Жизнь с болезнью – это определенный жизненный период или этап. После столкновения со смертельным, или прогрессирующим, или хроническим заболеванием жизнь уже не бывает такой, как прежде. Иногда болезнь может быть наследственной, неизлечимой и длиться всю жизнь. Или травма приносит инвалидность и ограничение на всю жизнь. И жизнь с болезнью – это определенный путь для человека и членов его семьи.
Каким может быть этот путь? Самым разным. Путь для каждого человека – это открытие себя для себя, других и мира в целом. Когда приходит болезнь, то это еще один повод посмотреть внутрь себя, почувствовать себя. Что движет мной? Что стоит за моими чувствами, мыслями, поступками? Почему я попадаю в одни и те же ситуации, отношения? Какие травмы стоят за поражениями? Что стоит за болезнью? Как в моей болезни, в моей личной жизни проявляется моя внутренняя любовь к своей семейной системе?
Не стоит тяжелые темы в роду воспринимать как нечто личное, нести за это ответственность или испытывать чувство вины. Есть разница между тем, что относится к нам, и тем, кем мы являемся. Если о тяжелых темах в роду мы говорим как о том, что к нам относится, то мы сможем это оставить там, где ему место, – в прошлом. Но если мы говорим о тяжелых темах в роду как о том, что мы есть, то оставить это в прошлом будет невозможно. Каждый человек больше, чем событие в его роду, хотя оно и оказывает влияние на его судьбу.
У многих существует убеждение, что они должны искупить вину предка. Но разве можем мы, живущие в настоящем, представить, что пришлось тогда, в прошлом, испытать хотя бы одной жертве или что пришлось испытать агрессору? Мы не можем это представить. Мы не можем это измерить. Так же, как не можем изменить прошлое. Все представления об искуплении слишком высокомерны.
Иногда люди боятся думать о том, что могло происходить в их роду. Например, не решаются спросить родственников о том, что происходило в прошлом. Они боятся столкнуться с чем‑то тяжелым. В таких ситуациях легче болеть, находиться в депрессии, переживать по поводу болезни близкого человека и находить оправдание для себя. Это не трусость, нет. Это просто внутренняя крепкая любовь к своей системе, к тем устоям и порядкам, которые в ней существуют. Снять покрывало с прошлого и заглянуть ему в глаза не каждому под силу. Где же взять ту силу, которая даст возможность сделать хотя бы первые шаги на этом пути. Она у многих уже есть, и ее источник – наша система, семья и род. Первые шаги кем‑то, возможно, уже сделаны, кто‑то начинает их делать, а кто‑то только собирается, им нужно время. У каждого своя внутренняя готовность, своя система, свой род, и они ведут нас.
Иногда получить доступ к силе сложно самому, и тогда встает вопрос: что в силах сделать терапевт для того, чтобы человек смог столкнуться с тяжелым без последствий для себя? Самое главное на этом пути, чтобы человек в поле психотерапевта или группы не чувствовал на себе осуждающие взгляды, не слышал оценочных высказываний. Главное – приятие психотерапевтом и группой той истории, которая стоит за судьбой человека.
Поиск решения не похож на поиск некоего клада, который зарыт в определенном месте, а психотерапевт покажет, где именно это место. И мы вдвоем откопаем клад, и вот так вдруг сразу произойдет чудо. Поиск решений похож на творчество, на процесс, который растет и движется сам по себе. Сначала шаг за шагом создаются условия, а решение возникает само по себе, иногда неожиданно, иногда более прогнозируемо. При этом и психотерапевт и человек на данный момент, на данном этапе делают все, что могут.
Изменить прошлое ни свое, ни предков невозможно. Осуждать его бессмысленно, это только порождает еще больший конфликт внутри самого человека. Прошлое, опыт и боль многих поколений всегда с нами. И то, что происходило десятки и сотни лет назад, определяет наше настоящее и наше будущее. Прошлое требует от нас уважения. И каждый день человека наполнен этим требованием. Словно где‑то внутри вся система наблюдает, как, проходя через боль, мы излечиваемся телесно, психически и духовно. Посмотреть на прошлое с согласием и уважением – это часто означает снять повязку с глаз. Снять то, что закрывало от реальности настоящего и ограничивало наш взгляд в будущее. Оказывается, жизнь иная! Это прозрение иногда бывает внезапным, а иногда постепенным, но оно неизбежно.
Бывают случаи, когда видно, что человек находится в особом состоянии, он словно глубоко заснул, он не здесь, он словно потерян, как будто часть его опыта умерла. Он, несмотря на то что присутствует в жизни физически, из жизни выключен. Ему сложно идти в будущее, и с прошлым работать он не может. И несмотря на то что есть какая‑то информация о прошлом предков, такое впечатление, будто что‑то важное потеряно. Речь идет о тяжелом психотравматическом опыте из прошлого. Возникает вопрос: а жив человек, который перенес эту психотравму? Если мертв, то вполне возможно, что ему что‑то нужно, чтобы обрести наконец покой. Может быть, с ним не произошло прощание? Может быть, ему необходимо, чтобы потомки увидели его судьбу и отдали ей дань уважения? Может, ему не хватает его родителей? Возможно ли в таких ситуациях привести все в порядок и найти хорошее решение? Да, во многих ситуациях это возможно.
Тело и травма
Хорошим помощником в поиске того, что оказывает из прошлого на нас действие, является наше тело.
Тело, бессознательно, душа ищут разрешение травмы. Они ищут способ, как жить человеку с травматическим опытом. И на телесном уровне решением для травматического опыта может быть ощущение в теле, симптом или болезнь. Произошла психотравма, после которой чувства были вытеснены, но они все равно присутствуют в семейном поле, и поэтому в виде каких‑то ощущений в теле несут их потомки.
Поиск возможен и через наши чувства, и через непонятные и неприятные ощущения в теле.
Например, одна из моих пациенток рассказывала, что ночью она нередко просыпалась оттого, что у нее было ощущение, будто она задыхается. Что‑то давило на грудь, она ловила воздух ртом и просыпалась. Когда она пришла на прием к врачу, то оказалось, что какого‑либо нарушения работы внутренних органов не было выявлено. Ее отправили к психиатру, где был назначен ряд препаратов, но они не дали эффекта. Что же оказалось на самом деле? Что стояло за ощущением удушья? Оказалось, что за этим ощущением стояла история ее деда по линии отца, который умер насильственной смертью – был задушен. Когда было найдено решение, а в этой ситуации пациентка несла это вместо своего отца, то она с удивлением вспомнила, что у ее отца тоже были такие «приступы». Это ее ощущение удушья – связь, ее любовь к отцу.
Другой клиент рассказывал о том, как часто он испытывает чувство давления в груди, «как будто все сжимается». Откуда шло это ощущение? При работе он расплакался, и это были слезы его отца из‑за смерти его брата (дяди клиента). Эти слезы – то, что он нес вместо отца.
Травма, которая сохраняется в теле, исходит из ситуаций, связанных с жизнью и смертью, именно из‑за этого подобный опыт в теле сохраняется долго. Именно из‑за этого он выражен настолько интенсивно. Ведь, когда речь шла о жизни и смерти, она была или о выживании, или об утрате. А опыт выживания и жизни после утраты – это на самом деле то, что необходимо многим последующим поколениям. Но вытесненные эмоции предков находят свой приют в нашем теле. Тогда мы чувствуем их в виде определенных ощущений в теле. Это, например, ком в горле, или тяжесть в плечах, или слабость в ногах, или затрудненное дыхание. Готов ли человек действительно осознать свои чувства, что стоит за этими ощущениями, – это его выбор.
Большинство людей избегают познания вытесненных эмоций и чувств, тем более когда речь идет о перенятом психотравматическом опыте. Ведь это сложно, тяжело, увидеть то, что создало этот опыт, почувствовать его вновь. Объяснимо отсутствие желания отправиться вновь в прошлое. То есть человек не хочет видеть, чувствовать, замечать вытесненные эмоции, ощущения в теле. Люди не хотят видеть то, что несет прошлое в их жизнь. Они словно слепы. И что тогда? Пусть лучше дети продолжают чувствовать это? Или внуки? Конечно, именно дети и внуки продолжают нести последствия психотравматического опыта. И тогда именно они ведут неосознанный поиск, который пронизывает всю их жизнь. И тогда повзрослевшие потомки встречаются с тем, что вытеснено, смотрят психотравме в глаза, чувствуют эту боль и ищут решение. Или проваливаются в болезнь, зависимость и тогда через них ищут ответы.
...
Поиск решения для ощущений в теле и симптомов
1. Определиться, с каким ощущением в теле вы хотели бы работать.
2. Для самостоятельного поиска необходимо иметь нарисованную гениосоциограмму и знания о психотравматическом опыте в своем роду и своей родительской системе (об этом я писала подробно в конце первой главы).
3. Далее вам надо, глядя на эту гениосоциограмму, внутренне задать себе следующие вопросы:
Что произошло тогда, когда возникло это ощущение?
Что когда‑то не завершилось?
Какое событие не дошло до конца?
Это личное или идущее из системы?
Можно ли историю из прошлого довести до такого конца, чтобы все завершилось?
Если вы найдете то место в системе, где это было не завершено, тогда отдайте дань судьбе этого человека, его боли и оставьте его боль и судьбу там, где ей место.
Если вы почувствуете сильное напряжение или дискомфорт, лучше вам самостоятельно работу не продолжать. Ведь, возможно, тогда, когда произошла травма, событие было слишком велико, слишком тяжело, происходило быстро, человек был один, не имел ресурсов (способов), чтобы справиться с ситуацией. Когда человек находится в группе или с психотерапевтом, то он не один, и в этом времени у него могут найтись ресурсы. Тут важно понимать, что чем внезапнее произошла психотравма, тем медленнее ведется работа. Самым главным человеком здесь является сам человек, под его контролем находится каждый шаг психотерапевта, в любой момент он может остановить его работу.
Иногда, конечно, возможно сильное сопротивление, и человек может ощутить боль в какой‑то части тела или вообще не найти ответа. Не отчаивайтесь. Может быть, нет еще важной части готовности или пока самостоятельно на этом пути вы продвинуться не сможете.
...
Поиск решения для заболевания
Конечно, многих читателей интересует вопрос: как самостоятельно определить, с чем связан его симптом или заболевание? Или как помочь близкому человеку выявить взаимосвязь болезни с событиями в роду? Сейчас я приведу несколько рекомендаций для самостоятельного поиска, но в отношении заболевания сложно найти ответ самому. Конечно, основные шаги – это принять то, что исключено, и занять свое место в семейной иерархии. Но вот с кем из исключенных связаны симптом или болезнь, выяснить самостоятельно чаще всего невозможно. Для этого есть несколько причин:
1. Необходимы определенные знания и опыт для подобной работы.
2. Рассматривая свою проблему, мы не можем быть объективными, поскольку рассматриваем свою семейную систему и одновременно ей принадлежим, являемся ее частью. Быть внутри и частью системы и одновременно посторонним наблюдателем невозможно. А для того, чтобы объективно вести поиск, нужно быть вне системы пациента.
Главная цель этой книги – создать внутри читателя готовность для разрешения ситуаций, поскольку у каждого она различна. Если в системе потребность к решению созрела, то информация в этой книге просто поможет созреть решению.
3. В нашей культуре есть ошибочное представление, что человек все сам должен разрешить, сам справиться, побороть что‑то внутри. Если у меня есть вопрос, который я хочу разрешить и чувствую в этом глубокую потребность, я в чем‑то веду поиск сама, а с чем‑то обращаюсь к своим коллегам. Психотерапия имеет громадный запас знаний и техник, которых не почерпнуть только читая книги. Опыт психотерапевта не заменит никакая книга. Если вы нуждаетесь в консультативном сопровождении, ищите специалиста, выбирайте по своим ощущениям.
Но все‑таки первые шаги можно сделать самостоятельно.
Первое, что вы можете сделать, чтобы понять свой симптом или заболевание, – это создать образ своей болезни. Представьте, что вы находитесь в комфортном для себя месте – на берегу моря, в лесу, на берегу речки или в собственной комнате. Подумайте о своей болезни или своем симптоме, о тех ощущениях в теле и чувствах, которые возникают, когда вы думаете о нем. А теперь представьте свою болезнь в виде образа. Словно вы рисуете внутри картину своей болезни. Что это за образ? Он красив и приятен или, наоборот, внушает страх и ужас? Как он выглядит? Что вы чувствуете, глядя на этот образ? Здесь важно понимать, что если образ приятен, красив, притягателен (например, роза, или радуга, или звездное небо), то человеку комфортно в его переплетении. То есть его болезнь отражает большую любовь к кому‑то в своей семье. Любовь так велика, что выздороветь, скорее всего, не удастся. Если образ симптома или болезни страшен, вызывает ужас, неприятие или отвращение, то пациент стремится найти решение, и можно начинать поиск.
Второе, что можно предпринять, – это выполнить следующие шаги: 1. Создать гениосоциограмму, иметь представление о событиях и психотравматическом опыте в своем роду. Здесь важно сконцентрироваться на информации того, кто, когда, кем был исключен (смотри поиск решения в первой главе).
2. Разложить на полу перед собой листы, обозначающие членов своей семьи, сначала родителей: справа от себя мать, слева отца. Затем их родителей, ваших дедушек и бабушек, и т. д. То есть поставить перед собой минимум три поколения вашего рода.
3. Взять в руки какой‑нибудь предмет, олицетворяющий вашу болезнь или симптом (например, подушку). Посмотреть на него, представить, где в теле присутствует ваша болезнь или симптом. Почувствовать свою болезнь или симптом. Представить, что симптом или болезнь словно выходят из вашего тела и переходят в предмет, который вы держите в руках.
4. Задать вопрос, где этой болезни или симптому место. Куда через болезнь течет моя любовь? Куда в болезни направлена моя любовь? Посмотреть на своих предков, не пытаться включить свои размышления, доверять только своим чувствам и ощущениям в теле. Куда вам хочется подойти со своей болезнью или симптомом? Не спешите, чтобы получить ответ от тела или чувств, нужно подождать. Попробуйте подойти к тому члену своего рода, к которому поведет вас ваш симптом или болезнь.
5. Подойти и стать напротив. Что вы сейчас чувствуете к этому человеку, к своей болезни? Можете ли вы отдать дань его судьбе, оставить свой симптом или свою болезнь там, где им место? Или вы испытываете дискомфорт или сопротивление? Здесь все может происходить само собой, без слов. Но процесс движется медленно, и поэтому спешить не нужно.
Третье, что можно сделать, – это склониться перед болезнью. Эту технику можно применять и в случае, если по причине заболевания был удален какой‑либо орган. Операции производятся в тех ситуациях, когда жизнь человека из‑за болезни находится под угрозой. Когда жить с больным органом невозможно, то принимается решение об операции. Важно поблагодарить удаленный орган, поскольку благодаря тому, что его удалили, вы живете дальше. Удаленный орган – это такая жертва, благодаря которой ваша жизнь продолжается. Поэтому можно представить удаленный орган и стать напротив него и почувствовать эту благодарность, выразить ему ее.
Если человек поблагодарит свою болезнь, даже если она отступила и в настоящее время ремиссия, то это благотворно отразится на его состоянии. Ведь симптом или болезнь выполняют важную задачу для души! Если человеку непонятно, почему он должен поблагодарить свою болезнь или симптом, то можно перечитать первую главу.
1. Поставьте напротив себя болезнь или симптом. Представьте, что вы стоите друг напротив друга. Вчувствуйтесь в свое состояние. Что вы ощущаете? Можете ли вы смотреть на свою болезнь? Хотите ли вы подойти к ней ближе или, наоборот, отдалиться от нее? Какое расстояние вы выберете между вами? Или, может быть, вам хочется убежать отсюда или убрать болезнь? Если расстояние велико, то страх ваш перед болезнью огромен. Возможно, вам хочется прильнуть к болезни и остаться у нее в объятиях? Оцените свои ощущения, но только не спеша. Что происходит с вами? Как меняются ваши чувства? Ощущения в теле?
2. Посмотрите на болезнь и скажите: «Я вижу тебя, сейчас я вижу тебя». Только когда будете готовы, поблагодарите свою болезнь. Слова вы сможете подобрать сами. Следите за ощущениями, есть ли в действительности в ваших словах благодарность? Есть ли согласие? Примирение? Не ведете ли вы себя высокомерно и надменно по отношению к болезни?
3. Если благодарность состоялась в полной мере, то закончите упражнение. Если нет, то можно вернуться к нему позже или обратиться за консультацией. Если с начала упражнения вы испытываете неприятные ощущения, страх и дискомфорт, то идти дальше самостоятельно не стоит.
Четвертое, что можно сделать, – это попросить благословения у своей мужской или женской линии рода или у родителей. Если вы мужчина, то можете обратиться к своей мужской линии, если женщина, то к женской. Можете выбрать другой вариант – это обратиться через родителей к роду в целом. Здесь важно понимать, что обращаться нужно с позиции младшего к старшим, без претензий и желаний изменить их, их судьбы или потребовать от них то, что, с вашей точки зрения, вам недодали. Тот, кто имеет претензии, ничего не получит! Представьте, что у вас за спиной стоит несколько поколений мужчин (если вы мужчина) или женщин (если вы женщина). За вами ваш отец или мать, за ними дедушка или бабушка и так далее несколько поколений в прошлое. За мужчиной стоит несколько поколений мужчин, за женщиной – несколько поколений женщин. Оцените свои ощущения. Что вы при этом чувствуете?
Если вам хочется уйти или вы ощущаете внутренний дискомфорт, то лучше дальше данное упражнение не продолжать. Вы еще не готовы. Доверяйте своим ощущениям, ведь через них бессознательное или ваша душа указывают вам путь.
Если вы хотите повернуться к ним, то повернитесь к ним лицом. Произнесите каждому: «Я вижу тебя». Затем каждому: «Ты там, я здесь». Если вы хотите спросить у кого‑то из них совет или задать вопрос, то задайте. Не ждите ответа в виде текста, следите за своими ощущения. Если вы хотите поблагодарить кого‑то или всех, сделайте это. Если хотите попросить благословения, попросите. Затем повернитесь к ним спиной, чтобы мужская или женская линия стояли у вас за спиной.
Если внутреннего дискомфорта нет, то представьте, как через много поколений, из прошлого, от поколения к поколению по направлению к вам передается мужская энергия (если вы мужчина) или женская (если вы женщина). Она приближается к вашему дедушке или бабушке, от них к отцу или матери и дальше передается вам. Оцените ваши ощущения, как воспринимается вами передача мужской или женской энергии. Можете ли вы ее принять?
На мой взгляд, эти четыре практики, кроме описанных в соответствующих главах, можно выполнять самостоятельно, или в психологическом клубе, или в ходе какого‑то тренинга.