Государственная служба — это организационно-функциональная основа государства.
· Данной службе принадлежит исключительная роль в осуществлении его задач и функций.
· Она является сущностным выражением взаимоотношений между государством и гражданином, обществом в целом.
· во многом определяет природу государства, качество его работы и ценность для граждан страны.
По своей сути государственная служба — сложное социально-политическое и организационно-правовое явление, понятие которого не может быть однозначным.
1. В правовом смысле ГС представляет собой комплексный институт, объединяющий нормы конституционного, административного, финансового, уголовного и иных отраслей права.
Þ В частности, правовые нормы определяют
o понятие государственной службы;
o ее систему и принципы;
o формирование, прохождение;
o статус государственных служащих и т. д.
Þ Основное содержание правового института государственной службы составляют нормы административного права, объединяемые в его самостоятельный институт.
Þ Они имеют в большинстве случаев прямое, а иногда и косвенное отношение к формированию и функционированию государственной службы.
2. В организационном аспекте ГС — это организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими.
Þ Государственная служба невозможна вне организации, объединенной общностью цели, без взаимодействия между служащими. Она обладает определенными системными признаками, заключающимися прежде всего в ее принципах.
Þ В организационном отношении государственная служба динамична, управляема.
Þ Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.
При функциональной трактовке не существует однозначного определения ГС.
Þ ГС в широком смысле - выполнение служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях.
Þ ГС В узком смысле – выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах, т. е. лицами, занимающими должности в таких органах. А сами должности не подразделялись на государственные и негосударственные, что теперь закреплено в действующих нормативных правовых актах.
Определения ГС в различных НПА
1)Закон РФ от 5 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»
ГС - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
ü Ее субъекты — не все лица, занимающие в таких органах должности, а лишь те, кто замещает государственные должности государственной службы.
ü В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей РФ, утверждаемый Президентом РФ.
ü Согласно этой концепции значительный круг лиц, занимающих должности в государственных органах, не отнесены к государственным служащим (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министры и т.д.)
2)ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы в Российской Федерации»
ГС - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
§ Российской Федерации;
§ федеральных государственных органов;
§ субъектов РФ;
§ государственных органов субъектов РФ;
§ лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.
При этом под государственными органами понимаются как органы государственной власти, так и иные государственные органы, а замещаемые государственные должности устанавливаются соответственно:
а) Конституцией РФ, федеральными законами;
б) конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов РФ или ее субъектов.
К основополагающим критериям государственной службы отнесены:
· ее осуществление на профессиональной основе, т. е. признается профессией граждан, состоящих на государственной службе;
· признание такой деятельности служебной, т. е. подчиненной обеспечению исполнения полномочий определенных в Законе субъектов. Содержание служебной деятельности определяется функциями и полномочиями, характерными для данной должности, замещаемой государственным служащим.
· разнородность субъектов, на обеспечение исполнения полномочий которых направлена служебная деятельность. Это Российская Федерация и ее субъекты в целом, их государственные органы; лица, замещающие государственные должности РФ и ее субъектов;
· признание государственными служащими всех лиц, занимающих государственные должности;
· дифференциация должностей в государственных органах на государственные и негосударственные должности, не являющиеся должностями государственной службы. Из этого логичен вывод, что замещающие их лица, как и по ФЗ об основах государственной службы, не признаются государственными служащими.
ФЗ о системе государственной службы РФ закрепляет разновидности государственной службы:
а) государственную гражданскую службу;
б) военную службу;
в) правоохранительную службу
1. Государственная гражданская служба -профессиональная служебная деятельность граждан на должностяхгосударственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих должности РФ и ее субъектов
2. Военная служба -профессиональная служебная деятельность граждан
· на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках,
· воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Þ Изменения:в качестве субъектов названы иностранные граждане (учебник)
3. Правоохранительная служба -профессиональная служебная деятельность граждан
· на должностях правоохранительной службы в государственных органах,
· службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Присваиваются специальные звания и классные чины.
Государственная служба может быть подразделена на виды в зависимости от:
· федеративного устройства РФ,
· принципа разделения властей,
· особенностей отраслей и сфер государственной деятельности.
В соответствии с принципом федерализма различаются:
а) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ (п. «т» ст. 71 Конституции РФ); б) государственная служба субъекта РФ, находящаяся в ведении субъекта РФ.
Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе субъектов РФ. Но, относя к ведению РФ лишь федеральную государственную службу, тем самым предрешает, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.
ФЗ о системе государственной службы
v на федеральную службу и службу субъектов РФ подразделяет лишь государственную гражданскую службу (п. 2 ст. 2),
v а военную и правоохранительную относит лишь к видам федеральной государственной службы (хотя с конституционной точки зрения такое решение вопроса относительно правоохранительной службы небесспорно, поскольку кадры правоохранительных органов составляют предмет совместного ведения РФ и ее субъектов).
Необходимо иметь в виду, что закон допускает возможность установления иных видов федеральной государственной службы.
В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба
Þ в органах законодательной,
Þ исполнительной
Þ и судебной власти.
Ø За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной.
Ø В специальном смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — служба в таможенных органах, налоговых органах и др.
В РФ нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с
· Конституцией РФ,
· федеральными конституционными
· федеральными законами,
· конституциями, уставами, законами субъектов РФ,
· а также иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.
Систему правовых актов, имеющих то или иное отношение к регулированию государственной службы, образуют две их группы: