Методология исследования в управленческих системах
Методология предполагает определение проблемы, целей, предмета исследований, границ исследований, выбор средств и методов, определение необходимых ресурсов и этапов проведения исследования. Методология организации исследования требует учета ряда системных характеристик:
1. Потребность в исследовании, определяется важностью и актуальностью проблемы.
Проблема – реальное противоречие, несоответствие. Источники проблем: изменение требований внешней среды или амбиции руководителя.
2. Объект исследования (организация, система управления организацией)
3. Предмет исследования (проблема или комплекс проблем, недействующая система мотивации, неэффективная система управления и т.п.)
4. Ресурсы (материальные, технические и иные ресурсы, которые необходимы для проведения исследования, обработки результатов, а также собрать правовые документы, характеризующие объект исследования
5. Эффективность исследования: соизмерение затрат на проведения исследования и полученных результатов. (результативность, ресурсоемкость, оперативность).
6. Результаты исследований, могут быть представлены в нескольких формах:
a. Новая модель системы управления
b. Новые регламенты
c. Скорректированные расчетные формулы
d. Новая система мотивации и т.д.
На практике методология - это отдельный документ, который называется «Программа исследования», он состоит из трех частей:
1) Теоретическая
2) Методическая (обоснование метода проведения исследования, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов и способа их представления)
3) Организационный (план проведения исследования, включая формирование команды, распределение трудовых и финансовых ресурсов).
Состав и выбор методов исследования
Первый уровень. Классификация может быть иерархической й и неиерархической.
Иерархическая устанавливает отношения соподчинения исследуемых систем управления. Иерархическая классификация допускает символизацию в виде графов (элементов и подсистем) например, СУ маркетингом, сбытом и т.д.
При неиерархической классификации все множество СУ разбивают на непересекающиеся множества, например, по предметным областях.
Второй уровень рассматривает состав методов исследования как множество приемов и процедур исследования, объединенных структурно или функционально в определенном методе.
Любое исследование систем управления может включать:
1. сбор первичной информации (результаты наблюдения, зафиксированные акты)
2. проверка достоверности полученных данных, отбраковка шума и дезинформация
3. проверка и логический анализ имеющихся данных на непротиворечивость
4. выдвижение одной или нескольких гипотез относительно возможных причин наблюдаемых проблем
5. разработка проекта и плана исследований, его организация, мотивация и контроль результатов
6. контроль результатов реального функционирования
7. диагностика ..
8. разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям
9. разработка рекомендаций по совершенствованию объекта и его СУ
10. верификация полученных результатов и разработанных рекомендаций
11. передача исследования и рекомендаций заказчику
Классификация методов исследований
- по предметной области (геополитических, экономических, технилогических и т.п. СУ)
- по целям исследования:
a) по повышению целевой эффективности системы
b) по снижению расхода рес3урсов
c) по снижению рисков
d) по повышению безопасности СУ
- по глобальности решаемой проблемы:
a) системные (комплексные)
b) частные специальные
c) сравнительные
- по масштабу
a) фундаментальные исследования
b) прикладные исследования
- по методологии проведения:
a) контрольные, проводят для подтверждения определенных свойств СУ в процессе ее функционирования и ее обнаружения
b) диагностические, проводят для изучения причин отклонений от плановых значений
c) сравнительные
d) исследования на соответствие СУ
e) классификационные, цель – распределение объектов по классам для обеспечения последующих сравнительных исследований
f) распознавание образов, используется для установления класса объектов, к которому принадлежит объект исследования и определения минимального числа параметров его характеризующих
- по характеру участия объекта исследования в производственном процессе
a) исследования материалов
b) экономические исследования
c) конструкторские и технологические
d) социологические
- по виду используемых данных и информации и по виду методических приемов
a) экспертные оценки, проводятся на базе неосознанной и подсознательной информации экспертов в условиях, когда другие виды информации либо отсутствуют вообще, либо недоступны, либо ограничения по времени не дают возможности проводить другие виды исследования
b) логические исследования (мысленный эксперимент)
c) моделирование
d) испытание – эксперимент в целях совершенствования какого-либо объекта
e) статистика – это пассивные исследования (регрессивный анализ, традиционный анализ)
- по степени обязательности проведения исследования
a) инициативные
b) директивные, инициатор – вышестоящая организация или они определены законом
Выбор методов исследований:
1. Определение цели исследования, включая ограничения на время их достижения, расход ресурсов, наличие необходимой аппаратуры, персонала и т.д.
2. Установление требований к результату исследования (+ точность и достоверность)
3. Установление наличия и типа данных о системе управления, объекте управления, внешней среде (интуитивные, предметны, количественные и т.д.)
4. Оценка возможности получения дополнительных данных каждого типа в процессе исследования
5. Определение множества методов, применимых при существующих и возможных данных
6. Из числа применимых методов отбирают методы, позволяющие достичь поставленных целей, эти методы называются рациональными
7. Формулировка критерия как правила выбора наилучшего в определенном смысле метода из рациональных (экономичность, быстрота и т.д.)
8. Вычисления значения критериев для каждого из рациональных методов