Транспортные средства оставляют прежде всего следы колес или гусениц и реже - следы других частей движущегося механизма. Чаще всего следы транспортных средств исследуются при дорожно-транспортных происшествиях, но могут давать важную информацию и при расследовании пожаров (поджогов).
При расследовании пожаров на транспортных средствах (автомобилях, в частности), если загорание произошло по ходу движения или при столкновении, бывает необходима реконструкция событий, непосредственно предшествующих загоранию. А для такой реконструкции и необходимо исследовать следы транспортного средства, оставшиеся на дороге.
Транспортное средство может оставлять, в принципе, следующие следы:
- торможения;
- указывающие направление движения;
- отображения;
- колеи;
- протектора.
Следы торможения -это динамические следы; они образуются при движении машины с заторможенными колесами и представляют собой сплошную полосу с неразличимым рисунком протектора. Измеряется их полная протяженность от начала до места остановки автомобиля или до места возобновления вращения колеса. Длина таких полос и их характер (непрерывные или прерывистые), с учетом характера дорожного покрытия и погодных условий, позволяют судить о скорости движения автомобиля и интенсивности торможения.
Следы протектора- это статические следы (следы качения); они образуются в момент соприкосновения определенного участка протектора со следовоспринимающей поверхностью. Рисунок протектора может быть поверхностным и объемным. И его обязательно фиксируют (путем описания, фотографирования, изготовления слепков).
В первую очередь выделяют следы от передних и задних колес правой и левой сторон автомобиля. При прямолинейном движении следы задних колес наслаиваются на следы передних, поэтому особо ценны отпечатки протектора в местах разворота или поворота машины, где следы передних и задних колес разделяются и могут быть зафиксированы отдельно. Очень важны и участки, где на фоне общего рисунка протектора видны его индивидуальные особенности в виде дефектов производственного характера или повреждений, износа при эксплуатации.
Исследуя следы, оставленные автомобилем, определяют также ширину колеи, беговой части протектора, длину окружности шины, базы автомобиля (расстояние между передней и задней осями). Все это с учетом типа рисунка протектора позволяет устанавливать марку (модель) автомобиля с целью его розыска.
Для идентификационных исследований используются в основном следы протектора колес, изымаемые с места происшествия в виде слепков.
Контактные следы других частей автомобиля возникают при его наезде или столкновении с препятствием. Часто подобные следы образуются при ударе автомобилем человека и остаются на его одежде и теле.
Исследование автомобильных следов является обязанностью экспертов-криминалистов. От специалистов противопожарной службы требуется сохранять их в случае обнаружения на месте пожара или (что чаще бывает) в непосредственной близости от него. При обнаружении следа нужно огородить это место подручными средствами и сообщить сотрудникам ОВД, а те должны вызвать экспертов ЭКП ОВД. В крайнем случае, в сельской местности, если до экспертов далеко, а следы в любой момент смоет дождем, - надо зафиксировать их наличие в протоколе осмотра, зарисовать, сфотографировать (обязательно по правилам криминалистической съемки, с масштабной линейкой - см. гл. 10).
Следы орудий взлома
В зависимости от характера воздействия орудия на объект взлома следы, образованные этими орудиями, могут быть разделены на три основных типа:
- следы давления;
- скольжения (трения);
- резания.
Вдавленный след (вмятина, пробоина) возникает при давлении или ударе орудием по объекту.
Следы скольжения (трения) возникают в случаях, когда орудие взлома действует под углом к поверхности преграды.
Следы резания делятся на простой разрез или разруб (его оставляют топор, нож, долото и т.п.), встречный разрез (орудия типа ножниц, кусачек), разрез с отделением частиц материала преграды - стружек, опилок и т.п. (происходит при строгании, сверлении, пилении).
При любом пожаре на объекте с материальными ценностями потенциальными объектами исследования на предмет выявления следов орудий взлома являются двери, окна, оконные решетки, жалюзи, сорванные замки, засовы, пломбы и др.
Со изломанными объектами надо быть предельно аккуратными.
При опросе руководителя тушения пожара и пожарных необходимо выяснить, какие двери, оконные решетки и каким образом вскрывались по прибытии на место пожара, а какие уже были взломаны. Взломанные до прибытия пожарных объекты следует сохранить для осмотра экспертом-криминалистом.
Объект взлома не следует топтать, захватывать руками. В отдельных ситуациях целесообразно снять дверь с петель и убрать в место, где будет обеспечена ее сохранность.
Надо обращать внимание и на следы неудавшегося взлома; они могут возникнуть, например, когда преступник сначала хотел взломать решетку на окне, но, не справившись, взломал замок на двери.
Спиленные замки следует подобрать и бережно упаковать, помня о возможных отпечатках пальцев.
Фиксация обнаруженных следов орудий взлома производится: