Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Консервативно-охранительного, либерального и радикального течения



(декабристы, западники и славянофилы, утопический социализм).


Первое в истории России организованное выступление против самодержавия и крепост­ничества связано с декабристами. Их мировоз­зрение формировалось под влиянием трудов философов-просветителей, событий француз­ской революции и российской действительно­сти. Они понимали необходимость перемен, так как существующая социально-политическая система обрекала экономику страны на застой, а большинство населения — на бесправное по­ложение.

Первыми тайными организациями стали «артели» — объединения гвардейской молодежи. В 1816 году в Петербурге был создан Союз Спасения, а в 1818 году на его базе возникла бо­лее широкая по составу тайная организация -Союз благоденствия. В 1821 году союз саморас­пустился, чтобы отсеять случайных членов орга­низации.

В 1821 году было образовано Южное обще­ство. В качестве программного документа был принят проект П. И. Пестеля «Русская прав­да», предусматривающий установление в Рос­сии республики и отмену крепостного права.

В 1823 году в Петербурге было образовано Северное общество. Программный документ раз­рабатывал Н. М. Муравьев. Он получил назва­ние «Конституция» и предполагал введение в России конституционной монархии. Но в каче­стве программы этот документ не был принят.

Тактика была едина — вооруженное восста­ние, совершаемое армией.

14 декабря 1825 года началось восстание в Петербурге, а 29 декабря — на Украине. Оба выступления были подавлены.

Нацеленные на преобразования общества на буржуазных началах, они опережали свое вре­мя. В России отсутствовали предпосылки для перехода к новому социальному строю, народу были чужды идеи борьбы с самодержавием.

Несмотря на разгром декабристских орга­низаций, традиции движения продолжали существовать и нашли отражение в создании ряда кружков (кружок братьев Критских, «Литературное общество 11-го нумера», «Сунгуровское общество», кружок Станкевича).

 

Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, ее прошлом и будущем.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.

Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы, допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармонию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Петр I, насильственно сломав сложившийся порядок, самодержавие превратил в деспотизм, утвердил крепостничество со всеми его дикостями, подчинил общество всесильной и алчной бюрократии. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.

Революционное направление общественной мысли в ">с< 30-е гг. развивалось под влиянием идей декабри^'ов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сун-гурова и др.). Н 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю — к социализму. В начале 50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед европейскими странами — крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма. В общине с ее совместным землепользованием, традициями самоуправления и взаимопомощи он видел «ячейку социализма». Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.