Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные методы социологических исследований



Анкетирование – это проводимый по определенному пдану письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов на упорядоченной по содержанию список вопросов и высказываний.

Достоинства метода:

1) Оперативность сбора первичной информации

2) Ее доступность для математической обработки

3) Возможность опроса за короткий промежуток времени большого числа респондентов

Анкетирование бывает сплошное (вся генеральная совокупность) и выборочное (ее часть).

Анкетировании бывает:

· очное (с присутствием анкетера):

o прямое

o косвенное (ответы записывает исследователь)

· заочное:

o прессовое (возврат около 5%)

o почтовое (возврат около 5%)

o раздаточное (возврат около )

Анкетирование предполагает наличие методологической (определение проблемы, цели, гипотезы) и методической части (определение объема выборки, подготовка инструментария и обработка результатов).

Методическая часть исследования:

1. Генеральная совокупность – объект исследования, который территориально, производственно или во времени ограничен, и для которого выводы исследования будут правомерны.

2. Выборочная совокупность … . Если выборка формируется по случайному принципу обычно перевешает 10% от генеральной совокупности.

                               
   
   
   
 
 
     
   
 
 
   
 
 
 
   
 

 


- дисперсия, характеризует степень однородности единиц наблюдения

- заданная точность

- предельная ошибка выборки

Способы формирования выборочной совокупности:

1. Случайные:

a. Простая случайная выборка, формируется из тех элементов генеральной совокупности, номера которых совпадают с таблицей случайных чисел.

b. Систематическая случайная выборка, ее элементы отобраны через определенный интервал (0

c. Серийная или гнездовая выборка, еденица отбора – статистическая серия, используются, каогда есть возможность разбыть выборку на однородные группы, гнезда. Затем они подвергаются сплошному анкетированию или исследованию.

2. Не строго случайные:

a. Целенаправленная выборка (выбор типичных элементов генеральной по определенному критерию)

b. Квотная выборка (модель строится в виде пропорций с целью получения мини-модели генеральной совокупности)

c. Стихийная выборка (первый встречный)

 

3. Подготовка инструментария (анкеты).

Главным компонентом анкеты является не отдельный вопрос, а группа вопросов, отвечающая цели исследования.

Структура анкеты:

1) Вводная часть, ее задача – побудить респондента дать ответы на вопросы. Она содержит:

a. данные организации или лица, проводящего опрос

b. информацию о том как будут использоваться полученные данные

c. гарантии анонимности

d. инструкцию по заполнению

e. благодарность за участие в анкетирование

2) Основная часть, ее цель – сбор информации, содержит вопросы по блокам (от простых к сложным, а потом опять простым):

a. Контактные вопросы

b. Основные вопросы

c. Заключительные вопрсы (призваны снять психологическое напряжение)

3) Паспартичка – вопросы о респонденте (образование )

4) Благодарность

Вопросы, которые могут использоваться в анкете:

По форме вопросов:

1. Закрытые (один или несколько ответов)

2. Полузакрытые (со словом другое)

3. Открытые (нет вариантов ответа)

4. Прямые (ответ и вопос совподают по смыслу)

5. Косвенные (позволяют ответить не от себя, а от «общетсва»)

По конструкции ответов:

1. Да-нет

2. Альтернативные вопросы (набор ответов и респондент выбирает один)

3. Поливариантные, типа «меню»

4. Шкальные вопросы (оценить что-либо по шкале)

5. Вопросы-диалоги

По целям:

1. Содержательные вопросы

2. Функционально-психологические (для снятия напряжения, нежелательных установок, для перехода от одного блока к другому)

a. Контактные

b. Буферные

3. Вопросы-фильтры, используются, если нужно аолучить ответ не от всех респондентов

4. Контролирующие вопросы, направлены на проверку достоверности данных, устойчивости и непротиворечивости ответов, искренности

a. Вопрос-тест

b. Вопрос-ловушка, т.е. респонденту умышленно дают ответить о несуществующем

10.11

Интервью – это проведенный по определенному плану устный опрос с прямым контактом исследователя с респондентом.

Классификации интервью:

- по содержанию: документальное или интервью мнений

- по технике проведение: стандартизированное (формализованное) – точно определенные вопросы, которые задаются всем, полу стандартизированное, свободной форме – определяется только тема интервью

- по типу респондентов: с ответственным лицом, с экспертом, с рядовым респондентом

- по технике регистрации ответов: протоколируемое и непротоколируемое

Преимущества интервью (беседы) – управляемость.

При подготовке к интервью необходимо:

1. Сформулировать цель интервью

2. Составить план, включающий целевые вопросы

3. Определить поддерживающие вопросы

4. Определить способы регистрации ответов

5. Продумать и создать благоприятную обстановку

6. Обеспечение наличия контакта между нами и респондентом

Рекомендации: При формулировке и постановке вопросов отдают предпочтения косвенным формулировкам, каждый вопрос должен быть значим, краток и понятным языком, избегать редкие слова и слова с двойным смыслом.

Наблюдаем за поведением респондента в течении интервью (он может начать не отвечать на вопрос, отвечать общими фразами)

Основные сложность интервью:

1. Не подтолкнуть исследователя к нужной информации

2. Не трактовать неточные и расплывчатые ответы как близкие к собственному мнению

3. Важно, чтобы исследователя не отождествляли с представителями власти

4. Важно воздерживаться от личных ценностных оценок при задавании вопросов

5. Проанализировать интервью, обратив внимание на следующее:

a. Получилась ли беседа, постигнута ли цель (если нет, то почему)

b. Обратить внимания на особенности поведение респондента (на какие вопросы он отвечал особо активно)

 

Тестирование – применяется для стандартизированного измерения индивидуальных отличий.

Области применения:

1. Отбор персонала на конкретную должность

2. Снижение вероятности конфликтных ситуаций

3. Разработка индивидуальных программ повышения квалификации

Закон нормального распределения (рисунок)

Основные виды тестов:

1) Практические тесты, используются для оценки работников в действии

2) Тесты на узнавание, используются для оценки способностей испытуемых узнавать инструмент, называете его

3) Отыскание ошибок в схемах

4) Бланковые тесты:

a. Выборочный тест, состоит из двух частей – вопрос и набора ответов

S=R-W/(N-1), S – баллы, R-ответы, W-ошибочные ответы, N-число выборов

S=[K-(O-W)]-(W/3), К-кол-во вопросов в тесте, O-кол-во пропущены ответов

b. Тесты на отыскание компонента

c. Тесты на дописывание (вставить слово и т.п.)

d. Альтернативные тесты (да-нет), это разновидность выборочных тестов с числом ответов – 2. S=R-W

e. Тесты описание (должны дать развернутый ответ на поставленный вопрос)

Процедура подготовки теста состоим из следующих фаз:

1. Определение цели тестирования

2. Подготовка вопросов (заданий)

3. Подготовка инструкций по заполнению теста

4. Разъяснение порядка оценки результатов теста

5. Готовяться примеры заполнения теста

6. Проводится ревизия теста

Ревизия теста заключается о оценке полученных показателей и изменение вопросов с целью подгонки результатов поз нормальную систему распределения.

Пори 3-х бальной системе:

7% - не отвечают стандартам

86% - отвечают стандартам

7% - выше стандартов

При 5-ти бальной системе:

7% - неудовлетворительно

24% -удовлетворительно

38% - хорошо

24% - отлично

7% - сверхотлично

Индекс трудности тестового компонента: T=R/N*100% (25%-75%-норма).

Индекс волидности – это показатель, которых характеризует способность устойчиво дифференцировать профессиональную компетентность испытуемых. V=(C-L)/(N/3). >0,25 – тест валиден.

В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов, квалификации персонала, распределения функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиля управления.

 

Технологии управления:

1. линейное исследование

2. циклическая технология

3. технология параллельных исследований

4. рациональное распределение

5. адаптивная технология

6. технологий последовательного продвижения исследования

7. технология случайного поиска

8. технология коритериальной корректировки исследования

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.