовая модель — задний привод, двигатель Д-37
§ Т-40А — полноприводная модель
§ Т-40АН — полноприводная модель с уменьшенной высотой и дорожным просветом для работы на склонах
§ Т-50А — промышленная модификация для работы с одноковшовым погрузчиком
Тракторы с двигателем Д-144 (50 л.с.)
§ Т-40М — задний привод
§ Т-40АМ — полноприводная модель
§ Т-40АНМ — полноприводная модель, уменьшенный дорожный просвет для работ на склонах
§ Т-40АП — полноприводная модель, предназначенная для работы с коммунальным оборудованием
Современное состояние
Высокий запас прочности узлов трансмиссии и ходовой части обеспечили трактору высокую долговечность - большая часть тракторов, выпущенных в 70-х - 80-х годах до сих пор находится в эксплуатации, как у предприятий, так и в личных подсобных хозяйствах. Продолжающийся выпуск запасных частей позволяет поддерживать эти тракторы в хорошем техническом состоянии.
Т-40
Выпускался, гг.
1961-1995
Экземпляры
Назначение
сельскохозяйственный универсально-пропашной и транспортный
ЗиЛ-130 Колесная формула 4x2. Кабина цельнометаллическая, трёхместная. Кузов – деревянная платформа с тремя откидывающимися бортами. Двигатель 8-цилиндровый V-образный карбюраторный четырёхтактный верхнеклапанный. Коробка передач 5-ступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Сцепление однодисковое сухое. Главная передача двойная: пара конических шестерён со спиральными зубьями и пара цилиндрических. Рулевой механизм с гидроусилителем. Подвеска на продольных полуэллиптических рессорах, спереди с гидравлическими телескопическими амортизаторами, сзади - с дополнительными рессорами. Рабочий тормоз барабанный на все колёса с пневмоприводом.
Автомобили для армии красились в зелёный защитный цвет, оснащались дополнительным инструментом, канистрами на 10 и 20 л, топором, лопатой, пилой, комплектом светомаскировочных насадок СМУ. Часть машин оснашалась кузовом с наращенными бортами, дугами и тентом. Специально для ЗиЛ - 130 выпускалась газовая кухня КГ-40 (монтировалась справа под платформой на месте запасного колеса). Автомобили первых опытных партий имели колёса от ЗиЛ-164А, маленькое круглое зеркало (как на ЗиЛ-164 и ЗиЛ-157) только с левой стороны, капот без вентиляционных прорезей по бокам, заднее стекло защищалось металлической сеткой. Инструментальный ящик крепился сзади справа под платформой.
Первые серийные ЗиЛ - 130 имели изменённую облицовку радиатора, прямоугольные зеркала с обеих сторон, новые диски колёс с 4 вентиляционными отверстиями. Инструментальный ящик располагался слева над бензобаком. Горловина бензобака смещена вперёд.