6.1.Тормозной путь — это путь, пройденный автомобилем с момента начала торможения до полной остановки автомобиля.
6.2.Остановочный путь — это путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения водителем опасности (препятствия) для движения до полной остановки.
6.3.Если скорость движения автомобиля увеличить в три раза, то длина тормозного пути увеличится в девять раз.
6.4.Чем больше загружен автомобиль, тем длиннее у него тормозной путь.
6.5.Длина тормозного пути у легкового автомобиля с прицепом больше, чем у автомобиля без прицепа.
6.6.Длина остановочного пути автомобиля зависит от времени реакции водителя и условий, влияющих на величину тормозного пути.
6.7.Длина тормозного пути автомобиля зависит от скорости автомобиля, его массы, эффективности рабочей тормозной системы, вида и состояния шин автомобиля, вида и состояния дорожного покрытия, погодных и метеорологических условий, наличия уклона на дороге.
6.8.При длительном торможении на затяжных спусках возможен перегрев тормозных механизмов и выход их из строя.
6.9.Торможение двигателем повышает устойчивость заднеприводного автомобиля на скользкой дороге.
6.10.Эффективность торможения автомобиля характеризуется длиной тормозного пути.
6.11.Наименьшая длина тормозного пути с сохранением устойчивости и управляемости автомобиля достигается при торможении на грани блокировки колес (колеса вращаются с минимальной скоростью).
6.12.При блокировке колес автомобиля (торможении на «юз») длина тормозного пути увеличивается на любом покрытии.
6.13.Если на автомобиле не установлена или неисправна антиблокировочная система (АБС), тормозить необходимо, периодически нажимая педаль тормоза, не выключая сцепление.
6.14.При экстренном торможении (при отсутствии АБС) нельзя выключать сцепление.
6.15.Водитель должен помнить о том, что при движении «накатом» (с выключенной передачей) устойчивость автомобиля существенно снижается.
6.16.Для уменьшения центробежной силы необходимо снизить скорость до момента вхождения в поворот и не допускать резких движений рулевым колесом при прохождении поворота.
6.17.Чем выше скорость движения автомобиля на повороте, тем больше центробежная сила, действующая на автомобиль.
6.18.Чем центр тяжести автомобиля выше, тем менее устойчив автомобиль.
6.19.Учитывая воздействие на автомобиль центробежной силы, безопаснее проезжать поворот, имеющий уклон в сторону центра поворота.
6.20.При подъезде к крутому спуску необходимо заранее выбрать пониженную передачу для торможения двигателем, исходя из условия: чем круче спуск, тем ниже передача.
6.21.При движении по дороге с поворотами движение безопаснее всего осуществлять с включенной передачей.
6.22.При начавшемся заносе автомобиля нельзя выключать сцепление.
6.23.Устранить боковой занос прицепа можно, увеличив скорость автомобиля.
6.24.На переднеприводном автомобиле, чтобы устранить занос задней оси, необходимо плавно увеличить скорость движения.
6.25.При возникновении заноса вследствие торможения отпускать педаль тормоза необходимо плавно, не бросая педаль.
6.26.Если у переднеприводного автомобиля начало заносить заднюю ось, необходимо плавно увеличить скорость автомобиля, рулевым колесом корректировать направление движения автомобиля.
6.27.Если на повороте дороги начался занос задней оси заднеприводного автомобиля, необходимо, слегка уменьшив подачу топлива, повернуть рулевое колесо в сторону начавшегося заноса.
6.28.Чем выше скорость движения автомобиля, тем сила сцепления шин с дорогой меньше.
6.29.Если при движении на заднеприводном автомобиле произошел разрыв передней шины, необходимо удержать рулевое колесо, не нажимать педаль тормоза, а автомобиль затормаживать двигателем.
6.30.Предметы, отображаемые в сферических и панорамных зеркалах, кажутся дальше, чем в действительности.
6.31.При движении на низших передачах расход топлива увеличивается.
6.32.Установка багажника на крыше легкового автомобиля способствует увеличению расхода топлива, а размещение груза на нем снижает устойчивость автомобиля.
Глава 7
Дорожные условия
7.1.Чем выше коэффициент сцепления, тем лучше сцепление шин с поверхностью дороги.
7.2.Самый высокий коэффициент сцепления у дорог с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием.
7.3.Самый высокий коэффициент сцепления у дорог с сухим и незагрязненным покрытием.
7.4.Самый низкий коэффициент сцепления у дорог с обледеневшим дорожным покрытием или на льду.
7.5.При прохождении поворотов дороги не рекомендуется выполнять действия, снижающие устойчивость автомобиля: торможение, выключение сцепления, переключение передач, движение на нейтральной передаче.
7.6.Наиболее опасны порывы бокового ветра при выезде с закрытого на открытый участок местности.
7.7.Если при выезде из леса установлен дорожный знак «Боковой ветер», то необходимо уменьшить скорость, рулевое колесо удерживать обеими руками, быть готовым к возможному отклонению автомобиля от заданного направления движения.
7.8.Дорожное покрытие наиболее скользкое в начале дождя.
7.9.Видимость дороги в направлении движения ухудшается, даже если дождь не очень интенсивный, в лужах невозможно различить выбоины на проезжей части дороги, коэффициент сцепления уменьшается, а движение на высокой скорости может привести к потере управляемости автомобиля.
7.10.Менее склонен к аквапланированию переднеприводный автомобиль.
7.11.Опавшие листья на проезжей части дороги снижают коэффициент сцепления, особенно если дорожное покрытие влажное.
7.12.Зимой съезжать на обочину необходимо после предварительной её проверки и на минимальной скорости.
7.13.На обледеневшем покрытии и при сильном боковом ветре необходимо снизить скорость вплоть до минимума и постараться избегать резких действий рулевым колесом.