Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова (1818–1824)



В работе по коренной реконструкции усадьбы на Елагином острове К.И. Росси впервые в своей практике решал задачу создания законченного классицистического ансамбля. В конце XVIII века усадьбой владел директор придворного театра обер-гофмейстер И.П.Елагин, чья фамилия и закрепилась в названии острова. При Елагине началось на острове и каменное строительство: большой дворец, службы, оранжереи, павильоны и беседки.

В 1817 году хозяйкой острова стала вдова Павла I императрица Мария Федоровна. 3 февраля 1818 года высочайшим повелением была создана комиссия для «перестройки дворца, построения вновь кухонного и конюшенного корпусов, переделки каменной оранжереи на Елагином острове… производства прочих работ». Строительство было поручено придворному архитектору Карлу Росси.

Новый ансамбль был задуман зодчим как асимметричная, свободная и широкая композиция, в основу которой было положено сочетание архитектуры и живописного пейзажа.

В композиции дворца, в двух его основных фасадах применена трехчастная схема с единым большим ордером в центре и ризалитах, что свидетельствует о желании автора масштабно выделить здание, соотнеся его с крупным пространством. В том же ключе парадно-монументального «городского» звучания разработаны вспомогательные здания — усадьбы — кухонный корпус здание конюшен, павильон, в которых везде применен строгий и крупный в деталях греко-дорический ордер.

Обеспечивая связь дворца с окружающим ландшафтом, зодчий предлагает игру контрастов двух фасадов. Со стороны Средней Невки дворец выделен полуротондой перед входом и полукруглой лестницей, украшенной большими мраморными вазами, которые как бы вторят мерному бегу речных волн. Западный фасад, где расположен главный вход, выполнен гораздо строже. Полуротонда уступает место портику с шестью колоннами. И только широкая лестница и закругленные пандусы связывают дворец с раскинувшимся перед ним лугом.

Все здания расположились среди зелени окружающего их парка свободно, без строгой системы, подчеркивая этим живописность общей композиции острова. Однако свободная планировка ансамбля отнюдь не лишает его компоненты тесной связи друг с другом. Они объединены пространством Масляного луга, с которого хорошо видны основные сооружения усадьбы. Сосредоточенные на одной стороне луга, они уравновешиваются компактной массой зелени, ограничивающей луг с противоположной стороны.

Ансамбль Дворцовой площади (завершение) (1818–1823)
Интеравктивная карта ансамбля

К середине 1820-х годов завершалась реконструкция Адмиралтейства. Захаров создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр. Его появление вблизи Зимнего дворца выявило несоответствие окружающей среды. Необходимо было поднять окружающую застройку до художественного уровня захаровского творения, завершить формирование целостного пространства вокруг здания Адмиралтейства, намеченного еще в проекте А.В. Квасова, и придать законченный вид Дворцовой площади, застройка которой еще не имела до того времени необходимой четкости и единства.

Иквидация крепостных валов и бастионов в начале XIX века создала предпосылки для полной реализации замысла А.В. Квасова — объединить в едином пространственном потоке отдельные площади, окружавшие Адмиралтейство. Построенные К.Росси здание Главного штаба на Дворцовой площади и здания Сената и Синода на Сенатской (ныне площадь Декабристов) играли в этом отношении ведущую роль. Вместе с тем каждое из них решало свою автономную задачу организации Дворцовой и Сенатской площадей, ориентируясь в целом на композиционный строй Адмиралтейства и Зимнего дворца.

В проекте по реконструкции Дворцовой площади К.И.Росси сохранил предложенную А.В.Квасовым криволинейную форму южной части площади и спроектировал здесь два громадных корпуса, соединенные аркой. Западный корпус, расположенный ближе к Невскому проспекту, предназначался для Главного штаба; в восточном, обращенном фасадами не только на площадь, но и на набережную Мойки, должны были разместиться два министерства — иностранных дел и финансов.

К.И.Росси с блестящим мастерством и тактом сумел согласовать архитектуру новых зданий с совершенно иными по характеру барочными формами Зимнего дворца. Среди приемов, использованных в композиции Главного штаба и способствовавших достижению такого результата, важную роль играет криволинейная форма здания. Благодаря упругому изгибу фасада архитектура Главного штаба приобрела ту ярко выраженную динамику, которая позволила композиционно сблизить произведения Росси с Зимним дворцом.

В то же время изменчивые, сложные по пластике массы дворца и строгие формы штаба различны по характеру динамики и выражают самостоятельные архитектурные темы, соответствовавшие идеалам своего времени. Обращенный на площадь фасад Зимнего дворца — стихия безостановочного, волнообразного движения, лишенного четко выраженного организующего центра. Наоборот композиция Главного штаба подчинена ясному регулирующему началу: развиваясь от крыльев к центру, она достигает максимума динамической напряженности в свободном взлете арки. Тем самым площадь в целом получила организующий центр, что внесло в трактовку пространства ощущение классической законченности. Так, соединив в своем произведении мотивы движения и покоя, развития и завершенности, Росси добился согласованности различных по стилю форм.

Достижению той же цели способствовали и другие приемы, использованные зодчим. Например, фасады Главного штаба, как и Зимнего дворца, разделены на два яруса, близкие друг другу по высоте. Горизонтали междуэтажных и венчающих карнизов, выполненные примерно на одном уровне, охватывают всю площадь подчеркивая целостность ее пространства. Однако трактованы ярусы обоих зданий по-разному, и это связано с различием эстетических принципов барокко и классицизма. На фасаде дворца колонны размещены в обоих ярусах, поставлены друг на друга, что создает впечатление зыбкости конструкции. В здании Главного штаба первый ярус выглядит как устойчивый цоколь, являющийся надежным основанием для верхних этажей, объединенных ордером. Но ордер Главного штаба, как и ордер дворца, декоративен: портики, отмечающие крылья и центр здания, построенного Росси, состоят из трехчетвертных колонн, связанных со стеной. Это тоже помогает объединению в ансамбль зданий, стоящих на площади.

Большое внимание Росси уделял декорации Главного штаба. Пышная лепкафриза, крупные, украшенные сандриками и балясинами окна второго этажа, многочисленные скульптурные детали арки вносят в классически строгую композицию Главного штаба черты праздничной яркости, перекликающиеся с архитектурой дворца.

Мастерство Росси-градостроителя с особенным блеском проявилось при проектировании арки, соединяющей здание министерств с Главным штабом. И. Грабарь в исследовании, посвященном архитектуре Петербурга XIX века, пишет: «Здесь, в решении этой арки, Росси показал себя тем гением архитектуры, которому нужно строить не дома, а улицы и города. Здесь развивает он свои силы до предела, когда чувствует, что задача его достойна. Большому кораблю — большое и плавание. Лишь большие, грандиозные задачи увлекали Росси; и чем грандиознее они, тем больше огня вкладывает он в свою композицию».

Арка переброшена над улицей, подходившей к площади, так, что правая сторона улицы продолжалась по прямой и в пределах площади. Решительно повернув последний отрезок улицы (нынешней Большой Морской), Росси вывел ее на площадь как раз напротив центральной части фасада Зимнего дворца, зафиксировав таким образом положение оси симметрии всего ансамбля. Здесь и была размещена колоссальная арка пролетом 17 м, решенная, как триумфальная: она посвящена победе в Отечественной войне 1812 года.

Арка Главного штаба интересна своим пространственным решением. Росси использовал систему трех арок, с помощью которых мастерски решил трудную задачу — архитектурно оформить сильный излом улицы. Две арки, одинаковые по размерам и параллельные друг другу, образуют торжественный вход на площадь; под углом ко второй арке расположена третья — она замыкает перспективу, открывающуюся с Невского проспекта вдоль Большой Морской улицы.

Раскрытию героической темы в архитектуре арки Главного штаба способствуют произведения монументальной скульптуры. Система их расположения напоминает ту, которая была использована для оформления башни Адмиралтейства. У подножия арки установлены горельефные композиции из воинских доспехов. Над ними стоят фигуры воинов. Выше статуй тоже размещены арматуры (воинские доспехи), но выполненные как рельефы. В полях между дугой арки и антамблементом размещены рельефные изображения летящих гениев Славы.

Завершением этой триумфальной композиции служит изображение колесницы Победы с шестеркой коней. В центре выделяется аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины, держащей в руках жезл с двуглавым орлом и лавровый венок. Две группы коней, крайних из которых держат под уздцы воины с копьями, ритмично вторят разворачивающимся в стороны крыльям здания.

Создателями скульптурных композиций арки Главного штаба были С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский. В своей работе они руководствовались эскизом Росси, что позволяло добиться наилучшего результата.

Когда закончилось сооружение здания Главного штаба, на восточной стороне Дворцовой площади еще стоял возведенный в конце XVIII века экзерциргауз. Низкий узкий фасад экзерциргауза выпадал из складывающегося ансамбля. На этом месте было решено построить более крупное здание, предназначавшееся для Штаба Гвардейского корпуса. Оно строилось по проекту А.П. Брюллова в 1837-1843 годах.

Обращенный на площадь фасад здания, подобно Главному штабу, разделен на два яруса, первый из которых решен в виде цоколя, а второй представляет собой колоннаду из двенадцати ионических трехчетвертных колонн. Однако, в отличие от соседнего здания, колоннада Штаба Гвардейского корпуса не фиксирует центр фасада, а распространена на всю его длину. Это дает возможность, не поступаясь своеобразием композиции, нейтрализовать роль здания в ансамбле площади и вместе с тем создать естественный переход от Главного штаба к дворцу.

Последний штрих в ансамбль Дворцовой площади был внесен в 1845–1846 годах, когда по проекту архитектора И.Д. Черника построили дом Вольного экономического общества, занимавший участок на углу Невского проспекта (дом № 2). Благодаря однотипной декоративной отделке, его фасады, обращенные на площадь и на проспект, почти не отличаются от Главного штаба.

За несколько лет до начала строительства здания Штаба Гвардейского корпуса ансамбль Дворцовой площади обогатился еще одним важным компонентом: в центре площади была воздвигнута Александровская колонна — монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года.

Проект триумфальной колонны в 1812 году разработал О. Монферран, руководивший тогда строительством Исаакиевского собора. Огромный гранитный монолит для ствола колонны был выломан в Пютерлакском карьере близ Выборга и доставлен в столицу по воде.

Ансамбль Сенатской площади (завершение) (1829–1834)
Интеравктивная карта ансамбля

Свое название Сенатская площадь получила после того, как в 1768 году в здание, занимавшее участок на углу Английской набережной, с Васильевского острова был переведен Сенат. Начало ансамблю площади положило создание памятника Петру I. Новый масштаб пространства вокруг монумента определили формы западного корпуса Адмиралтейства, перестроенного по проекту А.Д. Захарова.

К этому времени дворец, в котором располагался Сенат, обветшал и утратил вид правительственного учреждения. Николай I распорядился построить новое здание для Сената, и чтобы проект готовили «по образцам Главного штаба». Тогда же решено было перевести на Адмиралтейскую сторону и Синод, размещенный в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Делали это для размещения в строении петровского времени столичного университета.

В августе 1829 года состоялась закладка нового здания Сената, спроектировано К.И. Росси. Годом позже на соседнем участке началось в соответствии с его же проектом возведение и здания Синода. Оба новых здания зодчий соединил аркой, перекинутой над Галерной улицей. Вместе с Адмиралтейством новые постройки образовали единое пространство площади, придали ей парадный вид. Здания, возведенные по проекту Росси, связывает с произведением Захарова общий композиционный прием: колоннада на сравнительно невысоком цоколе.

В то же время очевидно различие архитектурных решений построек, принадлежащих разным эпохам развития высокого классицизма. Если западный фасад Адмиралтейства характеризуется ритмической четкостью, лаконизмом форм, то фасады Сената и Синода значительно сложнее по пластике, рождающей ощущение беспокойного ритма.

Наиболее нарядной выглядит центральная часть композиции Росси, включающая арку, которая решена совсем по-другому, чем на Дворцовой площади. Арка Сената и Синода не претендует на выдающееся градостроительное или смысловое значение, а лишь выполняет роль необходимого элемента, связывающего оба здания воедино. Тем не менее ее центральное положение подчеркнуто, как и в Главном штабе, размещенной на аттике скульптурной группой «Правосудие и Благочестие» — менее выразительной, чем колесница Победы.

По сторонам арки поставлены попарно сгруппированные коринфские колонны, несущие раскрепованный антаблемент. Аналогичным образом заканчиваются и крылья здания. Центры каждого из них выделены восьмиколонными портиками-лоджиями. Насыщенные светотенью, они резко контрастируют с неширокими гладкими участками стен слева и справа от них. Впечатление усложненности общей композиции усиливают многочисленные произведения скульптуры, аллегорически раскрывающие смысл таких понятий, как «Истина», «Беспристрастие», «Юстиция» и другие, связанные с назначением здания. В их создании принимали участие С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский, П.П.Соколов, Н.А.Токарев.

Важную роль выполняет в ансамбле площади закругленная часть Сената, где размещалась церковь. Охватывающая ее колоннада, увенчанная ступенчатым аттиком, связывает фасады, обращенные на площадь и на набережную, и создает заметный акцент в панораме берегов Невы.

Со стороны Английской набережной к Сенату примыкает дом графини А.Г.Лаваль (Английская наб., 4). Это здание приобрело свой нынешний облик после перестройки, осуществленной в 1806–1809 годах архитектором Тома де Томоном. В доме Лаваль выделяется портик из десяти трехчетвертных ионических колонн, поставленный на рустованный цоколь с арочными окнами и завершенный ступенчатым аттиком (Аттика – область в древней Греции с главным городом Афины, гр. attikas - аттический) – стенка возведенная над карнизом, венчающим архитектурное сооружение. Как правило, украшается рельефами и подписями. Обычно завершает триумфальную арку).

В середине XIX века в ансамбль Сенатской площади вошло еще одно грандиозное здание, которому была отведена значительная роль в композиции всего классического центра Петербурга, — Исаакиевский собор, возведенный на месте, где раньше стоял собор, спроектированный А. Ринальди. Государственный заказ на проектирование собора в 1818 году получил Огюст Монферран. Он сумел привлечь к себе внимание императора Александра I, подарив ему превосходно исполненный альбом своих проектов. Работа над проектом собора, однако, затянулась. Первые варианты, предложенные Монферраном, подверглись критике и не получили высочайшего утверждения. Лишь в 1825 году очередной вариант, представленный императору, удостоился его одобрения. К этому моменту завершилось сооружение фундамента под здание, которое потребовало забивки в грунт с целью его уплотнения более 20 тыс. сосновых свай. Поверх них в два ряда укладывались каменные плиты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.