Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Усиление крепостного гнета в п.ч. 18 в.



Мы уже видели, что созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в личную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли. В то же время лично зависимые люди – холопы – по воле господ садились на пашню и своей жизнью и хозяйством ничем не отличались от крестьян. Правительство еще до Петра заметило таких холопов ("задворных людей") и облагало их наравне с крестьянами государственными податями. Выходило так, что землевладельцы стремились сравнять крестьян с холопами, а правительство – холопов с крестьянами. Результатом этого было то обстоятельство, что и крестьяне, и холопы чрезвычайно сблизились между собой на деле, хотя строго различались по закону, Петр застал это положение и смешал крестьянство с холопством в один податной и зависимый от землевладельцев класс. На этом основании многие думают, что Петр вместо бывшего прикрепления к земле создал крепостное право на крестьян. Но предыдущее изложение показывает, что это неверно: на деле крестьянин становился в личную крепость от землевладельца еще до Петра. С другой стороны, в законодательстве Петра нет ни одного указа, отменяющего прикрепление к земле и устанавливающего крепостную зависимость личную; крестьянин и при Петре оставался гражданином.

Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. По новейшим исследованиям, это произошло так: Петр желал разместить армию на постоянные квартиры в различных губерниях и содержание полков возложить на население того округа, где стоял полк. Для этого признано было нужным высчитать сумму, необходимую для содержания полка, перечислить всех податных лиц в округе и рассчитать, сколько каждое лицо повинно было внести денег на содержание войска. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и ее поверка – "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по закону крестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданские права: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры. В глазах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона; по обычаю, давали помещикам такую власть над крестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу. Уже при Петре началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Петр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.

Курбатов придумал гербовую бумагу;

Налог на бороды дворян, кроме духовенства;

Платили по длине и густоте, при въезде в город платили 1 копейку;

Посессионные крестьяне – к мануфактурам, покупные и приписные.

Политика Петра I относительно купцов.

Торгово-промышленные заботы Петра, имевшие целью, между прочим, отучить высшие классы гнушаться промышленным людом и делом, не были бесплодны. При нем люди знатные и сановные, корифеи бюрократии, являются промышленными предпринимателями, фабрикантами и заводчиками об руку с простыми купцами. Самым возбудительным средством для промышленной предприимчивости были льготы - казенные субсидии и ссуды; но при этом Петр хотел дать промышленности устройство, которое оправдало бы эти правительственные заботы. Насмотревшись на приемы и обычаи западноевропейских капиталистов, Петр старался и своих капиталистов приучить действовать по-европейски, соединять капиталы, смыкаться в компании. До Петра Русь выработала несколько видов или форм соединения промышленных сил. Так, среди крупного купечества обычной формой такого соединения был торговый дом. Это - неразделенных родственников, отца или старшего брата с сыновьями, младшими братьями, племянниками. Здесь не было ни складки капиталов, ни товарищеского совещательного ведения капиталов: всем делом орудовал посредством нераздельного капитала большак, который и отвечал перед правительством за своих подручных, домочадцев-участников, этих купеческих сыновей, братьев, племянников, как их стали звать впоследствии, равно и за простых приказчиков. В конце 16 в. славен был торговый дом солеваров братьев Строгановых, за которыми считали до 300 тысяч рублей наличного капитала. В конце 17 в. известен был дом архангельских судостроителей Бажениных, у которых была своя верфь на Северной Двине. Кроме того, встречаем в 17 в. различные виды складства. Это собственно союзы для сбыта, а не для производства: купец, ездивший по ярмаркам, забирал на комиссию товары у их производителей и продавал их вместе со своими, делясь с выручкой с доверителями по соглашению. Одну из форм такого складства пытался ввести Ордин-Нащокин, по плану которого маломочные торговцы складывались с крупными для поддержания высоких цен на русские вывозные товары. Как в торговом доме основой союза служило родство, так в комиссионном складстве доверие. Не говорю об артелях, представляющих соединение капитала и труда. Петр предоставил этим самородным союзам действовать, как умеют, хотя и принимал их во внимание. Но он считал их недостаточными средствами в международной торгово-промышленной конкуренции. В тот самый год (1699), когда посадские люди изъяты были из ведомства воевод и получили самоуправление, указ 27 октября предписал купецким людям торговать, как торгуют в иных государствах, компаниями, и «иметь о том всем купецким людям меж собою с общего совета постановление, как пристойно б было к распространению торгов». Голландцы перепугались было, почувствовав в указе опасность для своего господства на московском рынке, но московский резидент успокоил их, известив, что русские совсем не умеют приняться за новое дело, и оно пало само собой. Но у Петра были средства удержать его на ногах - это льготы и принуждение. Льготы, какими Петр поощрял вообще фабричную и заводскую предприимчивость, особенно щедро расточались компаниям. Основатели фабрики или завода освобождались от казенных и городских служб и других повинностей, иногда с неотделенными сыновьями и братьями, приказчиками, мастерами, и их учениками, могли известное число лет продавать свои товары и покупать материалы, получали безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Мануфактур-коллегия обязана была особенно прилежно следить за компанейскими фабриками, в случае их упадка - «как наискорее» расследовать причину, и, если она оказывалась в недостатке оборотных средств, тотчас «чинить капиталом вспоможение». Промышленные предприятия ограждались от иноземной конкуренции запретительными пошлинами, которые возвышались по мере роста туземного производства, так что достигали стоимости привозного товара, если выработка этого товара на русских фабриках равнялась заграничному привозу. До учреждения Мануфактур-коллегии в 1719 г. Компаниям предоставлялось право суда над фабричными служащими и рабочими по гражданским и фабричным делам, потом перешедшее к названной коллегии, которая судила вместе с фабричными и самих фабрикантов. В интересах промышленности Петр нарушал даже собственные указы: во все продолжение своего царствования он свирепствовал против беглых крестьян, строжайше повелевал возвращать их владельцам и штрафовал приемщиков; но указом 1722 г. прямо запрещено было отдавать с фабрик рабочих, даже если они были беглыми крепостными. Наконец, указом 18 января 1721 г. фабрикантам и заводчикам из купцов дано было дворянское право приобретать к их фабрикам и заводам «деревни», т. е. земли, населенными крепостными крестьянами, только с оговоркой «токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно». Так фабрикант-купец получал возможность иметь обязательные рабочие руки. Все это дает понять то чрезвычайно привилегированное положение, в которое поставил Петр класс мануфактурных и заводских промышленников. Занятие их Петр ставил наряду с государственной службой, в некоторых отношениях даже выше ее, предоставил фабрикам и заводам укрывать беглых, которыми не обладали служилые землевладельцы, дал мужику капиталисту дворянскую привилегию, право владеть землей с крепостным населением. Фабрика и завод при Петре являются преемниками древнерусского монастыря: подобно последнему, они получают значение нравственно-исправительных учреждений. Целым рядом указов Петр предписывал «виновных баб и девок» отсылать на фабрики и заводы для исправления. Таким образом, на смену старого боярства теперь рядом с вельможами в табели о рангах становилась знать ткацкого станка и чугуноплавильной печи.

Наряду с серебряными монетами стали чеканить медные разменные деньги. Правительство Петра оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам (политика протекционизма). Купцы были объединены в первую и вторую гильдии. В целях поощрения купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, поощрявший вывоз за границу русских товаров. К 1726 г. ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз. Петр понимал, что торговля укрепляет мощь государства.

Налоговая политика Петра 1

Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I

 

Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725гг.

 

Особенность первого этапа 1695 – 1715гг. был спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведение Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желательному результату.

 

Особенностью второго этапа 1715 – 1725 гг. деятельности Петра является перепись населения и введение подушной подати.

 

В этих двух этапах хотела бы рассмотреть изменения в налоговой политике: какие были введены налоги, кто и сколько платил эти налоги.

 

Налоговая политика 1695 – 1715 гг

 

Как известно, Петр I провозглашен царем в 1682г., будучи 10 лет от роду. Но реальная власть принадлежала его старшей сестре царевне Софье и ее окружению. Лишь в 1689г. после удаления Софьи в монастырь власть перешла к сторонникам Петра. Каких-либо существенных перемен в это время в налоговой системе не происходило, но сохранялся порядок, сложившийся в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Лишь постепенно в течение последнего десятилетия XVII в. правительство Петра I, решая сложные внутри- и внешнеполитические проблемы, вступает на путь преобразований. Их начало ознаменовали Азовские походы 1695 – 1696 гг.

 

В последние годы XVII столетия родился военный флот. В 1696 г. Боярская Дума вынесла решение: «Морским судам быть». К расходам на армию присоединяются расходы на создание флота. Для строительства и содержания флота требовалась значительная сумма денег. Основные тяготы по строительству флота были возложены на наиболее состоятельных лиц. Богатые купцы и землевладельцы, имевшие более 100 дворов, объединялись в так называемые кумпанства. Каждое кумпанство должно было построить определенное количество кораблей из расчета одно крупное судно на 8 – 10 тысяч дворов. Изыскание средств, организация строительства судов возлагалась также на кумпанства. Не остались без внимания и мелкие землевладельцы (а именно их крестьяне), для них вводился специальный сбор на строительство кораблей по полтине со двора. В 1700 г. кумпанства были упразднены. На нужды флота учреждался специальный ежегодный сбор – по 12 ½ коп. со двора на церковных землях и по 10 коп. – на прочих землях. Эти сборы давали в начале XVIII в. около 140 тыс. рублей. Примерно половина из них шла на строительство и ремонт кораблей, половина – на жалование морякам и мастеровым людям3.

 

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Находили новые объекты обложения, особенно в сфере торговли, денежного обращения, хозяйственно-промысловой деятельности, оформления всякого рода сделок.

 

Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиньшин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

 

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.

Гербовая бумага или «бумага под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов:

 

под большим орлом – для крайностей;

 

под величиной против золотого – для крепостей на сумму ниже 50 рублей и для челобитных мировых;

 

за печатью в половину золотого – для челобитных и выписок в приказах.4

 

«Орленая» бумага продавалась из Оружейной палаты стоимостью по 10 коп., 1 коп. и 1 деньге за лист. В 1702 цены были существенно увеличены и стали более разнообразными – 1 руб., 50 коп., 20 коп., 4 коп. и 2 коп. за лист. Этот сбор существовал в течении всего XVIIIв.

 

В 1700 г. подвергнуты были обложению все съестные припасы, продававшиеся на рынке. В этом же году обложены были все дома в Москве на 25 %, на 1/4 валового дохода с них, в 2,5 больше, чем теперь обложены в Москве дома. Этот налог платился с домов даже и после пожара. В том же году обложен был помол муки на мельнице, даже хлеб, принадлежавший хозяину мельницы.

 

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.5

 

Не забывал Петр и о таком потенциальном источнике налоговых поступлений, как церковь. В декабре 1701 г. он издал указ об изъятии у монастырей права на распоряжение их своими вотчинными доходами. Сбором налогов с монастырских вотчин ведал Монастырский приказ. Он определил денежные и хлебные дачи, равные для всех монахов без различия сана: по 10 руб. и по 10 четвертей хлеба на брата.6

 

Также Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и усиливал ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, табачный откуп. В 1701 г. новые источники доставили уже 1257295 руб., т.е. сумму равную всему бюджету в 1680 г. Все старые налоги взимаются по прежнему. Северная война принесла новые статьи государственных расходов. В 1701 г. окладные военные расходы составили 1 106 268 руб., в 1706 г. – 2 005 368 руб., в 1710 – 2 455 382 руб.

 

Ввиду растущей финансовой нужды правительство, по примеру Западной Европы, прежде всего, создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов – регальные права. Значение монетной регалии сильно возрастает. В 1701 г. передел монет дает правительству 791 729 руб., в 1702 – 1 296 978 руб., в 1703 – 738 647 руб.

 

В январе 1704 г. вышел указ о конфискации всех бань в казну с последующей передачей их для эксплуатации лицам, желающим вносить за это в казну денежный оброк. Но столь крутую меру провести в жизнь не удалось, пришлось бы отобрать бани у вельмож, знатных купцов и т.д. Месяц спустя было велено вместо передачи всех бань в казну взимать с них особый налог – по 3 рубля с бояр, окольничих, крупных купцов («гостей»), по 1 руб. – с дворян и посадских людей, по 15 коп. с крестьянских бань. Если кто вознамерится строить новую баню, должен был платить в казну 50 руб. Одновременно поощрялось строительство в городах на посадах казенных торговых бань, которые сдавались на содержание желающим на условиях платежа оброка в казну. Владельцы бань, чтобы не платить этот налог переделывали бани в обычные хозяйственные постройки, амбары и т.п. Но следом вышел указ о взимании банного налога с любых строений, переделанных из бывшей бани.

 

Подходящим объектом для обложения являлись и мельницы. Их легко учитывать, кроме того, они могут принести их владельцу немалый доход, которым он должен поделиться с казной. В январе и феврале 1704 г. издаются указы о переоброчке мельниц, - о передаче с торга мельниц, находившихся на оброке, тем лицам, которые согласятся платить за них в казну большую сумму. Для владельцев мельниц, не плативших оброка, устанавливался особый налог, равный четвертой части дохода. Тогда же вводится новый налог на рыбную ловлю, с каждого рубля доходов от рыбной ловли полагалось платить в казну 10 денег, т.е. 5%. В марте 1704г. изобретается еще один налог – с постоялых дворов. Со всех постоялых дворов владельцы платили в казну четвертую часть дохода. Так же в 1704 году вводится налог на свадьбы, налог «на промышленных людей».

 

Большое место в доходах с торговли занимали таможенные пошлины. Здесь правительство искало какие-то операции по купле-продаже , еще не обложенные пошлиной. Пошлину брали с продавца товара, предполагалось, что купивший товар будет рано или поздно его продавать. Тогда и с него будет взыскана пошлина. Происходило это, как правило, в городах и на крупных ярмарках, где имелись таможни.

Вынужденное всеми способами увеличивать казенные доходы правительство Петра I вводит ряд пошлин с движения товаров. С 1704 г. места, где ставились возы с товарами для разгрузки, или пристани, куда причаливали суда и плоты, отдавались на оброк с торгов. Откупившие этот сбор лица брали с владельцев возов и судов в свою пользу известную плату до 4 денег с воза. В 1705 г. в местах торговли появился еще один налог – следовало платить за подъем товара на весы с пуда по деньге, а с соли и пеньки – с 10 пудов по 2 деньги. Этот сбор распределялся поровну между продавцом и купцом.

 

Деятельность правительства и его «прибыльщиков» по изобретению новых сборов достигает апогея в 1704 – 1705 г. Указы о новых налогах появлялись практически ежемесячно, а иногда и еженедельно. Всего в полном собрании законов за 1704 и 1705 гг. опубликован 131 указ, из них 76 касаются разного рода налогов и податей.

 

16 января 1705 г. вышел указ о бритье бород и усов дворянами, приказными людьми, купцами и всеми горожанами. Кто не хотел брить лицо должен был платить налог по 100 руб. в год с богатых купцов, по 60 руб. с дворян и посадских людей, плативших тягло с двора, по 30 рублей с прочих горожан. Этот указ не касался священнослужителей, а также крестьян. Правда крестьяне при въезде и выезде в Москву или другой любой город должны были платить по 2 деньги.

 

Так же существовали и натуральные поборы на разные нужды. Например, в 1705 г. было решено замостить в Москве «большие проезжие улицы». В связи с этим крестьян и посадских людей обязали поставлять с каждых десяти дворов по одному камню.

 

В 1705 была введена монополия на продажу табака, соли. В этом же году был введен налог на дубовые гробы. Обложены были все пчельники в 1709 г. по 8 денег с улья.

 

В 1710 г. благодаря открывшемуся огромному дефициту установлен был общий подоходный сбор по одной деньге с каждого чистого дохода. В 1711г. Были повышены все таможенные, оброчные и питейные сборы. В этом же году подверглась обложения принадлежность к расколу, раскольники должны были платить двойной подушный оклад.

 

В 1710 г. впервые сличили приход с расходом и нашли, что государство получило в этом году 3 051 796 руб. дохода. Расход на армию высчитан был в 1 252 525 руб. (сухопутная армия); флот требовал в этом году 444 288 руб.; другие военные потребности исчислены были в 335 903 руб.; да содержание гарнизона и войска внутренней стражи стоило в этом году 977 896 руб. Значит, весь военный бюджет этого года простирался до 3 010 612 руб., т.е. почти равнялся всей сумме государственного дохода. Но из этой же суммы дохода должны были покрываться и разные другие расходы, а именно дворцовые, жалованье приказным людям и все другие статьи расходов, которые были исчислены в 675 775 руб. Следовательно, дефицит этого года простирался до 782 622 руб., почти 1/4 всего государственного дохода.

 

С 1711 г. вводятся один за другим налоги на строительство Петербурга. Новую столицу нужно было не только построить, но и заселить. Многих жителей переселяли на берега Невы из внутренних районов чуть ли не в принудительном порядке. Особенно это касалось служилых людей, купцов, ремесленников. Деньги на обустройство переселенцев собирали в виде экстраординарного налога с населения соответствующих губерний.

 

Налоговая политика 1715 – 1725 гг

 

Только к концу своего царствования, убедившись во вредном влиянии такого множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал понемногу сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми сборами. Исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем начало раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый расход.

 

Непрерывно возрастало количество различных "запросных" и неокладных сборов, которые, по мере умножения, поступали все неисправнее. В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые сборы одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице - "душе". Переход к новой системе обложения открывается указом от 26 ноября 1718 г. о подушной переписи. Он предписывал всем владельцам деревень подать «сказки» о числе душ мужского пола. Собрав эти сведения со всех губерний и уездов, правительство намеревалось определить сколько крестьян должны содержать одного солдата и в соответствии с этим расквартировать полки по губерниям и уездам. Во втором пункте указа говорилось, что других податей и работ с крестьян не будет. От сюда можно сделать вывод, что подушный налог должен был заменить все прямые подати.

 

К началу 1722 г. перепись в основном была завершена. Было учтено 4,9 млн. душ мужского пола. После этого началась работа по проверке этих «сказок». И к 1724 г. проверка «сказок» в основном завершилась. В итоге получилось, что в Российской империи проживало 5 603 161 душ мужского пола. В это число входят только крестьяне, к которым отнесли и холопов.

 

Подушный налог вводился ради обеспечения армии, на содержание которой требовалось, примерно, 4 млн. руб. в год. По первоначальной переписи в 1722 г. размер подушной подати устанавливался в 80 коп. с души в год. В связи с повторной переписью, правительство сочло возможным снизить эту подать до 74 коп. В 1725 г. ее снизили еще раз до 70 коп. Этот сбор и стал основной подушной податью и именно столько взимали с крестьян. Но они по мимо того платили оброки своим помещикам. Государственные же крестьяне не имевшие над собой господ таких оброков не платили. Правительство решив уровнять всех крестьян. И для государственных крестьян вводится дополнительный сбор, примерно равный оброку помещичьих крестьян. Он составил 40 коп.

 

Правительство решило, что подушную подать должны платить и посадские люди. В 1722 г. основная ставка подушной подати равнялась 80 коп. Следовательно, посадским нужно было платить 1 руб. 20 коп. В 1725 г. основная ставка подушной подати была снижена до 70 коп., но это снижение не коснулось посадских людей, не смотря на их возмущения, они на протяжении многих десятилетий платили так же 1 руб. 20 коп.

 

Существовали разного рода льготы. Так государство освобождало от подушной подати владельцев мануфактур или отдельных купцов, проявивших особое усердие в каких-либо казенных службах, например, на таможне или питейном дворе.

 

Введение подушной подати и проведение ревизии способствовали закреплению людей на тех местах, где их застала перепись. Таким образом, введение подушной подати способствовало дальнейшему развитию крепостнических тенденций в стране. Эта реформа привела также к консолидации двух основных групп податного населения – крестьян и посадских людей, ликвидации многих мелких сословий, входивших в состав этих групп.

 

После введения подушной подати доходы бюджета резко возросли: с 6,5 млн. руб. в 1723г. до 8,5 млн. руб. А с 1680 по 1724 г. сумма доходов бюджета возросла в 5,8 раза.

 

В подушной подати можно выделить следующие недостатки:

 

раскладка подушной подати проводилась по спискам переписи, которая проводилась раз в несколько лет. Поэтому в списках оказывались умершие, беглые, рекруты, за которых платили члены общины.

 

Подушную должны были платить инвалиды, нетрудоспособные, она взыскивалась также с детей, начиная с грудного возраста.

 

Не учитывалось имущественное положение.

 

Размер подушной подати оказался слишком большим.

 

Введение подушной подати не привело к ликвидации других платежей, как задумывалось раньше.

 

Введение подушной подати стало одним из главных преобразований эпохи петровских реформ. В течении почти полутора веков до отмены крепостного права в 1861 г. подушная подать составляла основу налоговой системы России.

 

Средства от подушной подати направлялись главным образом на содержание армии, что составляло львиную долю расходов бюджета. Для финансирования других потребностей государства привлекались иные источники, в том числе косвенные налоги и пошлины. В конце правления Петра I происходит существенные перемены и в этой сфере. С введением подушной подати значение этих сборов значительно снизилось. Посредством таможенного сбора можно было регулировать потоки товаров, защищать интересы отечественной торговли и промышленности от иностранной конкуренции. Первый таможенный тариф в России был принят по указу Петра I в 1724 г. Он устанавливал высокие заградительные пошлины (до 75% с цены) на импорт товаров, производство которых уже имелось в России. Тем самым эти отрасли защищались от конкуренции иностранных производителей и товаров. Товары, производство которых имелось в России, но нуждалось в защите от иностранных конкуренций в меньшей степени, облагались при ввозе покровительственными и умеренно-покровительственными пошлинами в 50% (бархат, игральные карты) и 25% (чулки, писчая бумага, шерстяные ткани). Для поощрения экспорта с товаров взималась пошлина всего в 3%. Но и при этом правительство не забывало о фискальных интересах страны. Сумма внешнеторговых пошлин со всего товарооборота, рассчитанная по Тарифу 1724 г., была в 2,3 раза выше, чем сумма пошлин, рассчитанная на прежних основаниях. Высокие пошлины на импортные предметы роскоши вели к тому, что привозившие их иностранные купцы затем учитывали эту пошлину в продажной цене. Богатые покупатели этих вещей в России могли заплатить за эти вещи большую цену, что выглядело как своеобразный налог на роскошь, который казна получала с продавцов этих товаров, иностранцев. Однако высокий уровень пошлин по Тарифу 1724 г. вызвал жалобы иностранных купцов, которых поддерживали и их русские партнеры. Система внутренних таможенных пошлин после отмен в 1714 г. так называемых новоуравнительных пошлин оставалась при Петре в целом неизменной. Таможенники руководствовались еще и Новоторговым уставом, изданным еще в 1667г.

 

С введением подушной подати, которая шла на армию, флоту предназначались именно таможенные доходы.

 

Введение подушной подати позволило упразднить и некоторые косвенные сборы, установленные в период крайнего напряжения бюджета в 1704 – 1705 гг. В 1724 г. были отменены сборы с промышленных людей, с пчеловодства, с крестьянских бань и некоторые другие. Из введенных налогов Петром I сохранились гербовый сбор и пошлина за ношение бороды.

 

Заключение

 

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672 – 1725). Петр предпринял усилия для подъема производственных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

 

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины.

 

Промышленное развитие требовало совершенствование торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, это очень заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединявший реки Уну и Тверцу3, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей; также вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыль», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков – десятая часть дохода от их найма, налог с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была введена пошлина на бороды и усы.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения – переход к подушной подати. Напомню, что до 1679г. такой единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом. С 1679 такой единицей становится двор. Немедленно возник способ уклонения от налогов: дворы родственников, а иногда и соседей стали объединять. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

 

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до1724 г. Размер подушной подати определили следующим образом: расходы на содержание армии в 4 000 000 руб. возложили на крестьян. Получилось по 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское население, получилось 1 руб. 20 коп.

 

В то же время Петром был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот.

 

Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, ледоколы, публичные бани и др.

 

Петр реорганизовал управление финансами. Вместо многочисленных приказов, едавших доходами и расходами, были учрежден Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегия.

 

Доходы государства постоянно росли. В 1710 г. они составили 3 134 000 руб., в 1722 г. – 7 859 833 руб., в 1725 г. – 10 186 707 руб. Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами.

 

В итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, развившей до высших пределов напряжение платежных сил страны на службе государству, общий доходный бюджет получил в последний год царствования (по росписи 1724 г.) следующий вид: Прямые налоги (подушные и ясак) - 4 731 051 рубль (55,5%). Косвенные налоги - 2 128 622 рубля (24,9%). Регалии (монетная, соляная и почтовая) - 895 187 рублей (10,5%). Оброки с государственных имуществ и промысловые сборы регального происхождения - 474 562 рубля (5,6%). Пошлины - 150 065 рублей (1,8 %).

 

Сборы, не распределенные по рубрикам - 147 073 рубля (1,7%). Итого - 8 526 560 рублей (100%).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.