Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственные служащие: общее понятие, виды и основы АП статуса.



В действующем законодательстве отсутствует общее понятие государственного служащего.

В ФЗ о системе государственной службе оно подменено понятиями федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего (указанные понятия не совпадают).

Между тем действующее законодательство о государственной службе позволяет сформулировать общее, универсальное определение гос служащего.

Государственный служащий – гражданин РФ,

· достигший определенного возраста,

· владеющий государственным русским языком,

· замещающий должность государственной службы,

· осуществляющий профессиональную служебную деятельность

· получающий вознаграждение за счет государственного бюджета или бюджета РФ.

 

A. В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на

v Должностных лиц - государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления и т.д.)

К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные для исполнения требования

Особый статус среди должностных лиц занимают представители администрации власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия.

Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов и их организаций

Применительно к УК и КоАП должностными лицами являются лишь те лица, которые занимают должности, установленные КРФ, законами РФ, Конституциями (уставами) субъектов.

v Оперативный состав (функциональные работники) – государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов.

Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми.

Данные им полномочия позволяют выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний.

Оперативный состав служащего аппарат необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся, хотя некоторые из них могут совершать действия, влекущие юридические последствия.

Ø Например, врачи, которые могут выдавать листки нетрудоспособности

v Вспомогательный состав – их правомерная служебная деятельность не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа, должностного лица, они осуществляют техническое обеспечение деятельности должностных лиц, создает условия для выполнения ими своей деятельности.

B. Субъектами АП признаются также лица, заменяющие в государственных органах должности, не являющиеся должностями государственной службы.

Они могут действовать как в качестве должностных лиц, так и в качестве оперативного состава

C. Субъектами АП признаются служащие государственных предприятий и учреждений, не относящимся к органам государственного управления

Их деятельность связана с организацией процессов производства

Руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами (сходство с государственными служащими государственных органов)

Служащие делятся на 2 группы:

i. Служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий

ii. Служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием

Административно-правовой статус государственных служа­щих в общем характеризуется тем, что:

· Их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на госу­дарственной службе;

· деятельность государственных служащих подчинена осу­ществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

· служебные права и обязанности государственных слу­жащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязаннос­ти — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

· осуществление служащими служебных прав и обязан­ностей гарантируется законодательством;

· законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

· они имеют право на продвижение по службе, т. е. на слу­жебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права ус­танавливаются нормативными актами;

· предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;

· для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонару­шения.

 

В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями:

б) обязанностями и правами по занимаемой должности государственной службы

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также не­сут обязанности перед обществом наравне со всеми граждана­ми.

o Ограничения возможны с их согласия.

o Кроме того, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктует­ся интересами нормального функционирования государствен­ной службы.

Обязанности и права государственного служащего, состав­ляющие содержание его административно-правового статуса, могут быть подразделены на служебные и не служебные.

o Служебные обязанности и права предоставляются госу­дарственным служащим для успешного осуществления служеб­ной деятельности по занимаемой государственной должности.

Ø Общие служебные права и обязанности для всех государственных служащих (2 группы)

ü Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности.

§ Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюде­ние и защиту прав и законных интересов граждан;

ü Вторую подгруппу составляют служебные права и обязан­ности, сопутствующие статусу государственных служащих.

§ Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву ав­торитета государственной службы; имеют право знакомиться со всеми материалами своего личного дела

Ø Специальные для данного вида го­сударственной службы, обладание которыми связано с конк­ретными должностями. Характер и объем специальных обязанностей и прав госу­дарственных служащих зависят

ü от вида государственной служ­бы,

ü правового положения органа, в котором они состоят на службе,

ü от вида занимаемой государственной должности.

Так, специальными являются обязанности и права главных бухгал­теров в области бухгалтерского учета и отчетности

Имеются особенности в классификации обязанностей и прав сотрудников правоохранительных органов, военнослужа­щих.

· К общим обязанностям отнесены за­щита государственного суверенитета и территориальной цело­стности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и др.

· Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, воински­ми уставами и другими нормативными документами. Так, ко­мандиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и моби­лизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, состоя­ние и сохранность вооружения и т. д.

· Специальные обязанности и порядок их выполнения уста­навливаются законодательством и общевойсковыми уставами.

o Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных на­рядах, при чрезвычайных обстоятельствах.

o Для выполнения спе­циальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до­полнительными правами — на применение оружия, предъяв­лять требования, обязательные к исполнению, подчинению строго определенным лицам.

 

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав.

Þ Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятству­ющие выполнению государственными служащими их служеб­ных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

Þ Предусмотрена административная ответственность за зло­стное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внут­ренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных ор­ганов и т. д.

Создание нормальных условий для служебной деятельнос­ти работников — одна из важнейших обязанностей руководи­телей, невыполнение которой может повлечь их ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.