Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Христианство как стержень средневековой культуры



Термин «Средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Средневековьем принято называть исторический период со времени падения Западной Римской империи (476 г) до падения Восточной Римской империи (Византии, 1453 г.). Однако останки Римской империи стали благодатной почвой для достаточно быстрого прогресса Западноевропейской культуры. В какой-то мере было воспринято наследие античности, однако главным фактором культурного развития стало воспринятое от римлян христианство (вторая по времени возникновения мировая религия после буддизма.

Как религиозное течение оно начало формироваться в 1 в. н.э. в процессе миссионерской деятельности апостолов (учеников Христа). Глубинные основы христианского учения мы уже рассматривали раньше, поэтому мы выделим лишь основные моменты, а в дальнейшем сосредоточим основное внимание на христианских основах средневековой культуры.

Основой христианского учения является идея сотворения мира в процессе распространения духовной энергии, исходящей от единого и всеблагого божества. Это принцип креационизма, сформировавшийся еще в рамках иудаизма. Однако результат божественного творения осмысливался неоднозначно. С одной стороны, природа осознавалась как проявление божественной мудрости, что во многом сходно с восточным природоцентризмом (даосизм, Древний Египет). С другой стороны, как в индуизме и буддизме, цель человека видели в преодолении природной обусловленности и установлении непосредственной связи с Богом. Эта особенность определялась вниманием к проблеме мирового зла. В связи с этим вспомним миф о Люцифере, мятежном ангеле, чья духовная гордыня привела к разрушительному эгоизму и восстанию против Бога. Итогом этого мятежа стало успешное искушение первых людей (Евы и Адама). Именно поэтому большое внимание уделялось различным проявления греховности: от чревоугодия и прелюбодеяния и убийства до гордыни и уныния. Однако сущностная природа любого греха заключается в отказе от Бога и связанного с ним принципа абсолютной, необусловленной любви и всеединства. Грех не в том, что человек ест много, а в том, что он поглощение пищи (грубое или изысканное – без разницы) поставил выше Бога, сделал своим кумиром. Если человек сделал своим кумиром какую-либо цель, желание, идею, поставил ее выше Бога, значит ради нее он способен солгать, предать, убить, впасть в уныние или покончить с собой, если они так и не осуществятся. Если человек это делает ради любви к другому человеку, это на самом деле не любовь, а проявление того же кумирства, идолопоклонничества. Если человек делает то же самое ради высокой идеи и цели, получается то же самое. При этом высокие идеи и цели таят в себе повышенную опасность, потому что ими легко подменить Бога и абсолютную любовь. Возвратимся к мифу о Люцифере.

Необходимость преодоления первородной греховности обусловливало повышенное внимание к проблемам нравственности. Главным сводом этических правил стали 10 заповедей, данных иудейским пророком Моисеем. Все они были направлены на единение с Богом как высшую ценность. Первая заповедь гласит, что Бог един и не стоит поклоняться многим (языческим) богам. Осознание единого Бога подразумевает любовь как единство с вселенной. Поклонение множеству богов – раздробление единства мира и удовлетворение своих эгоистических потребностей. При этом для постижения единства недостаточно разума. Более того, связанный с эго, он может вредить. Поэтому главный путь, помимо экстаза и откровения – это вера. При этом вера подразумевает не уверенность в том, что боженька есть и он даст мне есть и денег побольше, а именно активное, живое ощущение единства. Вторая заповедь – не сотвори себе кумира. Это значит, что человек должен жить разными интересами, заниматься разными делами, но при этом ничто не должно быть выше Бога, или ощущения единства. В противном случае, опять тот же эгоизм, потеря реальной связи с Богом и миром и - деградация. Таков же смысл заповедей приобщения к единому несут следующие заповеди: не поминай Бога всуе (гордыня по поводу своей религиозности), соблюдай субботу (отрешайся периодически от земных дел и посвящай себя Богу). Следующие заповеди связаны с частными проявлениями единства и нравственными нормами: чти родителей своих, не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, не лжесвидетельствуй, не покушайся на имущество ближнего своего.

Итак, иудейская основа христианства несомненна. Однако возникает вопрос о причинах оформления христианства как самостоятельной религии. В иудаизме вызревали явные нарушения заявленных в заповедях принципов. Наиболее яркое нарушение связана с эгоистической трактовкой заповедей и их формализация. Эгоистическая трактовка связана с тем, что заповеди, действительно, помогавшие этому народу, начинали осознаваться не как инструмент связи с Богом, а как средство для комфортной жизни. Заповеди становились важнее Бога, они разрастались: с 10 до 613, обрастали комментариями. В результате живые истины превращались в свод сухих и малопонятных правил, толковавшихся суровыми и нетерпимыми фарисеями и книжниками. Суть миссии Христа заключалась в исправлении этих недостатков. Однако были и моменты новаторства. В иудаизме Всевышний находился где-то за пределами человеческих ощущений, видения и чувств (то есть рассматривался как нечто трансцендентное). Недаром он являлся лишь избранным в Сиде огненного столпа. Согласно Христу, Бог одновременно находится и внутри нас. Доказательством этому является статус Христа как боговоплощенной личности. ). Для иудея грех – это прежде всего неправильное поведение. Христос говорил о том, что главный грех – не снаружи, а внутри. Именно неправильные чувства рождают агрессивное и неправильное поведение. Внешне благопристойное поведение может скрывать в себе извращенные чувства. Если в глубинах души нет любви, то человек в своих глубинных чувствах становится потребителем, и это рано или поздно проявляется в поведении. Отмеченная идея боговоплощения Христа стала основой христианской доктрины, которая выражена в символе веры, принятом на первых Вселенских христианских соборах. Помимо это символ веры включает идею воскресения Христа, воскрешения мертвых в момент страшного суда, единства Бога в трех лицах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, - искупитель грехов и Бог-Дух Святой, энергия сохранения миропорядка.

Христианство учило, что человек склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. В связи с этим общественное влияние церкви было огромным. С. 4-го в. христианство стало государственной религией Римской империи, в дальнейшем оно сохранило этот статус в европейских странах. Каждый человек в них обязан был соблюдать сложную систему обрядов, приносить храмовые пожертвования или даже платить церковный налог (церковная десятина в западной Европе). Агентами церковного влияния становились монастыри, которые в Западной Европе образовывали мощные и разветвленные организации, которые вели миссионерскую и проповедническую деятельность (Францисканский и доминиканский ордена). За счет безвозмездного монашеского труда они часто становились богатыми и самостоятельными экономическими субъектами, упрочивая свою независимость от светской власти. Наконец, они становились главными центрами просвещения. На основе монастырских школ образовывались университеты, и научно-философские знания оказывались под полным контролем церкви. Недаром наиболее авторитетные в этот период мыслители были представителями церкви. Это уже упомянутый Августин Блаженный, который философию Платона поставил на службу христианского вероучения. Также это Фома Аквинский, систематизировавший в своей «Сумме теологии» католические догматы и логически доказавший существование Бога 1. Наличие перводвигателя, от которого началось движение (космологическое) 2. Если в мире все причинно взаимосвязано, то должна быть первопричина (каузальное, онтологическое) 3. Отсутствие бога делает жизнь бессмысленной и аморальной (Вспомним фразу из романа Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено») 5. Все в мире стремится к совершенству. Бог – вершина совершенства, задающее это стремление. 6. Таким образом, Бог – это ориентир для движения к совершенству (5, 6 телоологичекое).

Степень социального влияния церкви в западной и восточной зонах было разным. В Византии и на Руси церковь ограничивалась ролью духовного просветителя и нравственного арбитра. В Западной она претендовала на политическую власть, и Римские папы претендовали на роль владык королей, наместников Бога на земле (папоцезаризм). В связи с этим в 1054 г. произошел церковный раскол и разделения христианства на католичество и православие.

Не отрицая просветительской роли средневекового христианства, отметим, что оно во многом повторило ошибки иудаизма. это чрезмерная обрядность. В идеале обряды стимулируют религиозное чувство, однако их абсолютизация приводит к подмене сути внешней оболочкой. В результате большинство называющих себя христианами не способны к постоянной внутренней работе. Одним из постулатов христианства стала идея о том, что Христос своей смертью искупил грехи всего человечества. Весьма вероятно, что в этом есть большая доля истины, однако чрезмерное внимание к этой идее стало средством самоуспокоения, поводом продолжать грешить в ожидании нового Мессии. Наконец, это явная подмена ценностей у христианской церкви. В католичестве это стремление к светской власти и внешней роскоши. В православии это проявлялось в меньшей степени. В то же время там процветал культ отречения от мира. А это, во многом, свидетельствовало о неспособности справиться с противоречиями действительности, пассивности, которая в итоге опять же привело к зависимости от светской власти. В итоге падение авторитета христианства в Новое время закономерно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.