Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Еще несколько нудных, но необходимых советов



Перед написанием текста

 

Глубоким изучением периодических изданий можно заняться только при хотя бы минимальной теоретической подготовке, знакомстве с основами журналистики, принципами функционирования средств массовой информации. Поэтому подобные темы для анализа лучше всего выбирать на старших курсах. Предполагается, что студент уже имеет некоторый опыт работы в редакциях, знаком с организацией редакционно-издательского процесса. Кроме того, до того, как приступить к исследованию и в процессе его изучается литература, рекомендованная в пособии (см. список в конце книги), а также предложенная преподавателем и найденная самим студентом. Естественно, в такой большой сфере знания, какой являются периодические издания, есть много теории, которая в данном пособии не излагается, это - отдельная обширная тема, оно содержит в основном практические рекомендации.

Все вышеописанные рекомендации и предложенные программы анализа не обязательно должны применяться в полном объеме и в той последовательности, которая изложена выше. Схема анализа скорее представляет собой план действий по сбору материала. Собранные данные, сведенные в списки, таблицы, диаграммы, графики могут сопровождать текст или прилагаться после него в качестве последовательно занумерованных приложений, на которые делаются ссылки. Сам же текст должен выглядеть целым произведением, где на основании приобретенных сведений и знания предмета выстраиваются логические цепочки доказательств, приводящих к четким теоретическим выводам, обобщениям и практическим рекомендациям (редакции, издателю, конкретным участникам творческого процесса). При этом композиция текста связана не с последовательностью, указанной в схеме анализа, а с логикой изложения и авторскими наклонностями.

В данном пособии ничего не говорится о технике личной работы над курсовым или дипломным сочинением, о работе с научной литературой, библиографическом поиске, оформлении текста, о требованиях к авторскому оригиналу и т.п. Все это дается в рабочем порядке преподавателем, назначенным руководителем работы и описано в специальных методических указаниях, имеющихся на каждом факультете.

Остается пожелать успеха!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Еще в 60-е - 70-е годы, как только телевидение прочно завоевало место самого массового средства информации в нашей стране, довольно часто высказывались мнения о том, что оно заменит газету, которая в связи с этим прекратит существование. Десятилетием раньше выражались опасения, что телевидение снизит интерес к театру, десятилетием позже - что компьютеризация уничтожит журнал как печатное издание, сделав его “электронным”. Однако ни одно из этих опасений, как и можно было предположить, не сбылось. В театр люди продолжали ходить, чтобы прикоснуться к живому действию, быть его непосредственным участником. Газета и журнал, уступая телевидению в оперативности, не снизили своей популярности ввиду собственных незаменимых достоинств: простоте хранения и “переносимости”, независимости от источника энергии, возможности освоения текста с удобной скоростью и возврата к нему в любое время. Периодические издания заключают в себе летопись современности, дневник текущей истории и потому будут интересны всегда. И современникам, и потомкам.

В нынешний период демократизации всех сторон жизни общества журналистика стала одним из самых значительных социальных институтов по реализации коренных исторических преобразований, которые проходят в нашей стране. Значительно возросла роль журналистики в обществе. Из средства пропаганды и агитации, придатка идеологической системы она превращается в большую социальную силу, стимулирующую демократические процессы и уровень самосознания народа. Трудный и противоречивый путь переоценки своего назначения, задач и целей деятельности испытывают журналисты, многие годы определявшиеся власть предержащими как “бойцы идеологического фронта”, “подручные партии” и т.п. Ломка стереотипов общественного сознания привела к резкому изменению форм и методов журналистской работы, предъявила новые требования к профессиональному мастерству. Взрыв политических страстей и эмоций, стремительный поток закрытой ранее или искаженной информации, захлестнув собою печать и эфир, опережали не успевающие сложиться формы прессы. Торопливость, понятное стремление к максимальной оперативности, острым фактам, к сожалению, приводили к снижению профессионализма. Отлаженные долгие годы механизмы формирования передачи информации разрушились, новые еще не установились. Возникли диспропорции в структуре, жанрах, тематике публикуемых или передаваемых текстов, разрушающие типологическую структуру информации.

После принятия Закона о печати и других средствах массовой информации возросло количество новых органов печати, которые начали активно создаваться еще с 1986-1987 годов как “самиздат” (“независимая пресса”, “неформальная печать”). Однако только малой части этих изданий удалось стать полноценными органами печати, большинство же из них закрылись, либо превратились в отдельные листовки, не имеющие прочной социальной базы и издательской структуры. То же произошло и со старыми, выходящими много лет изданиями. Лишь некоторым из них удалось оторваться от стереотипов и перестроиться по существу, большая же часть ограничилась лишь некоторыми переменами во фразеологии и оформлении. Дело тут не только в политической ориентации, консервативных позициях или отсутствии концепции. Главная причина все-таки в недостатке профессионализма. Не журналистского (хотя и в этом испытывается большой дефицит), а издательского.

В этих условиях проникновение в природу периодического издания, освоение его сложной специфики, понимание многочисленных факторов и признаков, осуществляющих внешние и внутренние связи, делающие издание единым социальным явлением, представляются наиболее важным. Особенно это относится к сетевым изданиям. Здесь перед юными исследователями открываются особенно большие перспективы. Им впервые предстоит изучить теорию и практику сетевой прессы, типологию периодических изданий электронных сетей, их содержание, структуру, жанры, язык, дизайн и т. п.

Периодические издания всегда будут главным объектом журналистики.

 

Использованная литература и примечания

 

1. Печать СССР в 1989 году. Стат. Сб. - М., 1990

2. Печать Российской Федерации в 1992 году. Стат. Сб. - М., 1993

3. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том I.- М., 1981. -С. 548 (первое издание - с 1863 по 1866 г.г.)

4. МСЭ, 3-е изд. - Т. 3.- Ст. 348

5. Словарь русского языка. -М., 1957. -Т. I. -С. 668 и С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Изд. 4-е. -М., 1961. -С.190

6. Словарь современного русского литературного языка.-М.-Л., 1955. -Т. IV. -С. 191

7. БСЭ, 3-е изд. -Т. 9. -М., 1972. -С. 246

8. “Le journal des Scavans”, 1665, N1 (перевод Л.В. Шибаевой)

9. Наука о науке, “Прогресс”. -М., 1966. -С. 337

10. Генрих Фридрих Миллер (1705 - 1783), адьюнкт Академии наук, впоследствии академик, известный историограф, автор фундаментального исследования Сибири, редактор-издатель ряда значительных периодических изданий (“Санкт-Петербургские ведомости”, “Примечания в Ведомостях”, “Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” и др.).

11. “Московский телеграф”, 1831. Ч. 37. -N1. -С. 219

12. В. Г. Белинский. Собр. соч. - Т. I. -М., 1948. -С.219

13. Д. Прайс. Малая наука, большая наука. //Наука о науке. -М., 1966.

14. Подробнее об электронных сетях, в том числе об изданиях в сети Фидонет, см.: А.И.Акопов. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. – 1998, №3. – С. 43-51; Р.Рэддик, Э.Кинг. Журналистика в стиле он-лайн.Пер. с англ. - М., 1999; Е.А.Корнилов. Журналистика на рубеже тясячелетий. - Ростов-на-Дону, 1999. - С.205-218

15. http://www.nns.ru

16. Более подробный обзор сетевых изданий см.: А.И.Акопов. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета //Акценты. Альманах «Новое в журналистике и литературе». - Воронеж. - 1999, №1-2. - С. 22-27

17. См., например: Типология советских научно-технических журналов. Канд. дисс. МГУ, М., 1979; Методика типологического изучения периодических изданий.- Иркутск, 1985; Отечественные специальные журналы. Докт. дисс. КГУ. - Киев, 1990 и др. В данном пособии использованы прикладные материалы из указанных и ряда других публикаций. Теоретические разработки Е.А.Корнилова, А.В.Западова, А.Г.Бочарова, Б.Г.Тяпкина, А.Я.Черняка и других известных отечественных и зарубежных ученых, посвященные типологии печати, журналоведению, газетному делу и т.п. здесь не рассматриваются вследствие учебно-методической специфики данного издания.

18. Цит. по кн.: Любищев А. А. Проблемы систематизации и эволюции организмов. -М., 1982. -С. 87

19. Подробнее об этом см.: Акопов А.И. Искусство быть собой / Журналист, 1981, N 9

20. Типологические признаки и методы типологического анализа см.: Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов. Автореферат канд. дисс. - М., 1979; [19]; Типологический анализ современных советских научно-технических журналов. / Журналистика развитого социализма - Свердловск, 1983 и др.

21. Б. И. Есин. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. -М., 1981

22. А.И. Акопов. Методика и способы использования показателей тиража при анализе периодических изданий // Филологический вестник РГУ. - С. 54-60

23. Социология журналистики. Теория, методология, практика / Под ред. Е. П. Прохорова. -М.,1981; В. С. Коробейников. Редакция и аудитория: социологический анализ. -М., 1983; И. Д. Фомичева. Целевое программирование в журналистике. -М., 1985

24. И. П. Лысакова. Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. -Л., 1989

25. А. С. Щербаков. Организация работы в журнале. -М., 1988

26. С. М. Гуревич. Принципы организации работы редакции советской газеты. -М., 1975; С. В. Цукасов. Научные основы организации работы редакции газеты. -М., 1977

27. И. Д. Фомичева. Методика конкретных социологических исследований и печать. -М., 1987

28. Т. В. Шумилина. Методы сбора журналистской информации. -М., 1989

29. Л. Н. Федотова. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. -М., 1988

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.