Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История развития государственной службы.



Государственная служба: понятие, цели, задачи.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Основной задачей государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, т. е. государственная служба важное звено государственного механизма (государственная система) вносит в жизнь комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности.

Цели государственной службы:

1. Упорядочение работы государственного аппарата.

2. Установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям.

3. Определение компетентности и профессиональной подготовленности государственных служащих.

4. Регламентация способов и процедур анализа и оценки эффективного функционирования государственного аппарата.

5. Формирование условий обеспечения государственных служащих включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы.

Эти цели можно классифицировать по четырем признакам:

По степени общественной важности: стратегические, тактические.

По результатам включения в себя конечных и промежуточных целей.

По времени: среднесрочные, долгосрочные, краткосрочные.

По сферам общественной жизни: экономические, социальные, политические, духовные.

Задачи государственной службы:

1. Обеспечение конституционного строя.

2. Выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны.

3. Подбор кадров способность реализовать стратегию развития страны.

4. Создание организационной структуры государственной власти.

5. Принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны.

6. Защита прав, свобод и законных интересов граждан создание условий для развития человеческой личности.

7. Создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

История развития государственной службы.

Начало по упорядочению и систематизации службы как государственной так и гражданской историки связывают с именем Петра 1, в частности, с его Указом от 24 января 1722 года. Этим Указом была введена "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старые кто в том классе пожалован был" (24 января 1722 г.). (Таково ее с трудом воспринимаемое современным ухом полное наименование).

"Табель..." установила три иерархические, как бы параллельные лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб, по 14 ступеней в каждой.

Следует признать, что законодательство о службе, прежде всего о службе государственной, в общероссийском масштабе стало возможным и необходимым с формированием централизованного государства, начиная с эпохи Ивана Грозного. В свою бытность Иван Грозный (XYI век) учредил для контроля над "государевыми служивыми людьми" специальное учреждение – Разряд, который в середине его царствования вел "личные дела" 22-23 тысячи человек. Из них 2-3 тысячи были внесены в московские послужные списки, т.е. говоря современным языком, составляли некое подобие столичной "номенклатуры", а прочие входили в списки других городов, т.е. в местные "номенклатуры".

При назначениях на должности в тот период принимались в расчет три фактора: родословная ("порода") кандидата, его чиновность (служебный титул) и разрядность (предыдущая должность).

В последующие годы родовое основание лестницы чинов было отменено.

Как отмечают историки, заслуга Петра I состоит в том, что он "Табелью о рангах..." подытожил и законодательно закрепил сложившуюся к тому времени практику поступления на службу и прохождения по ее ступеням.

Другой заслугой Петра I является то, что его система расширила возможности для поступления на государеву службу из низших классов при соблюдении определенных условий.

Екатерина II, Павел I своими Указами усовершенствовали механизм поступления на службу, поставив во главу угла ограничение доступа представителей низших классов в дворянство через государеву службу. Например, Указом 1790 г. "О правилах производства в статские чины" Екатерина II установила, что право на потомственное дворянство дает лишь 8-й класс "Табели о рангах...", для перевода в который недворянам надо было прослужить в чине не менее 12 лет.

Существенную роль в становлении государственной службы сыграл русский государственный деятель граф М.М. Сперанский (1772-1789). Будучи с 1808 года ближайшим советником императора Александра I, Сперанский предложил полную реформу всей структуры государственной власти. Хотя все задуманное ему осуществить не удалось, тем не менее, под его началом были образованы министерства, в 1810 году создан Государственный Совет, введен в систему чинопроизводства критерий образования.

Царь Николай-второй также внес определенный вклад в становление российской государственной службы. Утвержденный им "Устав о службе гражданской" установил примерное соответствие между шкалами чинов и должностей. С небольшими изменениями он просуществовал до 1917 года.

В целом до революции 1917 года в России было издано около 200 правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих.

Чиновники должны были верно служить царю, и назначались они в царской России на должность пожизненно. Естественно, в законодательстве были оговорены случаи, когда чиновников можно было уволить с работы. При вступлении в государственную должность служащие принимали присягу.

Характерными недостатками государственной службы дооктябрьской России являлись:

× бюрократизация аппарата государственной службы;

× отсутствие равного доступа граждан на государственную службу:

× абсолютизация принципа централизма в организации системы государственной службы;

× отсутствие демократических начал и гласности в формировании корпуса государственных служащих, подотчетности и подконтрольности чиновников представительным органам государственной власти;

× сословность и широкое распространение протекционизма при приеме в административные учреждения, при производстве в чины;

× неясность критериев оценки работы служащих;

× наличие у начальствующих лиц неограниченных полномочий в отношении подчиненных при решении вопросов их карьеры и продвижения по службе;

× злоупотребление властью и должностными полномочиями;

× нарушение принципа запрета на совмещение государственной службы с участием в предпринимательской деятельности и др.

Естественно, было бы необъективным представлять работу российского чиновничества только в негативном свете. На его счету немало крупных прогрессивных преобразований.

Среди них особое значение имеет отмена крепостного права, проведение либеральных реформ 60-70-х годов XX века, создание государственного сектора промышленности, развитие железнодорожного строительства и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.