Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Следы транспортных средств



Транспортные средства оставляют прежде всего следы колес или гусениц и реже - следы других частей движущегося механизма. Чаще всего следы транспортных средств исследуются при дорожно-транспортных происшествиях, но могут давать важную информацию и при расследовании пожаров (поджогов).

При расследовании пожаров на транспортных средствах (автомобилях, в частности), если загорание произошло по ходу движения или при столкновении, бывает необходима реконструкция событий, непосредственно предшествующих загоранию. А для такой реконструкции и необходимо исследовать следы транспортного средства, оставшиеся на дороге.

Транспортное средство может оставлять, в принципе, следующие следы:

- торможения;

- указывающие направление движения;

- отображения;

- колеи;

- протектора.

Следы торможения -это динамические следы; они образуются при движении машины с заторможенными колесами и представляют собой сплошную полосу с неразличимым рисунком протектора. Измеряется их полная протяженность от начала до места остановки автомобиля или до места возобновления вращения колеса. Длина таких полос и их характер (непрерывные или прерывистые), с учетом характера дорожного покрытия и погодных условий, позволяют судить о скорости движения автомобиля и интенсивности торможения.

Следы протектора- это статические следы (следы качения); они образуются в момент соприкосновения определенного участка протектора со следовоспринимающей поверхностью. Рисунок протектора может быть поверхностным и объемным. И его обязательно фиксируют (путем описания, фотографирования, изготовления слепков).

В первую очередь выделяют следы от передних и задних колес правой и левой сторон автомобиля. При прямолинейном движении следы задних колес наслаиваются на следы передних, поэтому особо ценны отпечатки протектора в местах разворота или поворота машины, где следы передних и задних колес разделяются и могут быть зафиксированы отдельно. Очень важны и участки, где на фоне общего рисунка протектора видны его индивидуальные особенности в виде дефектов производственного характера или повреждений, износа при эксплуатации.

Исследуя следы, оставленные автомобилем, определяют также ширину колеи, беговой части протектора, длину окружности шины, базы автомобиля (расстояние между передней и задней осями). Все это с учетом типа рисунка протектора позволяет устанавливать марку (модель) автомобиля с целью его розыска.

Для идентификационных исследований используются в основном следы протектора колес, изымаемые с места происшествия в виде слепков.

Контактные следы других частей автомобиля возникают при его наезде или столкновении с препятствием. Часто подобные следы образуются при ударе автомобилем человека и остаются на его одежде и теле.

Исследование автомобильных следов является обязанностью экспертов-криминалистов. От специалистов противопожарной службы требуется сохранять их в случае обнаружения на месте пожара или (что чаще бывает) в непосредственной близости от него. При обнаружении следа нужно огородить это место подручными средствами и сообщить сотрудникам ОВД, а те должны вызвать экспертов ЭКП ОВД. В крайнем случае, в сельской местности, если до экспертов далеко, а следы в любой момент смоет дождем, - надо зафиксировать их наличие в протоколе осмотра, зарисовать, сфотографировать (обязательно по правилам криминалистической съемки, с масштабной линейкой - см. гл. 10).

Следы орудий взлома

В зависимости от характера воздействия орудия на объект взлома следы, образованные этими орудиями, могут быть разделены на три основных типа:

- следы давления;

- скольжения (трения);

- резания.

Вдавленный след (вмятина, пробоина) возникает при давлении или ударе орудием по объекту.

Следы скольжения (трения) возникают в случаях, когда орудие взлома действует под углом к поверхности преграды.

Следы резания делятся на простой разрез или разруб (его оставляют топор, нож, долото и т.п.), встречный разрез (орудия типа ножниц, кусачек), разрез с отделением частиц материала преграды - стружек, опилок и т.п. (происходит при строгании, сверлении, пилении).

При любом пожаре на объекте с материальными ценностями потенциальными объектами исследования на предмет выявления следов орудий взлома являются двери, окна, оконные решетки, жалюзи, сорванные замки, засовы, пломбы и др.

Со изломанными объектами надо быть предельно аккуратными.

При опросе руководителя тушения пожара и пожарных необходимо выяснить, какие двери, оконные решетки и каким образом вскрывались по прибытии на место пожара, а какие уже были взломаны. Взломанные до прибытия пожарных объекты следует сохранить для осмотра экспертом-криминалистом.

Объект взлома не следует топтать, захватывать руками. В отдельных ситуациях целесообразно снять дверь с петель и убрать в место, где будет обеспечена ее сохранность.

Надо обращать внимание и на следы неудавшегося взлома; они могут возникнуть, например, когда преступник сначала хотел взломать решетку на окне, но, не справившись, взломал замок на двери.

Спиленные замки следует подобрать и бережно упаковать, помня о возможных отпечатках пальцев.

Фиксация обнаруженных следов орудий взлома производится:

- словесным описанием в протоколе осмотра;

- фотосъемкой;

- моделированием (слепки специальными пастами).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.