Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Синопсис собственных исследований — занятие благодарное для классиков. Эмилио Джентиле — один из них.



Эмилио Джентиле

Фашизм, тоталитаризм и политическая религия: определения и критические размышления над критицизмом интерпретации

Синопсис собственных исследований — занятие благодарное для классиков. Эмилио Джентиле — один из них.

http://gefter.ru/archive/10519

© Hugo Jaege / Life

Начиная с последней декады XX века в научной среде растет интерес к проблеме тоталитаризма и политической религии. Подтверждением тому служат как многочисленные публикации на эту тему, так и основание в 2000 году журнала Totalitarian Movements and Political Religions. В первом его номере я имел возможность изложить свое представление о соотношении тоталитаризма, секулярной религии и модерности как о выражении более широкого явления, которое я определил как «сакрализация политики». Этим термином я называю «формирование религиозного измерения в политике, отличного и независимого от традиционных религиозных институций». В качестве конкретного исторического примера связи между тоталитаризмом и политической религией и соотношения сакрализациии политики с модерностью я привел и итальянский фашизм. На основании тщательно проанализированных в моих работах о фашистской идеологии, партии и режиме причин я полагаю, что случай итальянского фашизма, — породившего, как известно, само понятие тоталитаризма, — следует отнести к сфере тоталитарных экспериментов. Также, основываясь на проведенном мной специальном исследовании, я считаю, что фашизм входит в число современных проявлений сакрализации политики.

Следует подчеркнуть, что в основе моей интерпретации фашизма как тоталитарного явления лежат не только исторические исследования, но и пересмотр понятия тоталитаризма через критическое переосмысление основных теорий тоталитаризма, появившихся после Второй мировой войны. Итак, тоталитаризм может быть понят как попытка политического доминирования со стороны революционного движения с интегралистской концепцией политики, стремящегося к монополизации власти. Приобретя власть легальным или нелегальным путем, оно разрушает или преобразует предыдущий режим и создает новое, основанное на однопартийном режиме государство, прежде всего с целью подчинения общества. Таким образом, это движение стремится к субординации, интеграции и гомогенизации находящихся под его властью через тотальную политизацию существования — как коллективного, так и индивидуального, — понимаемого в соответствии с категориями, мифами и ценностями палингенной идеологии. Последняя институционализирована в виде политической религии, направленной на преобразование индивида и масс посредством антропологической революции с целью перерождения человеческого вида и создания нового человека, душа и тело которого посвящены реализации революционной и империалистической политики тоталитарной партии, конечной целью которой является создание новой цивилизации за рамками национального государства.

Это определение может показаться громоздким, однако в основе его лежит сознательно избранный способ репрезентации явлений такого рода. Тем самым я хочу подчеркнуть, что взаимосвязанность всех элементов этого определения — как основных, так и второстепенных, необходима для того, чтобы представить (насколько это вообще возможно в теоретическом определении) созданную тоталитарными режимами XX века историческую реальность. Я считаю, что эта реальность не может быть теоретически отождествлена ни с одной из своих составляющих в отрыве от остальных. Мое определение включает следующие элементы: революционная партия, монополия власти, политическая религия, подчинение общества, антропологическая революция и экспансионистские амбиции. Таким образом, эти элементы следует рассматривать как взаимосвязанные и логически, и хронологически, как находящиеся в динамических и диалектических отношениях. Именно поэтому моя интерпретация тоталитаризма отлична от теорий, основывающих свое определение тоталитаризма прежде всего на институциональном понятии «тоталитарного режима». Я полагаю, что по своей природе тоталитаризм — это продолжительный эксперимент в области политического доминирования, и поэтому считаю, что само понятие «тоталитарного режима» следует рассматривать с точки зрения динамики, а не статики, и определять его следует с учетом тех особых исторических обстоятельств, в которых возникали и осуществлялись тоталитарные эксперименты, даже если они не представляются «совершенными» или «окончательно завершенными».

Одной из компонент моего определения тоталитаризма является «политическая религия». Под этим термином я подразумеваю вид религии, сакрализующей идеологию, движение или политический режим через обожествление мифологизируемой светской организации, которую он позиционирует как главный и неоспоримый источник смысла и конечную цель жизни человека на земле.

Важнейшая особенность, отличающая «политическую религию» от религии «гражданской», заключается в экстремистском и эксклюзивном характере исторической миссии первой. Политическая религия не может сосуществовать с другими политическими идеологиями и движениями; она не признает автономии индивида и утверждает примат сообщества. Она санкционирует насилие как легитимное оружие в борьбе против тех, кого считает своими внутренними и внешними врагами, и как средство обновления коллектива; навязывает обязательное исполнение своих предписаний и участие в своем политическом культе. Что касается традиционных или институциональных религий, то она либо стремится полностью их уничтожить, либо пытается установить с ними отношения символического сосуществования, инкорпорировав традиционную религию в собственную систему мифов и верований и отведя ей чисто инструментальную и вспомогательную роль.

В соответствии с этим определением, понятие политической религии относится не только к институту системы верований, ритуалов или символов, но и к другим фундаментальным аспектам тоталитарного эксперимента: к подчинению социума, к гомогенизации формируемого правительством общества, к антропологической революции, к формированию нового типа человека и даже к амбициозной экспансии и созданию новой наднациональной цивилизации.

Понятые в вышеописанном смысле, понятия тоталитаризма и политической религии служат важнейшими элементами моей интерпретации фашизма: фашизм — это современный (modern) политический феномен, националистический, революционный, антилиберальный и антимарксистский. Он организован в форме партии ополчения (militia party) с тоталитарными взглядами на политику и на государство и с базирующейся на мифе идеологией. Эта маскулинизированная и антигедонистическая идеология сакрализована в политической религии, которая утверждает абсолютный примат нации как этнически гомогенного органического сообщества, иерархически организованного в корпоративное государство с воинствующей миссией добиться могущества, власти и завоеваний с конечной целью создать новый порядок и новую цивилизацию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.