Александр III решительно отверг проекты реформ, уволил в отставку Лорис-Меликова и других либералов. 25 апреля 1881 г. был издан Манифест, провозгласивший, что царь будет действовать "с верою в силу и истину самодержавной власти".
В августе 1881 г. для борьбы с революционным движением царь издал "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия". "Положение" подтверждалось каждые три года и просуществовало до свержения монархии.
Губернаторы получили право вводить в губерниях чрезвычайное положение, высылать нежелательных лиц, закрывать предприятия и учебные заведения, приостанавливать периодические издания.
При министре внутренних дел образовали Особое совещание, которое могло ссылать без суда на 5 лет. По всей России создали отделения по охранению порядка и общественной безопасности с большой агентурой ("охранка").
В 1889 г. в местном управлении вместо мирового суда и мировых посредников ввели земских участковых начальников, которые назначались из дворян министром внутренних дел. Они соединили в своем лице судебную и административную власть над сельским населением, могли назначать и отменять состав волостных судов, отменять постановления сельских и волостных сходов, подвергать крестьян аресту, телесным наказаниям.
В 1890 г. началась земская контрреформа. Крестьяне были лишены права непосредственно выбирать гласных: теперь волостной сход избирал только кандидатов в гласные, а утверждал их губернатор. Постановления земских собраний также подлежали утверждению губернатором.
В 1892 г. вышло новое городовое положение, заменившее прежний налоговый ценз имущественным: в губернском городе - от 1 до 3 тыс. рублей. Фактически избирателями остались лишь владельцы промышленных и торговых заведений. Решения думы отныне подлежали утверждению особым чиновником.
Реакционность курса правительства ярко проявилась в области просвещения. В 1887 г. министр народного просвещения издал циркуляр, по которому было запрещено принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.п.". Он получил название "циркуляр о кухаркиных детях". В деревне в противовес земским школам увеличивалось число церковно-приходских школ.
Новый университетский устав лишил советы университетов права выбирать ректоров и профессоров. Были уволены либерально настроенные преподаватели. Началось наступление на женское образование. Был прекращен прием в единственный женский медицинский вуз. Из всех женских высших курсов, существовавших в Петербурге, Москве, Казани и Киеве, сохранились только одни - в Петербурге.
В тяжелое положение была поставлена печать. "Временные правила о печати"(1882 г.) вводили так называемую "карательную цензуру", обязывавшую издания после третьего предупреждения представлять очередные номера в цензуру накануне их выхода. Это повело к прекращению выхода многих изданий. Право закрывать любые издания было предоставлено не только Министерству внутренних дел, но и обер-прокурору Синода.
Контрреформы Александра III вызвали в обществе глубокое недовольство и способствовали обострению социальных противоречий.
Общественно-политическое движение в России во второй половине XIX века.
В общественном движении России 2-ой половины 19 в. шла борьба между различными политическими течениями, что и определяло характер общественного развития. Консерваторы. Самодержавие они объявляли важнейшим устоем государства, обеспечивающего величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означало единение царя с народом, а значит и отсутствие социальных конфликтов. Они выступали за частную собственность, за укрепление позиций дворянства, за патриархальный образ жизни. Выступали за объединение всех славянских народов вокруг России – панславизм. Либералы. Отстаивали идею исторического пути по типу Западной Европы. Настаивали на введение конституционных начал, демократических свобод, продолжения реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширения прав и функций местных органов самоуправления (земств)- земский либерализм. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Они приветствовали капитализм и свободу предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности. Требовали ликвидировать сословные привилегии, признать неприкосновенность личности. Считали реформы главным методом социально-политической модернизации России, т.е. стояли за эволюционный путь развития. Были готовы к сотрудничеству с консерваторами. Их объединяла боязнь народного “бунта” и действий радикалов. Идеологи либерализма – Чичерин, Кавелин, их опорой были научные общества, журналы, земства. Радикалы. Они развернули активную антиправительственную деятельность. Стремились к насильственным методам преобразования России и к коренному переустройству общества (революционный путь). Они выражали интересы крестьян и рабочих. Идеологи были вынуждены жить и действовать за границей. Сложилось 2 центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокол», издаваемого Герценом в Лондоне. Он пропагандировал идею “общинного социализма”. Второй – вокруг редакции журнала “Современник” в России. Его идеологом был Чернышевский. Он критиковал правительство, мечтал о социализме. Но в отличие от Герцена видел необходимость использования опыта европейской модели развития. Организация “Земля и воля” была первой революционно-демократической орг-й. Ее программным документом была статья Огарева “Что нужно народу”, в ней призывали к объединению всех революционных сил, предостерегали народ от преждевременных выступлений. Главным требованием выдвигали передачу земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовку к будущим активным действиям. В 1866 член кружка Ишутина - Д. Караказов совершил неудачное покушение на Алесандра11. Революционные народники считали, что капитализм в России насаждается “сверху”и на русской почве не имеет социальных корней. Будущее страны в “общинном социализме”. В народничестве было три направления. Бунтарское, во главе с Бакуниным призывало к бунту, который должны совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали “хождение в народ”, пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это движение. Уцелевшие участники “хождения в народ” в 1876 г образовали новую тайную организацию “Земля и воля”. Ее программой было осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам. Во главе стоял Плеханов, Михайлов. В 1879 г. произошел её раскол на “Народную волю” и “Черный передел ”. Народовольцы (Желябов, Михайлов, Перовская) выдвинули программу подготовки политического переворота, свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания, установления демократическкого строя, уничтожения частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим. Их последователями была партия социалистов-революционеров. Они проводили террористические акты. Перовская организовала покушение на царя и 1 марта 1881 г. народники убили Александра II, что привело к разгрому “Народной воли”. К середине 80-х гг. она перестала существовать. В 80-е гг. либеральные народники пытались найти выход из тупика, предложили вести крестьянство к социализму путем долгой и мирной работы. Лозунгом стали их “малые дела” – устройство школ, больниц, экономическая и юридическая помощь общинам и артелям. К либеральным народникам относились: Воронцов, Михайловский. Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма- проведение культурно-просветительной работы среди населения теория “малых дел”. Идеологом дворянского либерализма был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за парламентскую монархию. В конце 70-х – в начале 80-х гг. 19 в. в России зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа “Освобождение труда” (Плеханов, Засулич, Аксельрот – бывшие участники “Черного передела”), которые распространяли марксизм среди рабочих. В России возникает марксистские кружки: в Петербурге, Казани. В 1895 г. образовался “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, его создатели Ленин, Мартов. Подъем промышленности создал благоприятные условия для революцион. борьбы. Под влиянием Союза начались стачки с требованием укорочения рабочего дня, своевременной оплаты труда. Правительство пошло на уступки - раб.день сократили до 11,5 час. В 1898 г. в Минске социал-демократические кружки объединились в РСДРП.