Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурно-историческое значение античности.



Восприимчивость к другим культурным влияниям во многом обусловливало динамичность развития и богатство античной культуры. Благодаря своему богатству античная цивилизация сама постепенно становилась важным агентом культурного влияния. Как уже отмечалось, на Востоке это влияние было наиболее активным в Египте. В других странах и регионах этому препятствовал традиционализм, помноженный на освободительную борьбу. Однако в качестве примера греческого влияния можно привести гандхарскую школу искусств на западе Индии, в которой скульптура после Александра Македонского испытывала влияние классических греческих образцов. Другой пример – средневековые арабы, которые стали первыми преемниками аристотелевского наследия благодаря хорошо сохранившимся текстам его работ в завоеванном Египте. Яркий пример аристотелистов – Авиценна (10-11 вв. Средняя Азия) и Аверроэс (арабская Испания, 12 в.). В эпоху крестовых походов именно активизировавшиеся связи с арабо-мусульманским миром во многом способствовали усвоению западноевропейцами Аристотеля.

Однако в наибольшей степени античность повлияла на Западную Европу. Приведем самые общие примеры. Римское право стало основой так называемой романо-германской правовой семьи, которая устанавливалась в континентальной Европе в период централизации (15-17 вв.). Для нее характерна широкая, систематизированная и разветвленная нормативно-правовая база, изначально охватывающая основные сферы социальной жизни и построенная по принципу практической целесообразности. Тяготеет к консерватизму, но допускает изменения в соответствии с тем же принципом. Сильное и централизованное государство становилось идеалом для европейских властителей в тот же период централизации. Например, Иван Грозный через Рюрика возводил свою родословную к Юлию Цезарю. Пластичность, выразительность, индивидуалистичность изобразительного искусства эпохи Возрождения – это прямое следствие древнегреческой скульптуры.

Конкретными примерами античного влияния на становление западноевропейской культуры – наследие наиболее известных древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля. Недаром их философские школы (Академия Платона и Ликей Аристотеля) стали позднее именами нарицательными и обозначают теперь типы европейских учебных заведений. Рассмотрим основы учений этих философов, оказавшие наибольшее культурное влияние.

Платон (427-347 до н.э.) был наиболее известным учеником Сократа и основателем классического идеализм (мировое духовное начало первично и создает материальный космос. Основой мироздания является мир идей (эйдосов), который вечен и неизменен. В нем содержатся идеальные прообразы всего материального мира. Например, идея корабля воплощена во всех реальных видах кораблей. При этом идеальные прообразы изнаально совершеннее, чем их материальное воплощение. Ранние христиане считали, что истинная вера в Бога далеко выходит за пределы разума и рассудка, философская рациональность религии не нужна. Однако уже тогда христиане полемизировали с языческими мыслителями, и без рациональных доводов было не обойтись. Обращаясь к наследию Платона, позднеримский мыслитель Августин Аврелий (Блаженный 354-430) рационализировал христианство, дал ей платоновский философский фундамент. Он отождествил платоновский мир идей с Богом. Объективно существующие в высших мирах идеи – это мысли творца перед актом творения. Эта доктрина позднее стала основой христианской средневековой теологии. Еще позднее на идеализм Платона ориентировались наиболее известные и влиятельные европейские и русские философы-идеалисты (Г.Гегель, В.Соловьев).

Платон также известен как создатель теории идеального государства. Он видел основную причину социальных бед в несоответствии занимаемого человеком положения и уровня развития души. В Идеальном государстве это несоответствие преодолевается. Вершина общества – правители-философы (главные добродетели – мудрость и высшая нравственность), середина – стражи-воины (главная добродетель – воля и храбрость), низ – производители (главная добродетель – трудолюбие, материальное приумножение). Большинство реальных форм правления нарушает эту иерархию добродетелей. На эту теорию опирался уже упомянутый Августин, чье учение о Граде Земном и Граде божьем стало основой социальной философии христианства. Основой града Земного (светского государства) является человеческий эгоизм, или любовь к себе, доведенного до презрения к Богу. Так впервые было сказано о преобладании антигуманных тенденций, связанных с государством независимо от формы правления и режима. Град Божий основан на любви к Богу, доведенного до презрения к самому себе. Аналогом власти мудрецов у Платона стала власть высоконравственного духовенства, чья власть изначально выше светской власти. На платоновскую традицию ориентировалась первая концепция идеального социалистического общества, изложенная в «Утопии» Т.Мора. Сам труд написан в диалогической манере, как и у Платона, а основой политической демократии и экономической эффективности являются не внешние законодательные меры (это только следствие), а высокий уровень нравственности у большей части общества.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – это наиболее известный ученик Платона, а впоследствии его идейный противник. Также он прославился как учитель Александра Македонского. Основным пунктом полемики Аристотеля с Платоном стало понимание категорий «идея» и «понятие». Для Платона это явление высшей реальности, которое по сути - первоисточник материального мира явлений. Для Аристотеля в контексте теории познания понятие – это лишь продукт абстрагирования, осуществляемого человеческим сознанием на основе чувственного восприятия. Путь познания включает три этапа. 1.Целенаправленное наблюдение за явлениями внешнего мира. 2.Сравнение и систематизация явлений. 3.Формулировка законов мироздания на основе логики. При этом Аристотель первым среди европейцев разработал классическую логику и ее законы («Органон»). Например, закон противоречия (при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание, и его отрицание, а также закон исключенного третьего (из двух взаимно противоположных суждений в заданных условиях истинным может быть только одно). В период европейского средневековья логика Аристотеля стала использоваться для доказательства христианских догматов (схоластика). А связанное с этим нужда в образованном духовенстве способствовала появлению университетов. Сам Аристотель не был последовательным материалистом, однако в Новое время его теория познания стала основой материалистически ориентированной научной методологии, которая способствовала быстрому прогрессу естественных наук.

Социально-философское учение Аристотеля было основано на этическом принципе меры (уклонения от крайностей). В связи с этим основой общества должны быть свободные, не слишком бедные и не слишком богатые, живущие по принципам честной конкуренции. Наиболее приемлемой формой государственного правления для него была политейся, которая соответствует принципам современной цивилизованной демократии. В Новое и Новейшее время эта аристотелевская идея стала основой идеологии среднего класса как главной опоры общества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.