Начиная с последней декады XX века в научной среде растет интерес к проблеме тоталитаризма и политической религии. Подтверждением тому служат как многочисленные публикации на эту тему, так и основание в 2000 году журнала Totalitarian Movements and Political Religions. В первом его номере я имел возможность изложить свое представление о соотношении тоталитаризма, секулярной религии и модерности как о выражении более широкого явления, которое я определил как «сакрализация политики». Этим термином я называю «формирование религиозного измерения в политике, отличного и независимого от традиционных религиозных институций». В качестве конкретного исторического примера связи между тоталитаризмом и политической религией и соотношения сакрализациии политики с модерностью я привел и итальянский фашизм. На основании тщательно проанализированных в моих работах о фашистской идеологии, партии и режиме причин я полагаю, что случай итальянского фашизма, — породившего, как известно, само понятие тоталитаризма, — следует отнести к сфере тоталитарных экспериментов. Также, основываясь на проведенном мной специальном исследовании, я считаю, что фашизм входит в число современных проявлений сакрализации политики.
Следует подчеркнуть, что в основе моей интерпретации фашизма как тоталитарного явления лежат не только исторические исследования, но и пересмотр понятия тоталитаризма через критическое переосмысление основных теорий тоталитаризма, появившихся после Второй мировой войны. Итак, тоталитаризм может быть понят как попытка политического доминирования со стороны революционного движения с интегралистской концепцией политики, стремящегося к монополизации власти. Приобретя власть легальным или нелегальным путем, оно разрушает или преобразует предыдущий режим и создает новое, основанное на однопартийном режиме государство, прежде всего с целью подчинения общества. Таким образом, это движение стремится к субординации, интеграции и гомогенизации находящихся под его властью через тотальную политизацию существования — как коллективного, так и индивидуального, — понимаемого в соответствии с категориями, мифами и ценностями палингенной идеологии. Последняя институционализирована в виде политической религии, направленной на преобразование индивида и масс посредством антропологической революции с целью перерождения человеческого вида и создания нового человека, душа и тело которого посвящены реализации революционной и империалистической политики тоталитарной партии, конечной целью которой является создание новой цивилизации за рамками национального государства.
Это определение может показаться громоздким, однако в основе его лежит сознательно избранный способ репрезентации явлений такого рода. Тем самым я хочу подчеркнуть, что взаимосвязанность всех элементов этого определения — как основных, так и второстепенных, необходима для того, чтобы представить (насколько это вообще возможно в теоретическом определении) созданную тоталитарными режимами XX века историческую реальность. Я считаю, что эта реальность не может быть теоретически отождествлена ни с одной из своих составляющих в отрыве от остальных. Мое определение включает следующие элементы: революционная партия, монополия власти, политическая религия, подчинение общества, антропологическая революция и экспансионистские амбиции. Таким образом, эти элементы следует рассматривать как взаимосвязанные и логически, и хронологически, как находящиеся в динамических и диалектических отношениях. Именно поэтому моя интерпретация тоталитаризма отлична от теорий, основывающих свое определение тоталитаризма прежде всего на институциональном понятии «тоталитарного режима». Я полагаю, что по своей природе тоталитаризм — это продолжительный эксперимент в области политического доминирования, и поэтому считаю, что само понятие «тоталитарного режима» следует рассматривать с точки зрения динамики, а не статики, и определять его следует с учетом тех особых исторических обстоятельств, в которых возникали и осуществлялись тоталитарные эксперименты, даже если они не представляются «совершенными» или «окончательно завершенными».
Одной из компонент моего определения тоталитаризма является «политическая религия». Под этим термином я подразумеваю вид религии, сакрализующей идеологию, движение или политический режим через обожествление мифологизируемой светской организации, которую он позиционирует как главный и неоспоримый источник смысла и конечную цель жизни человека на земле.
Важнейшая особенность, отличающая «политическую религию» от религии «гражданской», заключается в экстремистском и эксклюзивном характере исторической миссии первой. Политическая религия не может сосуществовать с другими политическими идеологиями и движениями; она не признает автономии индивида и утверждает примат сообщества. Она санкционирует насилие как легитимное оружие в борьбе против тех, кого считает своими внутренними и внешними врагами, и как средство обновления коллектива; навязывает обязательное исполнение своих предписаний и участие в своем политическом культе. Что касается традиционных или институциональных религий, то она либо стремится полностью их уничтожить, либо пытается установить с ними отношения символического сосуществования, инкорпорировав традиционную религию в собственную систему мифов и верований и отведя ей чисто инструментальную и вспомогательную роль.
В соответствии с этим определением, понятие политической религии относится не только к институту системы верований, ритуалов или символов, но и к другим фундаментальным аспектам тоталитарного эксперимента: к подчинению социума, к гомогенизации формируемого правительством общества, к антропологической революции, к формированию нового типа человека и даже к амбициозной экспансии и созданию новой наднациональной цивилизации.
Понятые в вышеописанном смысле, понятия тоталитаризма и политической религии служат важнейшими элементами моей интерпретации фашизма: фашизм — это современный (modern) политический феномен, националистический, революционный, антилиберальный и антимарксистский. Он организован в форме партии ополчения (militia party) с тоталитарными взглядами на политику и на государство и с базирующейся на мифе идеологией. Эта маскулинизированная и антигедонистическая идеология сакрализована в политической религии, которая утверждает абсолютный примат нации как этнически гомогенного органического сообщества, иерархически организованного в корпоративное государство с воинствующей миссией добиться могущества, власти и завоеваний с конечной целью создать новый порядок и новую цивилизацию.