Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ системы периодических изданий 4 страница



Раздел “Звуки Ру” публикует “Музыкальные новости” – сообщения, статьи, репортажи, рецензии из музыкальной жизни, рейтинги поп-музыки и т. п. В разделе приводятся музыкальные фрагменты. Раздел “Галерея” посвящен изобразительному искусству, “Киноизм” – кино, “для тех, кто любит”. В раздел “Развлечения” включены: “Хиромант-онлайн” – “бесплатная сетевая программа, определяющая по линиям руки Ваше будущее и прошлое”; “Сад расходящихся хокку”, где к опубликованным 7656 трехстишиям можно добавить свои; “Вопрос дня”, “Скок”, “Беседки” – различные интеллектуальные игры. Еще есть “Разное” и “Архив”, содержащие, несмотря на банальность заголовков, много интересной информации.

РУССКИЙ ЖУРНАЛ” [www.russ.ru] – одно из самых значительных сетевых изданий. Первый номер “Русского журнала” вышел 14 июля 1997 года. Этому предшествовала весьма тщательная подготовка, связанная с поиском эффективной типологической модели издания, включающей цели, задачи, концепцию и основное проблемно-тематическое направление. Создатель и главный редактор - Глеб Павловский. Судя по высказанным идеям, при создании “Русского журнала” свои намерения и амбиции редакция связывала с фундаментальной гуманитарной культурологической информацией. Недаром речь шла о “культуре книги”, о “книжном обозрении”, о банке “управляющих идей” и периодичность издания соответственно предполагалась ежемесячная.

По прошествии времени часть этих идей была реализована. В настоящее время значительная часть фундаментальных материалов журнала хранится в разделах “Библиотеки” и “Ресурсы РЖ”. Из электронных библиотек следует отметить одну из наиболее популярных в Интернете “Библиотеку М. Мошкова”, “Каталог А. Фарбера”, “Лавку языков”, библиотеку Е. Пескина. “Ресурсами” в нашем случае называются массивы текстов, состоящие из теоретических статей и обзоров, аналитических материалов профессионального характера, результатов социологических исследований и т. п. Если перенести терминологию из сферы печатных изданий, то электронные библиотеки содержат книги, а ресурсыпродолжающиеся издания, чаще всего – сборники статей на определенную тему. В “Ресурсах РЖ” особый интерес представляют: “Гуманитарные ресурсы”, “Русский Университет», “Третье тысячелетие”, “Страница М.Я. Гефтера”, “Современное искусство”. В этих файлах встречаются серьезные теоретические работы по литературе, истории, культуре, искусству, социологии, общественно-политическим и экономическим проблемам. Материалы в этих разделах пополняются редко, по мере появления новых работ.

Наряду с этой фундаментальной частью издания на сервере журнала хранятся и пополняются (в основном путем гиперссылок) электронные версии печатных газет и журналов (раздел “Пресса в Сети”): “Огонек”, “Известия”, “Русская мысль”, “Комсомольская правда”, “Московские новости”, “Толстые журналы”, “Искусство кино”, “Профиль”, “Эксперт”. Кроме того, в разделе “Сетевые издания” представлены: “Zhurnal.Ru”, “Газета.Ру”, “Вечерний Интернет”, “Паравозов-news”, “Либертариум”, “Intellectual Capital”, “ЕЖЕковская правда” и др. обзоры иностранной прессы, современной российской литературы и торговли сетевыми книжными изданиями в “Русском журнале” также представлены соответствующими разделами. Один из них посвящен рекламе, где помещены рекламные сообщения в основном культурологического характера (периодика, книги, искусство и пр.).

Самый оперативный раздел журнала – “Новости”. Он обновляется ежедневно, во всяком случае, не реже, чем 5 раз в неделю. При этом вслед за потоком сообщений текущего дня сохраняется подборка дня предыдущего, а в конце недели дается прогноз ожидаемых или предполагаемых событий на ближайшие дни. В содержании номера новостные заметки помещаются в виде лида (автор, название статьи или корреспонденции, реферативное изложение основных идей). Тут же активные заголовки позволяют войти в текст любого материала по выбору, а последовательное перелистывание предоставляет эти же тексты в заявленном порядке. На каждое известное имя или явление имеется электронное досье, которое дает возможность тут же обратиться к дополнительной информации, расширяющей представление о предмете.

Каждая значительная статья, раздел и журнал в целом сопровождаются предложением высказать мнение или дать свою оценку - как по поводу текста, так и в связи с событием. Особо актуальные политические темы дня выносятся на экспресс-опрос прямо в аннотированном содержании номера.

«Русский журнал», так же, как и другие вышеперечисленные издания, бесплатно рассылается по подписке. Пользователи электронных сетей могут ежедневно получать выпуски этих изданий на адрес своей электронной почты.

 

* * *

На данный момент, когда пишется эта книга, число оригинальных, регулярно выходящих сетевых периодических изданий еще невелико, но по мере увеличения числа пользователей электронных сетей в нашей стране, которое растет в геометрической прогрессии, расширения доступа к электронным каналам связи, совершенствования технологии - сетевая журналистика будет развиваться быстрыми темпами и займет свое достойное место в системе СМИ. Безусловно, в ближайшем будущем сетевым периодическим изданиям будет посвящено еще много научных работ и учебных пособий. Цель данной главы - дать лишь первые, самые общие, представления о новом виде журналистики.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

методические рекомендации и дружеские советы студентам и аспирантам, сотрудникам редакций и коллегам-исследователям, впервые приступающим к анализу данного объекта

 

Журналистика является предметом изучения как одна из специальностей гуманитарного профиля на отделениях и факультетах страны, а также других учебных заведений филологического, обществоведческого и политологического направлений. В процессе обучения будущие журналисты изучают различные учебные дисциплины - историю русской и зарубежной журналистики, теорию пропаганды, жанры публицистики, организацию работы редакции, журналистское мастерство и т.п. Однако эти и другие учебные курсы не включают методику изучения периодического издания. Мало на эту тему и научных исследований. Между тем именно периодическое издание является окончательным продуктом журналистской деятельности, воплотившем в себе все атрибуты профессии: замыслы, знания, эрудицию, мастерство, теоретические посылки, конъюнктуру общественно-политических реалий и технико-экономических возможностей. Только в опубликованном, вышедшем в свет издании можно увидеть итог работы главного редактора, ответственного секретаря, литературных сотрудников, авторов, технических редакторов, художников, наборщиков, верстальщиков и многих других людей. Лишь после изучения конкретного периодического издания можно судить о его типологических свойствах и его месте в системе других изданий. Наконец, анализ периодических изданий может помочь в определении концепции и построении редакционно-издательской модели нового, создающегося органа печати.

Основные положения, изложенные в данном разделе, содержатся в монографии автора “Методика типологического изучения периодических изданий”, а также в ряде других работ, опубликованных в разные годы [17]. Часть материалов из этих работ здесь используется без изменения. Однако большинство упомянутых источников являются научно-исследовательскими работами, посвященными конкретному виду издания - специальным журналам. Данные же рекомендации предназначены прежде всего для студентов, изучающих теорию и практику журналистики и выполняющих по данному профилю контрольные (на заочном отделении), курсовые и дипломные работы, а также письменные задания по различным спецкурсам, практикумам, коллоквиумам. Кроме того, данные рекомендации могут оказать помощь сотрудникам редакции при анализе собственной деятельности или различных ее аспектов. В современный период, когда журналистика из формы политической пропаганды превращается в серьезную профессию, а журналисты из “подручных партии” - в профессионалов, возрастает роль исследовательской работы в редакциях газет и журналов. Не случайно во многих значительных изданиях, особенно в новых, создаются собственные исследовательские группы, социологические службы и т.п. для глубокого самостоятельного изучения различных общественных проблем. Одним из направлений такого изучения является самоанализ, оценка издания со стороны собственных сотрудников. Редакции, естественно, стремятся определить эффективность своей деятельности, степень влияния на общество, связь с читателями и т.д. Разумеется, все эти данные можно получить путем прямого опроса, что обычно и делается, но истоки, причины тех или иных явлений могут быть найдены только путем глубокого проникновения в сущность издания, его типологическую природу.

Возможно, предлагаемая методика и советы по ее применению окажутся полезными также для исследователей печати.

Изучение периодических изданий имеет разный масштаб, назначение и характер. В предлагаемой методике представлены три уровня изучения, каждый из которых имеет свою структуру, охватывающую различные стороны исследования.

 

Анализ системы периодических изданий

 

В процессе учебных или научных разработок может быть поставлена задача изучения большой системы изданий как части системы средств массовой информации или общественного процесса. Эта крупная задача может быть сформулирована различными способами. Объектом исследования могут быть, например: система периодических изданий страны, республики, региона; отдельно - система газет или журналов данного ареала распространения; система изданий, выходящих на данном языке и т.д.

Исследование любой системы, любого множества предметов или явлений начинается с классификации. Она является обязательным элементом научного познания. Даже когда исследователь не ставит своей задачей создание классификации, он непременно делит рассматриваемое явление для того, чтобы, разложив его на составляющие, вновь собрать в процессе изучения. Это позволяет лучше рассмотреть предмет исследования, понять его значение и место в системе множества других объектов, найти сходства и различия, определяющие отношения изучаемого объекта с окружающим миром. Если же изучаются множества объектов, то без классификации обойтись просто невозможно. В таком случае необходимо уже не простое деление с перечислением составляющих элементов, а выработка полноценной классификации (или нескольких классификаций) с составлением классификационных схем.

Все это относится, естественно, и к периодическим изданиям. Классификация позволяет разделить множество изданий на классы, подклассы, группы, подгруппы с тем, чтобы, определив по какому-либо одному или нескольким признакам их сходства и различия, изучать, по мере необходимости, тот или иной класс или группу изданий.

Существует немало классификаций периодических изданий по различным признакам - по читательской аудитории, месту издания, характеру информации, издающему органу, языку, тематическому направлению, целевому назначению. Каждая из этих классификаций выполняет свою роль и может применяться для конкретного исследования.

Признак или основание деления - самый важный вопрос при классифицировании (то есть, в процессе деления), ведь он определяет характер и смысловое содержание классификации. Признак деления выбирается исследователем в зависимости от целей и задач исследования. Признаки деления объектов, которым в нашем случае являются периодические издания, естественно, не однозначны. Они обозначают понятия разного объема и масштаба, имеют различное назначение и обладают разными свойствами. Поэтому разговор о большем или меньшем значении каждого признака в обычном случае является беспредметным. Он имеет смысл только при анализе исходного, родового понятия. Так, если объектом исследования являются периодические издания или, например, журналы, и стоит задача широкого комплексного изучения данного объекта, тогда может возникнуть мысль о первенстве, приоритете какого-либо признака деления (одного или, скажем, двух-трех) и, соответственно, о главной из возможных классификаций. При этом, если исследование комплексное, классификации составляются и по всем остальным признакам.

Всеобщим основанием для деления периодических изданий является читатель. Однако непосредственное классифицирование по данному основанию произвести нельзя вследствие его неконкретности, неопределенности. Суть в том, что читатель - это понятие широкое, включающее все остальные признаки, объединяющее их. “Читатель” - коренной, главный, всеобъемлющий признак для периодических изданий. Любое издание изначально предназначено для читателя, служит ему. Поэтому всякий признак деления так или иначе связан с читателем, является его конкретным воплощением. Например, административно-территориальный или языковой признаки определяют издания, предназначенные для российского или зарубежного читателя, живущего в том или ином городе, районе, крае, читающего на том или ином языке. Тематическое направление издания определяет его предназначение для читателя той или иной профессии или круга интересов. Целевое назначение предполагает читательский интерес в зависимости от социального положения читателя. Возрастной признак определяет читателей периодики по возрасту (детские, юношеские, подростковые,молодежные издания), признак пола - по полу (специализированные женские и мужские издания). Деление по издателю (например,академические, вузовские, партийные издания) влечет за собой распределение читателей на группы по профессиональной и другой социальной принадлежности и т.п.(см. рис. 1).

 

Итак, все признаки деления периодических изданий входят в более широкое родовое понятие “читатель”. Это - если применить модную приставку - суперпризнак.

Естественно, разные признаки вступают в определенные отношения между собой, имеют те или иные формы связи. Так, признак “язык издания” связан с территориальным признаком, признак “издатель” - с целевым назначением и тематическим направлением и т.п.

Таким образом, будучи главным понятием в определении основания для деления, “читатель” не может (без конкретизации) быть признаком деления. Среди же признаков деления выбрать более значительные возможно. В частности, для нашего объекта - периодических изданий наиболее важными, определяющими признаками выступают тематическое направление и целевое назначение. Соответственно этим признакам и выделяются две основные, главные классификации - по тематическому направлению и по целевому назначению. Они дополняют друг друга в характеристике изданий и могут применяться, в зависимости от конкретных задач, как одновременно (две равноценные классификации), так и последовательно, в двух вариантах - деление по целевому назначению внутри тематической классификации и деление по тематике внутри классификации по целевому назначению. Например, разделив журналы по тематическому направлению на общественно-политические, экономические, медицинские и другие, можно затем каждый тематический класс делить по целевому назначению - на научные, профессиональные, массовые и др. Наоборот, разделив вначале журналы по целевому назначению, можно дальше производить деление по тематике, то есть, например, научные журналы - на политические, экономические, медицинские и др.

В процессе класифицирования нередко наблюдается смешение признаков или использование не одного, а двух и более признаков деления. Здесь нет логической ошибки или противоречия. На это указывал более ста лет назад Чарльз Дарвин. Говоря о классификации организмов, он отмечал, что они “могут быть классифицированы различным образом: или искусственно, на основании отдельных признаков, или более естественно, на основании суммы признаков” [18].

Чаще всего на практике имеют место случаи не сознательного применения двух или нескольких признаков, а использование последних в качестве дополнительных при делении по одному основанию. Так, при делении журналов по целевому назначению могут появиться группы, отражающие другие признаки, например, издателя (“академические”) или читательскую аудиторию (“детские”). Это не нарушает общей системы классификации, что определяется рядом других характеристик (типологических признаков - см. дальше).

Результат операции деления может быть представлен в виде перечисления объектов классификации, однако нагляднее представляется в виде схемы.

 

На рис. 2 представлена схема классификации периодических изданий по какому-либо признаку. Буквами обозначаются все входящие в нее составляющие, называемые объектами классификации. Деление множества “П” (условно - “периодические издания”) производится последовательно (на схеме - сверху вниз) на более мелкие части - подмножества - Ж, Г и Б (например, “журналы”, “газеты”, “бюллетени”). Последние, в свою очередь, делятся на еще более малочисленные объекты - группы. И, наконец, группы, находящиеся на II ступени классификации, делятся уже на элементы, в нашем случае - конкретные периодические издания (“Известия”, “Культура”, “Огонек”, “Новый мир” и т.п.). Количество объектов классификации и число ее ступеней, разумеется, может меняться.

Очевидно, что в зависимости от задачи исследования может быть составлена не одна, а несколько классификаций по различным признакам деления. Мы можем рассмотреть газеты по административно-территориальному признаку (всероссийские, республиканские, областные, районные) и эти же газеты - по целевому назначению (общественно-политические, отраслевые), по тематике (экономические, сельскохозяйственные, промышленные), по возрастному признаку (молодежные, детские) и т.д. Каждое из таких делений можно оформлять в виде перечисленных ступеней иерархии - множеств, подмножеств, групп, а при надобности, составлять схему классификации.

Важно другое. Научно обоснованное деление изучаемых объектов - это лишь начало исследования. Для проникновения в их сущность нужно изучить особенности каждого объекта классификации и связи между ними. С этой целью введем абстрактно-логическое понятие, объединяющее все объекты классификации - тип.

Тип- модель, которой соответствует любой класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему.

Таким образом, тип соответствует всем уровням классификационной иерархии. По отношению к периодическим изданиям это означает следующее. Имеется, например, понятие “газета”, его можно определить как вид периодического издания или как род средств массовой информации. Ниже в классификации будет стоять понятие “деловая газета”, еще ниже - элемент классификации - газета “Коммерсант”. Если теперь отвлечься от иерархии и попытаться увидеть в каждом понятии некую структуру, обладающую рядом общих свойств и признаков (независимо от иерархии !), то возникнут такие словосочетания: “газета как тип издания”, “деловая газета как тип издания”, “газета “Коммерсант” как тип издания”.

Как видим, здесь тип издания - модель, которой соответствует как любое множество на каждой ступени иерархии, так и элемент - конкретное издание. В теории и практике журналистики каждое из перечисленных словосочетаний выглядит естественным, как понятие модели конкретной газеты и журнала, которое используется давно. К слову, каждое из предложенных в качестве примера выражений может быть темой, названием научной или студенческой разработки (темой курсовой, дипломной или диссертационной работы).

Тип издания в данном значении является социальной категорией, он связан с процессами в жизни общества - политическими, экономическими, культурными. На возникновение и развитие типа издания влияют различные социальные факторы. Дадим определение этого понятия.

Социальные факторы - совокупность значительных общественных явлений и процессов различного характера (политических, экономических, культурных и др.), влияющих на формирование чего-либо.

Тип не является застывшей матрицей: с течением времени, с изменением общественной инфраструктуры, он может трансформироваться, принимая новое обличие, а также исчезать совсем, возрождаясь позднее в другом образе.

Исходным этапом в процессе формирования типа периодического издания предстает воздействие социальных факторов. Такими факторами являются: социально-экономическая формация, состояние политических, научно-технических и духовных сил общества в данный период. Для отраслевой печати к этому добавляются: уровень производительных сил и производственных отношений в обществе, социальная роль и разделение труда в отрасли. Так, например, создание технических журналов в России стало возможным лишь в связи с зарождением машинной индустрии и разделением труда в ней, выделением технологии производства в отдельную отрасль, значительным ростом числа заводов, фабрик и людей, занятых в сфере материального производства. Возникновение типа медицинских журналов стало возможным лишь благодаря централизации медико-санитарного дела в России, созданию сети государственных лечебных учреждений (госпиталей, клиник) и учебных заведений (медико-хирургических училищ, медицинских факультетов), разделению труда в медицине. То же - в других отраслях.

Однако, создавая условия для возникновения периодического органа, социальные факторы наталкиваются на ряд новых связей и отношений.

Для того, чтобы показать внешние связи типа издания и способы его формирования, необходимо проникнуть в сущность типа как модели, разобрать его внутреннюю структуру. Необходимо найти ряд характерных свойств, признаков, которые определяют сходства и отличия объектов классификации, формально-логические взаимоотношения между ними. Для этого требуется такой законченный перечень параметров, который будет играть роль универсальной матрицы, позволяющей оценивать все объекты классификации на всех трех иерархических уровнях. Только такой, одинаковый для трех ступеней классификации перечень даст возможность наиболее эффективно оценивать журналы и их множества на основе одних и тех же критериев, составит существо типа издания как модели. Такие признаки названы нами типологическими.

Типологические признаки - это свойства, показатели, составляющие внутреннюю структуру типа как модели.

Значение типологических признаков, их связь с типом издания, безусловно, различны. Одни признаки непосредственно влияют на тип издания, предопределяют его, другие, напротив, исходят, зависят от него, третьи имеют еще более опосредованные, вторичные связи.

Для углубления в специфику типологических отношений следует рассмотреть последовательность формирования типа периодического издания. Исходным явлением в этом процессе являются социальные факторы, создающие предпосылки возникновению новых типов прессы.

Социальные факторы, создавая условия для возникновения периодического органа, выявляют типоформирующие (типообразующие) признаки.

Типоформирующие (типообразующие) признаки- это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания.

В состав типоформирующих признаков входят:

- издатель - учреждение, общественная организация или иной социальный институт, выпускающий данный орган печати;

- цели и задачи - проектируемый образ результата, на достижение которого направлены стратегические и тактические действия издателя;

- читательская аудитория - категория людей, читающих данное издание.

Именно эти три признака в различной последовательности и создают тип издания. Либо возникает цель, которая определяет издателя и читательскую аудиторию, либо создается (назначается) издатель (учреждение), призванный реализовать эту цель посредством издания органа печати для определенной аудитории; либо, наконец, выделяется читательская аудитория, которую необходимо охватить, “обслужить”, и для этого формулируется цель и выбирается издатель. Каждый из этих трех случаев можно проиллюстрировать многочисленными примерами из истории отечественной прессы. Таким образом, все три типоформирующих признака тесно связаны друг с другом, но каждый из них может выступать первичным при формировании типа [19].

Затем, когда тип издания сформирован, он определяет вторичные (зависимые) типологические признаки.

Вторичные (зависимые) типологические признаки- вид признаков, характеризующих тип издания в зависимости от типоформирующих признаков и определяемых им (типом).

В число вторичных типологических признаков входят:

- авторский состав - контингент авторов материалов, публикуемых в этом издании;

- внутренняя структура - система разделов и рубрик, рубрикация внутри издания или ее отсутствие;

- жанры - набор используемых в данном периодическом издании жанров журналистики;

- оформление - наличие или отсутствие элементов художественного оформления.

На них оказывают непосредственное влияние также типоформирующие признаки. В зависимости от издателя, целей издания и читательской аудитории выбирается соответственное оформление, состав авторов, жанры материалов, внутренняя структура. Для газеты указанные признаки используются в одном виде, для журнала - в другом. Разумеется, здесь играет роль и дальнейшая дифференциация изданий. Например, научный и профессиональный массовый журнал, отраслевая или массовая газета, естественно, также имеют различную характеристику вторичных признаков.

Наконец, еще в более подчиненном, зависимом состоянии находятся такие признаки как периодичность, объем и тираж, названные нами формальными (подчиненными) типологическими признаками. Они также зависят от сложившегося типа, читательской аудитории, целей издания, и, в меньшей степени, от вторичных признаков (например, оформление, внутренняя структура и жанры могут влиять на тираж издания, хотя и опосредованно).

Формальные типологические признаки - это признаки, характеризующие тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных типологических признаков.

Широко известные также как выходные сведения в издательской продукции, данные признаки используются нами в следующих значениях:

- периодичность - число выпусков (номеров) издания за определенный период времени (в год, месяц, неделю и т.п.);

- объем - размер одного выпуска (номера) издания в полосах (при заданном формате), печатных знаках, учетно-издательских листах;

- тираж - количество экземпляров одного выпуска (номера) издания.

Обозначение нами признаков терминами “вторичные” и “формальные” не снижает значение этих признаков, которые в конкретных условиях могут играть существенную роль. Речь идет о логических связях и их последовательности.

Описанные отношения между типом, факторами и признаками представлены в виде схемы (см. рис. 3).

 

После составления классификаций по одному или нескольким основаниям, выбора и обоснования типологических признаков возможно построение конкретных моделей каждого объекта классификации. Каждая такая модель - характеристика вида или типа издания. Возьмем примеры из разных классификаций. Для анализа недостаточно иметь разложенные по своим местам виды - научные или детские журналы, молодежные или городские газеты. В процессе более глубокого изучения по предложенной выше схеме мы получим характеристику каждого вида, из которой узнаем характерные его черты: основные группы читателей, издателей и/или учредителей, колебания тиража, периодичности и объемов, варианты оформления, цели издания и т.д. Более того, изучив социальные факторы, влияющие на формирование данного вида издания, мы сможем предположить, какое влияние они могут оказать на его развитие в будущем. Любая сложившаяся система не может быть застывшей, неизменной. Она развивается во времени: одни объекты отмирают, другие рождаются, третьи трансформируются, претерпевая значительные изменения. Все это относится и к системе периодических изданий. Поэтому, создав классификацию по состоянию на современный период, мы вправе ожидать в будущем появления новых объектов на всех ступенях иерархии. Это можно изобразить и на классификационной схеме, где новые объекты, появление которых ожидается в будущем, показаны пунктирными линиями.

Задача создания нового журнала может быть значительно облегчена с помощью типологического метода. Взяв за основу один из типоформирующих признаков, который был побудительным фактором для постановки вопроса о новом издании, и, связав его с двумя другими (определив, уточнив их), мы можем установить место будущего издания в сложившейся системе. Для этого определяется вид издания, его место в действующей классификации по целевому назначению. После этого найти по типологической матрице все другие параметры - вторичные и формальные признаки - не составит никакого труда.

Представления об объеме, тираже, периодичности, уровне оформления, жанрах, авторском составе - признаках, свойственных данному типу издания, значительно облегчает трудный период его формирования. Несовпадение ожидаемого результата с первоначальным замыслом создателей может обнаружиться до начала издания, а не “методом проб и ошибок”, как происходит обычно. В таком случае возможен пересмотр признаков, формирующих тип издания или подходов к проектированию с целью получения желаемого результата (например, увеличения тиража).

Социальные факторы могут выдвинуть и другую задачу - построение издания нового вида (см. вакантные места в классификационной схеме). Для этого случая необходимо составить новую типообразующую матрицу, которая определит параметры будущего издания. Каждый объект классификации соответствует модели, составленной для данной ступени. Естественно, новые, прогнозируемые объекты также соответствуют определенной модели. Таким образом, для вновь создаваемого издания или вида изданий можно дать систему типологических признаков и их компонент, описывающих структуру объекта в соответствии с требованиями системы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.