Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности и культурно-историческое значение эпохи Ренессанса.



Понятие Ренессанс (фр. Renaissance) восходит к итальянскому термину rinascita (лат. renasci ‘возрождаться’), который обозначал возобновление утраченных традиций античности, расцвет гуманитарного знания и искусства после средневекового упадка в культуре (если этот период сравнивать с той же античностью). Ренессансные тенденции в итальянской культуре начинают развиваться уже на рубеже XIII–XIV вв., а в целом эпоха Возрождения в европейской культуре охватывает XV–XVI вв. В период средневековья античное наследие подчинялось нуждам церкви, В культуре Возрождения античность была осмыслена и высоко оценена как самостоятельная историко-культурная эпоха, заложившая основы европейской цивилизации.

Светское начало, актуализировавшееся уже в позднее средневековье, получило уже в полной мере благоприятные условия для своего утверждения. Именно торжество светского начала является главной особенностью рассматриваемой эпохи. Укажем его конкретные проявления. 1. Антропоцентризм, утверждавший неограниченные возможности и творческий потенциал человека, подчеркивавший значимость свободы и достоинства личности, способствовавший осознанию и усилению авторского начала в творчестве. Ярче всего антропоцентризм выразился в философско-эстетическом явлении, называемом гуманизмом (лат. humanitas; humanus ‘человеческий, человечный). Оно противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового взгляд на человека его места в мире. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, образованность. В качестве идеального человека признавалось сильная, талантливая и всесторонне развитая личность.

Здесь вполне очевидна ориентация на человекоцентризм античной классики. Однако в Древней Греции и Риме оставалось сильным традиционное религиозное мировоззрение. Человек представлялся игрушкой судьбы и богов, от его личных качеств и воли почти ничего не зависело. В связи с этим в античной трагедии одним из главных был мотив рока, или предопределенности. Эдипу из одноименной трагедии Софокла было предсказано, что он совершит инцест с матерью (это тягчайший грех, восходящий еще к табу первобытного периода). Несмотря на свою инициативность, храбрость и стремление к справедливости, Эдип не смог избежать рока и тяжело поплатился за это. В сознании эпохи Ренессанса человек становился абсолютно свободным, творцом своей судьбы и благодаря творчеству даже приравнивался к Богу. Недаром выдающийся гуманист Марсимо Фичино написал: «Человек измеряет небо и землю... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал».

Отмеченные особенности привели целому ряду открытий и прорывов в различных сферах, подтверждающих огромный творческий потенциал человека. Прежде всего это время наиболее масштабных географических открытий, сыгравших поворотную роль в европейской истории. Мы имеем в виду открытие Колумбом Америки (1492 г.), а также морской путь в Индию португальцем В.Да Гамма (1519). Последнее открытие дало европейцам относительно безопасную дорогу к странам, являющимся прямыми наследницами великих культур Древнего Востока, прикрытыми на суше от Запада исламским щитом.

Научно-философские открытия предопределили построение современной научной картины мира. Например, Ник. Кузанский (1401-1404) выдвинул идею единства противоположностей перед лицом бесконечности (по сути, повторяя основную идею даосизма). Эту идею, по мнению философа, наиболее адекватно выражают математические символы. Например, если взять многоугольник с бесконечно большим количеством углов, то он превращается в круг. Если взять бесконечно большой круг и касательную к нему, то они совпадают. Последний символ – это прямой намек на шарообразную форму земли, которая только благодаря иллюзорному человеческому восприятию кажется плоской. С точки зрения Кузанского, мир – это сам Бог в развернутом состоянии. Это бесконечность, которая в силу своей бесконечности не имеет определенного центра. Так скрыто опровергалась господствовавшая тогда геоцентрическая модель мира (заложенная еще Аристотелем). Продолжателем Кузанского стал польский астроном Н.Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему. Итальянский ученый Д.Бруно (1548-1600) в своих философских построениях опирался на идею бесконечности вселенной Кузанского и гелиоцентрическую систему Коперника. В итоге он пришел к выводу о множественности звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которых также вращаются планеты, возможно, населенные разумными существами. За эти идеи он был сожжен на костре инквизицией.

Изобразительное искусство Ренессанса органично сочетало в себе античные и христианские мотивы, при этом наследуя и превосходя античную пластичность и динамику форм. Открытие линейной перспективы в живописи позволяло воспроизводить трехмерное пространство. Важно отметить, что даже христианские мотивы в живописи обретали чисто человеческое содержание. Например, Дева Мария изображалась как обычная женщина, а Христос на ее руках – как обычный младенец (в средневековой живописи маленький Христос был похож на младенца только размерами). Помимо пластичной выразительности в живописи появлялось начало тонкого психологизма, свидетельством чего является таинственная улыбка Джоконды на картине Л.Да Винчи.

Среди скульпторов и живописцев можно отметить следующие фигуры: Рафаэль Сантибольше всего известен циклом шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери). Величайшее творение этого цикла — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря, росписи парадных залов Ватиканского дворца. Микеланджело Буонароттти — великий скульптор, архитектор, живописец и поэт. Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», ставшему символом независимости Флоренции, а как архитектор — став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.

Наиболее яркой личностью Возрождения стал Леонардо да Винчи,явив собой миру идеал «универсального человека». Он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Некоторые его замыслы, например проекты металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих машин, подводной лодки и танка, летательных аппаратов и парашюта, далеко опередили технические возможности его времени.

Среди писателей наиболее известны Ф.Рабле и У.Шекспир. Первый является автором романов «Гаргантюа» и «Пантагрюэль», в которых авантюрный сюжет сочетался с философским содержанием и смелыми аллегориями, в которых критиковалось старое мировоззрение и утверждались принципы гуманизма. Второй – всемирно известный драматург, создатель комедий, трагедий и нового жанра исторических хроник, в которых напряженная интрига сочетается с философским содержанием и глубоким психологизмом. Одной из примет Ренессанса стала социальная философия, продолжавшая традиции Платона и Августина («Утопия Т.Мора и «Город солнца» Т.Каппанеллы), в которых разрабатывались социалистические принципы как основа для полноценной реализации человека.

Одним из последствий ренессансного мировоззрения, разрушавшего авторитет католичества стала церковная реформация 16 в. Положение усугублялось разложением католической церкви, которая погрязла в роскоши и разврате за счет солидных церковных сборов. В связи с этим многие выступализа создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от извращений. Яркий пример – практика индульгенций (продажа грамот, удостоверяющих отпущение грехов), которая способствовала росту безнравственности. Именно с протеста против индульгенций началась деятельность немецкого священника Мартина Лютера (1483 – 1546), ставшего основателем лютеранства как первой ветви протестантизма. Другая ветвь (кальвинизм) связана с швейцарским проповедником Жаном Кальвином (1509-1562). Протестантизм способствовал доступности Священного Писания для всех верующих путем его перевода га национальные языки. Утверждался приоритет личной веры над соблюдением обрядов. Несмотря на идею божественной предопределенности человеческой жизни, протестанты верили, что возможная богоизбранность конкретного человека определяется его успехом в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия, честности в сочетании с практицизмом. Именно эта религия стала идеологической основой для развития капитализма, распространяясь в Германии, Англии и Америке.

В заключение отметим, что задавая позитивный импульс для развития Западной культуры Нового времени, Ренессанс во многом предопределил ее темные стороны. Возрожденческий гуманизм часто оборачивался индивидуализмом и духовной гордыней европейцев. Следствием этого стала жестокая капиталистическая конкуренция и циничное потребительство в процессе достижения человеческих благ. Наглядными проявлениями таких процессов уже в то время стало начало дикого капитализма, жестокая колониальная политика, религиозные войны.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.