Всевышний Аллах почтил нас двумя откровениями (Кораном и Сунной). И следует возвращаться именно к ним в случае возникновения спора, и обращаться за судом именно к ним при разногласии. Аллах приказал нам в случае разногласия в любом вопросе, возвращаться к Его Книге, и Сунне Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете спорить о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению!» (ан-Ниса 4: 59). Муджахид (да помилует его Аллах) сказал: «Если ученые разногласят, то возвращают своё разногласие Аллаху и Его посланнику. Возвращают к Книге Аллаха и Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует». После чего прочитал слова Аллаха: «Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (См. «Тафсир ат-Табари» 9879). Также Всевышний Аллах сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (аш-Шура 42: 10). Аллах приказал нам подчиняться Ему, подчиняться Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и подчиняться обладателям власти в границах подчинения Аллаху. После чего, приказал нам, чтобы мы возвращались к Аллаху и Его посланнику, в случае разногласия, т.е. к Корану и Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, Аллах связал действительность веры именно с этим, сказав: «Если вы верите в Аллаха и Его посланника». Сказал Ибн Абиль-‘Изз аль-Ханафи (да помилует его Аллах): «Вопросы, относительно которых произошли препирательства в общине, будь это вопросы основ или ответвлений, если они не были обращены к Аллаху и Его посланнику, не стала в них ясной истина, и те, среди которых произошел спор впали в замешательство, то если Аллах окажет им милость, они останутся в согласии друг с другом, не станут переходить границ в отношении друг друга, как это было среди сподвижников во время правления ‘Умара и ‘Усмана. Они имели разногласия в некоторых вопросах иджтихада, однако поддерживали друг друга. Никто из них не переходил границ в отношении другого. А если Аллах не окажет впавшим в препирательство милость, между ними случится порицаемое разногласие. Они начнут переходить границы в отношении друг друга, либо словом, например, как обвинение в неверии или нечестии, либо действием, например, как заключение, битье или даже убийство. Те, кто проводил экзаменацию среди людей относительно вопроса о сотворенности Корана, были именно с этой группы людей. Они внесли новшество, стали обвинять в неверии тех, кто противоречил им в этом вопросе, сделали дозволенным его неприкосновенность и стали наказывать. Если для людей стало неясным нечто из того, с чем послал Аллах Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то среди них будут либо справедливые, либо несправедливые. Справедливый – это тот, кто будет действовать в соответствии с теми преданиями пророков, что дошли до него, он не будет несправедливым в отношении других. А несправедливый – это тот, кто переходит границы в отношении других. Большинство людей относятся к тем, которые чинят несправедливость, в то время, когда они знают, что это несправедливость, как сказал Аллах:«Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу» (Али ‘Имран 3: 19). В противном случае, если бы они последовали той справедливости, о которой они знают, то остались бы в согласии друг с другом, подобно слепым последователям за своими имамами, которые знают, что не в силах узнать постановления Аллаха и Его посланника по вопросам, относительно которых было разногласие. Они сделали своих имамов заместителями посланника (мир ему и благословение Аллаха), они говорят: «Это максимум, на что мы способны». Что касается справедливого, то он не будет несправедливым в отношении других, не станет переходить границы, ни словом, ни действием, как например, заявление (несправедливого), что мнение того, за кем он слепо следует является единственно верным, без какого-либо довода, а также и его порицание тому, кто не согласен с ним, несмотря на то, что несогласный имеет оправдание”. (См. “Шарх ат-Тахауия” 528-529).
Обязательность удостоверяться, проявлять осторожность и не спешить с вынесением решений в отношении других лиц
У некоторых людей стало привычкой проявлять спешку в вынесении решений в отношении своих братьев, делая это необдуманно, без уточнений. Человек может вынести решение в обвинении в нововведении; неверии; нечестии; обязательности бойкотирования; выводе из саляфии; предостережении от некоторых шейхов и требующих знания саляфитов и списывании их и т.д., по причине болезни в его сердце; или по причине страстей, которые овладевают его мыслями; или по причине зависти, которая охватила его; либо по причине переданных слов от тех, кого он вообразил достойными доверия, тогда как они - главари смуты и причина раскола. К саляфии не имеют отношения: - преувеличение и спешка в вопросах джарха, без проявления обдуманности; - выслеживание ошибок; - обязывание людей тем, что не является для них обязательным; - вырванные слова; - нежелание находить словам оправдания; - списывание людей исходя из заявлений, как «сообщил мне достойный доверия»; - проявление фанатичности к определенным личностям; - ограничивать постановление о других какими-то определенными людьми, - спешка с опровержением ошибающегося и противоречащего, прежде чем дать ему наставление; - вынесение постановлений в обвинении в нововведении, нечестии, неверии, не удостоверившись, опираясь на предположения, на спешно принятые сообщения и их распространение, невзирая на исход. Сказал Всевышний Аллах: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (аль-Ахзаб 33: 58). Пришло в достоверном хадисе, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто скажет про верующего то, чего в нем нет, того Аллах поместит в «радгъатуль-хабаль»[4] пока он не исправит то, что сказал». Ахмад 5385, Ибн Маджах 3377, аль-Хаким 2222. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” 2845. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Поистине, самый большой вид ростовщичества – это покушение на честь мусульманина без права». Ахмад 1651, Абу Дауд 4876. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 2203. Бойтесь Аллаха, о требующие знания! Не будьте причиной распада этого великого призыва изнутри, что собьет этот призыв с его истинного пути, приведет саляфитов к расколу, группам и новым партиям!