Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ансамбль Казанского собора (1801–1811)



Век, 24 вопрос. Ансамбли СПб.

 

Благодаря таланту выдающихся зодчих, трудолюбию и мастерству строителей, Петербург к концу XVIII века становится одним из красивейших городов мира. В тоже время дома, улицы, проспекты, набережные и площади города еще не были объединены в единое гармоничное целое. Ткань города к началу XIX века была разрежена. Перед Зимним дворцом и Адмиралтейством простирался обширный луг, на Стрелке Васильевского острова здания Двенадцати коллегий, Академии наук, Кунсткамеры затеснены случайными строениями и т.д.

Принцип целостно-регулярной застройки, положенный в основу петербургского градостроения во второй половине XVIII века, к началу XIX века был обогащен новыми идеями. Главная из них — необходимость осуществления целостного подхода к формированию городских ансамблей, подчинявших отдельные архитектурные объекты композиции улицы, площади, набережной.

Переход к ансамблевости в формировании города официально был декларирован рескриптом императора Александра I от 3 мая 1816 года об учреждении Комитета строений и гидравлических работ, которому надлежало действовать, «взяв, с одной стороны, во внимание правильность, красоту и приличие каждого здания и в применении к целому городу, а с другой — выгодное расположение, прочность и безопасность, как собственно всякому строению принадлежащую, так и соседственную, дабы все оное могло быть удобнее соображаемого во всех правилах лучшей архитектуры...»

Слово «ансамбль», французское по происхождению и буквально означающее «вместе», приобрело конкретный смысл «взаимная согласованность, гармоническое единство компонентов». Принцип ансамблевости обязывал связывать архитектурные объекты в целостную композицию.

Новые подходы к строительству города потребовали усиления централизации проектных работ по реконструкции и застройке Петербурга. В 1796 году закончила свое существование Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, по проектам которой, выполненным в 1760-х годах XVIII века, в течение длительного времени, вплоть до второго десятилетия XIX века, осуществлялась застройка города.

В начале XIX века действует несколько градостроительных организаций, не оказывающих существенного влияния на общую градостроительную политику Петербурга: Строительный комитет при Департаменте внутренних дел (1806-1832); Комитет для построения казарм на Петербургской стороне (1803-1808), реорганизованный в Комитет городских строений, который до 1842 года занимался постройкой и ремонтом всех казенных зданий, а также давал заключения по проектам жилых и общественных зданий, подаваемых частными лицами и казенными ведомствами.

В 1816 году был учрежден Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, фактически ставший центральной градостроительной организацией, ведавшей планировкой и архитектурно-художественной стороной всей застройки столицы. В состав комитета входили архитекторы К.И.Росси, В.П.Стасов, А.А.Михайлов — второй,А.Модюи

и инженеры А.А.Бетанкур (председатель Комитета), П.П.Базен и А.Д.Готман.

Комитет развернул широкую градостроительную деятельность и функционировал до 1842 года. Комитет занимался широким кругом градостроительных проблем: разработкой предложений по планировке и застройке центра Петербурга и его районов; выработкой «правил» планировки и застройки новых кварталов и улиц; рассмотрением и утверждением проектов всех новых жилых и общественных зданий; составлением «образцовых» проектов зданий; руководством гидротехническими работами; регулированием частной жилой застройкой; заведованием вопросами благоустройства.

Необычайный взлет градостроительного искусства был следствием мощного подъема самосознания, достигшего особенной силы в период Отечественной войны 1812 года. Идеи величия и торжества русского народа должны были найти отражение в новых архитектурных замыслах, которые неразрывно связывались с целостным проектированием города, его законченных архитектурных ансамблей. Создание в Петербурге системы классических ансамблей связано со строительством трех зданий — Казанского собора, Адмиралтейства и Биржи. Каждое из этих зданий, представлявшие собой еще отдельное сооружение, как бы изолированное от соседних построек, возводилось, однако, с таким расчетом, чтобы создать для прилегающих территорий города своеобразные центры, вокруг которых могли бы складываться более обширные архитектурные образования.

Ансамбль Казанского собора (1801–1811)

Строительство Казанского собора было предпринято по велению Павла I, пожелавшего, чтобы новый петербургский храм походил на собор Святого Петра в Риме. В 1797 году был объявлен конкурс на проект собора, на который представили свои варианты проекта П.Гонзага, Г.Камерон, Ж.Ф.Тома де Томон. Ни один из предложенных вариантов не был принят, и разработку проекта поручили А.Н.Воронихину. В ноябре 1800 года проект был утвержден, и его автору было поручено строительство собора.

Важной особенностью римского собора являются грандиозные колоннады, охватывающие перед главным входом в храм две большие площади — трапециевидную и овальную в плане. Для строительства петербургского собора было отведено место у пересечения Невского проспекта с Екатерининским каналом, где повторить это решение было не возможно, так как по правилам христианского зодчества вход в храм должен быть с запада.

Воронихин расположил наружные колонны Казанского собора на северном, то есть боковом фасаде, обращенном к Невскому проспекту. Связывая с проспектом здание собора, колонны обрамляют просторную площадь. Сплошная застройка проспекта здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, которая замыкается портиком северного входа в храм и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане. Собор, таким образом, органично вплетается в планировочную ткань соседних кварталов и обретает роль важной высотной доминанты. С Невского проспекта колоннады, объединенные центральным портиком и куполом, воспринимаются как самостоятельное триумфальное сооружение.

В основном планировочном замысле собора, поставленного на значительном расстоянии от красной линии Невского проспекта, можно увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне проспекта — в глубине кварталов, в разрывах между жилыми домами. Эта тема была подхвачена зодчими, работавшими позже.

Так, К.И. Росси, создав ансамбль Михайловского дворца и Александринского театра, ввел в панораму Невского проспекта новые пространственные «паузы», а ими в значительной мере и определяется своеобразие магистрали как крупного классицистического ансамбля. Казанский собор в этом ансамбле исполняет яркую солирующую партию. Сооружение собора завершилось незадолго до начала Отечественной войны.

Торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и победе над врагом. Сама жизнь сделала здание памятником русской воинской славы. Из Казанского собора после молебна отправился в действующую армию М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года доставили прах великого полководца, скончавшегося в силезском городе Бунцлацу. Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед портиками наружных колоннад памятников М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Они органично вошли в архитектурно-структурный ансамбль храма.

В 1810–1811 годах, уже завершая постройку собора, А.Н. Воронихин решил развить свой первоначальный замысел. Он предложил дополнить уже осуществленную композицию второй, южной парой колоннад аналогичной тем, что разворачиваются в сторону Невского проспекта. Согласно новому варианту проекта, крылья колоннад с западной стороны должны были соединиться еще одним рядом колонн, частью которого становились и колоны портика главного входа.

Перед ним Воронихин спланировал полукруглую площадь, окруженную оградой. В варианте с двумя парами наружных колоннад все три площади, образовавшиеся перед зданием, композиционно увязывались друг с другом. Но этот крупный градостроительный замысел Воронихина осуществления не получил. О нем теперь напоминает только чугунная ограда сквера перед западным фасадом Казанского собора, установленная в 1812 году. По художественной выразительности она относится к числу лучших в городе.

Ансамбль Биржи на Стрелке Васильевского острова (1805–1832)
Интеравктивная карта ансамбля

В первой трети XIX века была проведена реконструкция Стрелки Васильевского острова, где стояла уже в значительной мере построенная Биржа архитектора Д. Кваренги (проект 1781г.). Зодчий полагал, что это будет самое замечательное здание среди всех им созданных. Новую Биржу стали возводить на самом берегу Невы, юго-западнее ныне существующей.

В плане это сооружение представляло собой вытянутый овал. К продольным стенам массивного объема были как бы приставлены шестиколонные дорического ордера портики с широкими лестницами. К 1787 году здание уже было подведено под крышу, но в том же году в связи с военными действиями против Турции и Швеции строительство приостановилось. Более двадцати лет в самом центре столицы простояло недостроенное здание. В 1805 году оно было срыто, чтобы уступить место бирже, возведенной Ж.Ф. Тома де Томоном.

Кваренги не уловил важной тенденции русской архитектуры, усиливавшейся к концу столетия, — интереса к архитектурному ансамблю и пространственной организации застройки. Он строил по старой традиции XVIII века, когда парадная сплошная застройка берегов Невы во многом еще определяла композиционный строй центра. Биржу он обратил фасадом к реке, Зимнему дворцу и Адмиралтейству.

К началу XIX века структура городского ядра на Неве выкристаллизовывалась как многоцентровая, то есть образовывалась совокупность нескольких взаимосвязанных контрастных доминант, и особая роль объединяющего их художественного начала в композиции всего ядра отводилось пространству Невы. Стрелка Васильевского острова, оказавшись в центре этой системы, между Петропавловской крепостью и береговой застройкой Адмиралтейской стороны, создавала «естественную ось» в пространстве Невы, которую необходимо было композиционно закрепить, придав Стрелке соответствующий масштаб и характер. Биржа Д. Кваренги не отвечала этим градостроительным требованиям.

В решении данной градостроительной задачи было необходимо новое профессиональное мышление с охватом крупных городских пространств. Поэтому новый проект Биржи был поручен приехавшему в Петербург Тома де Томону.

В первом варианте проекта Биржи 1801 года Тома де Томон, согласно полученному заданию, предлагал включить недостроенное здание Кваренги в состав нового сооружения. В дальнейшем зодчий создал еще несколько вариантов проектного решения, рассчитанных на иное, чем у Кваренги, размещение Биржи и предполагавших снос незавершенной постройки. В феврале 1804 года проект Биржи был утвержден, и начались строительные работы, которые в основном завершились в 1810 году.

Тома де Томон ориентировал Биржу на водораздел Невы, зрительно закрепив ее в обширном водном пространстве двумя Ростральными колоннами. При этом ему пришлось упорядочить природное окружение здания: берег Стрелки путем подсыпки грунта был повышен и выдвинут вперед более чем на сто метров, а береговой линии приданы правильные, симметричные очертания. Благодаря этому перед Биржей возникла полукруглая площадь, раскрытая к Неве. Она была украшена гранитной подпорной стенкой и пологими пандусами, спускающимися к воде.

В основе композиции Биржи лежит схема храма Посейдона в Пестуме. Прямоугольный в плане объем окружен со всех сторон дорической колоннадой. Но Тома де Томон не повторяет буквально античные образцы. Дорический ордер близок греческому варианту, но в то же время отличается от него в деталях. В противоположность греческим прототипам стволы колонн сделаны гладкими, а не каннелированными, что сближает их с более поздней разновидностью ордера. Колонны имеют профилированные базы, которых нет у греческих колонн.

Здание поставлено Тома де Томоном на высокий каменный подиум, а стены основного объема поднимаются выше колоннады, что обусловлено появлением на торцах фасада крупных, четко очерченных фронтонов с большими арочными окнами.

На фоне фронтонов размещены скульптурные группы: на главном — восточном — фасаде композиция «Нептун с двумя реками», а на западном — «Навигация с Меркурием и рекой», которые согласно классицистической традиции раскрывают через аллегорические образы предназначение Биржи как центра морской торговли.

Проектирование биржи для Тома де Томона с самого начала связывалось с замыслом крупного ансамбля, которому предстояло занять всю территорию Стрелки, с запада ограниченную протяженным зданием Двенадцати коллегий. Зодчий разработал несколько конкретных предложений по планировке этого ансамбля. Они касались размещения зданий портовых пакгаузов (складов) по обе стороны Биржи.

Размещение на Стрелке Васильевского острова крупного архитектурного ансамбля заинтересовало и архитектора А.Д.Захарова. Он разработал проект реконструкции стоявших рядом друг с другом зданий Академии наук, Кунсткамеры и бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны. Эти здания должны были составить единую композицию, решенную в духе классицизма. Ее центром становилась Кунсткамера, на фасаде которой проектом предлагалось разместить многоколонный портик, аналогичный портику здания Академии наук, спроектированного Д. Кваренги. Подобный же портик должен был появиться на фасаде бывшего дворца.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.