В действующем законодательстве отсутствует общее понятие государственного служащего.
В ФЗ о системе государственной службе оно подменено понятиями федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего (указанные понятия не совпадают).
Между тем действующее законодательство о государственной службе позволяет сформулировать общее, универсальное определение гос служащего.
Государственный служащий – гражданин РФ,
· достигший определенного возраста,
· владеющий государственным русским языком,
· замещающий должность государственной службы,
· осуществляющий профессиональную служебную деятельность
· получающий вознаграждение за счет государственного бюджета или бюджета РФ.
A. В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на
v Должностных лиц - государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления и т.д.)
К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные для исполнения требования
Особый статус среди должностных лиц занимают представители администрации власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия.
Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов и их организаций
Применительно к УК и КоАП должностными лицами являются лишь те лица, которые занимают должности, установленные КРФ, законами РФ, Конституциями (уставами) субъектов.
v Оперативный состав (функциональные работники) – государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов.
Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридические властные акты в качестве средства управления людьми.
Данные им полномочия позволяют выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний.
Оперативный состав служащего аппарат необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся, хотя некоторые из них могут совершать действия, влекущие юридические последствия.
Ø Например, врачи, которые могут выдавать листки нетрудоспособности
v Вспомогательный состав – их правомерная служебная деятельность не предполагает совершения действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа, должностного лица, они осуществляют техническое обеспечение деятельности должностных лиц, создает условия для выполнения ими своей деятельности.
B. Субъектами АП признаются также лица, заменяющие в государственных органах должности, не являющиеся должностями государственной службы.
Они могут действовать как в качестве должностных лиц, так и в качестве оперативного состава
C. Субъектами АП признаются служащие государственных предприятий и учреждений, не относящимся к органам государственного управления
Их деятельность связана с организацией процессов производства
Руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами (сходство с государственными служащими государственных органов)
Служащие делятся на 2 группы:
i. Служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий
ii. Служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием
Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:
· Их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;
· деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;
· служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;
· осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
· законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
· они имеют право на продвижение по службе, т. е. на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами;
· предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;
· для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.
В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:
а) общегражданскими правами и обязанностями:
б) обязанностями и правами по занимаемой должности государственной службы
Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами.
o Ограничения возможны с их согласия.
o Кроме того, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы.
Обязанности и права государственного служащего, составляющие содержание его административно-правового статуса, могут быть подразделены на служебные и не служебные.
o Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.
Ø Общие служебные права и обязанности для всех государственных служащих (2 группы)
ü Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности.
§ Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
ü Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу государственных служащих.
§ Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы; имеют право знакомиться со всеми материалами своего личного дела
Ø Специальные для данного вида государственной службы, обладание которыми связано с конкретными должностями. Характер и объем специальных обязанностей и прав государственных служащих зависят
ü от вида государственной службы,
ü правового положения органа, в котором они состоят на службе,
ü от вида занимаемой государственной должности.
Так, специальными являются обязанности и права главных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности
Имеются особенности в классификации обязанностей и прав сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих.
· К общим обязанностям отнесены защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и др.
· Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения и т. д.
· Специальные обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательством и общевойсковыми уставами.
o Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных нарядах, при чрезвычайных обстоятельствах.
o Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами — на применение оружия, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинению строго определенным лицам.
Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав.
Þ Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.
Þ Предусмотрена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных органов и т. д.
Создание нормальных условий для служебной деятельности работников — одна из важнейших обязанностей руководителей, невыполнение которой может повлечь их ответственность в соответствии с действующим законодательством.