В первые послевоенные годы происходил болезненный процесс массовых перемещений людей в Европе - в основном в западном направлении. Помимо выселения 6 млн немцев из Польши, прибалтийских районов СССР, Чехословакии, Венгрии, Румынии и Югославии, на Запад бежало или эмигрировало около 380 тыс. поляков, 220 тыс. евреев (значительная часть которых вскоре устремилась в Палестину), 125 тыс. граждан Югославии, 87 тыс. жителей трех республик Прибалтики, включенных в Советский Союз, десятки тысяч украинцев из за- падноукраинских районов СССР. В СССР, во многом насильственно, были возвращены около 5,4 млн «остарбайтеров» и политических эмигрантов, подавляющее большинство которых прошли через советские концентрационные лагеря. Перетоки населения происходили и между восточноевропейскими странами: венгры покидали Румынию и Югославию, украинцы-грекокатолики были изгнаны из Польши (где они проживали в районе Ржешува), сами поляки уходили в Польшу с территории СССР.
После окончательной победы армий стран союзников Потсдамская конференция, на которой произошла встреча лидеров СССР, США и Великобритании, фактически узаконила депортацию.
Беженцы-фольксдойче, уезжающие из Чехии. 1945 год
Большинство фольксдойче покинуло места проживания сразу же после окончания войны. Этот процесс, в силу его массовости и значительного влияния на этническую картину Европы, был выделен в отдельное понятие, которое получило название «исход немцев из стран Восточной Европы». Так, например в летние и осенние месяцы 1945 года, в условиях отсутствия законно избранного парламента, президент Чехословакии Эдвард Бенеш подписывал президентские декреты (так называемые декреты Бенеша), имевшие силу закона, в том числе об изгнании немцев из Чехословакии. Изгнание немцев из Чехословакии, получившее поддержку союзных держав, осуществилось в 1945—1946 гг. Наибольшую известность в связи с этими событиями приобрел т. н. Брюннский марш смерти, а также трагедия в городе Ауссиг в июле 1945 г., когда погибло до 5 тыс. судетских немцев. Изгнание немцев из Восточной Европы сопровождалось масштабным организованным насилием, включая конфискацию имущества, помещение в концентрационные лагеря и депортацию. Всего вследствие депортации погибло около 2 миллионов немцев.
Период «народной демократии» и установление коммунистических режимов в зарубежных славянских странах.
С 1944-18 г принято называть временем народной демократии. В советской истгрф принято считать, что это переход от фаш диктатуры к народным демократическим режимам, добровольно избранным. Встал вопрос альтернативы, но все уже было решено и закреплено в ялте и потсдаме, что в. евр – сфера интересов сс. В югосл осенью 44г соглашение тито-шубашича, сформировалось народной правит, которое стало коммунистическим. В 46г принятие конституции. С 47г окончательно побеждает ком режим. В болг после восстания 9 сент 44г выходит из войны, власть у народного фронта. В сент 46г страна провозглашена респ.
В чхсл президент бенеш признает власть просоветского правительства в замен на его признание президентом. Летом 45г бенеш был формальным президентом гос, а правительство сформировано не было. Он подписал многочисленные указы. На коммунистическим лидерам стало ясно, что им не особо нужен. В фев 48г стачка, после чего отставка некоммунистов и бенеш теряет свои позиции. Он отказывается подписывать конституцию 48г и уходит в отставку. С принятием конституции 48г в стране коммунистический режим.
В польше борьба между прокоммунистическим люблинским комитетом и лондонским правительством миколайчика. Но они добились соглашения. Создается партия псл, коммунистические идеи не прижились. В янв 46г псл насчитывает 60тыс чел. Объединение с коммуниствми. На выборах ппр и их союзники получили более 80% голосов, а псл-10%. Миколайчик после выборов бежал в сша. В 52г принята конституция.
Период народной демократии оживил политическую жизнь. Закончилось установление коммунистических режимов.
Болгария в 1947-1960
Состоявшийся в 1948г 5 съезд БРП(б) запланировал завершить за 2-3 пятилетки процесс модернизации Болгарии, взяв за образец советскую модель. Предполагалось: изменить посредством индустриализации соотношение между промышленностью и с/х в пользу первой, осуществить кооперирование с/х, создать новую соц структуру общества с доминированием раб класса, превратить идеологию партии в общенациональную. Предпосылки для реализации намеченной программы построения основ социализма заложили принятые 1947-1948гг законы о национализации промышленных банков и предприятий.
В качестве одного из источников осуществления индустриализации рассматривалось обобществление аграрного сектора. Поскольку к середине 1948г заметных сдвигов в процессе кооперирования с/х не наблюдалось, партийные организации попытались ускорить его. Однако допущенные при этом массовые нарушения законности, в т.ч и при обеспечении обязательных гос поставок, вызвали недовольство крестьян. Репрессии и насильственные методы кооперирования вызвали рост напряжения в стране. В 1952г болгарское руководство констатировало, что страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную, и выдвинуло задачу максимального развития производства предметов потребления. Однако данная тенденция оказалась кратковременной, отход от нее наметился уже в 1956г.
В 1959г был взят курс на ускоренное эк развитие страны.
Замена отраслевого принципа управления территориальными заставила ряд министерств перестроить свою деятельность. Новыми явилось также учреждение комитета технического прогресса. В первой половине 60х руководство страны страны перешло к политике интенсификации общественного производства.
В 1947-48гг коминформбюро ориентировало коммунистические партии стран восточной европы на строительство социализма по советскому образу.
в результате проведенной в бкп чистки партия до апреля 1951г сократилась приблизительно на 100к чел. В числе исключенных многие попали в трудовые лагеря.
Наступившие после смерти Сталина перемены в СССР послужили толчком к пересмотру руководством бкп прежней полит линии. В сентября 1953г Червенков выразил стремление нормализовать отношения с югославией. Состоявшийся в феврале-марте 1954 6 съезд бкп упразднил пост генсека, заменив его секретариатом из 3х чел. Съезд избрал первым секретарем ЦК бкп Тодора Живкова. В сложившейся ситуации кадровые перестановки являлись неизбежными.
Существовавшие между черенковым, юговым и живковым противоречия, а также неспособность до 1962г ни одной из фракций обеспечить себе доминирующие позиции в бкп, создали предпосылки для утверждения в партии коллективного руководства.
Неудачи, связанные с политикой ускоренного экономического развития, обострили в конце 50х противоречия в руководстве страны.
Болгария 1962-1989
В ноябре 1962г 8 съезд бкп утвердил перспективный план развития страны на 20 лет (1961-1980), предусматривавший строительство социальизма и постепенный переход к коммунизму. После съезда главой правительства был избран Живков, положение ктр к 1964г настолько укрепилось, что падение Хрущева на нем практически не отразилось. Окончательному утверждению Живкова у власти способствовал организованный в 1965г судебный процесс над рядом офицеров, недовольных режимом.
В 1971г живков избран председателем учрежденного в соответствии с новой конституцией высшего органа власти – гос совета. Конституция 1971г, провозглашавшая нрб социалистическим государство и бкп руководящей силой общества, вобрала в себя ключевые положения утвержденной 10 съездом (1971) программой партии. В ней указывалось, что нрб вступила в этап строительства развитого социалистического общества. Особое значение придавалось разваитию производительных сил и совершенствованию производственных отношений. Первое мыслилось осуществить путем повышения концентрации и специализации производства, внедрения достижений науки и техники, интеграции со странами-членами совета эк взаимопомщи, второе – сближением и постепенным слиянми гос и кооперативной форм собственности на основе обобществления производства и углубления разделения труда.
Став официально главой гос, Живков уступил пост пм Тодорову. До ноября 1989 он удерживал свои позиции за счет частой ротации партийных и гос руководителей.
Повышение жизненного стандарта за счет предпринимавшихся мер в соц области, достижения в сфере науки, культуры, образования и спорта способствовали консолидации болгарского общества.
В начале 80х болгарии пришлось с толкнуться с рядом внешнеполит проблем. В декабре 1985г ожидалась перепись в районах, где преобладало мусульманское население. Вероятно, в связи с этим в 1984г была проведена замена неболгарских имен на болгарские.
С 1985г нараставшие соц проблемы, бюрократизм, коррупция представляли собой главные источники проявлявшегося недовольства. При этом власти в большей степени реагировали на события, чем предвосхищали их.
Характеризуя сложившуюся обстановку как переломный период в развитии социализма, руководство страны предложило новый пакет реформ. Однако реформаторская суматоха не в состоянии уже была заглушить усилившуюся потребность в кардинальных переменах.
С тем чтобы снять возраставшее напряжение, Живков от имени ЦК в 1988г предложил с целью периодического обновления руководящих органов партии ввести мандатную систему, изменить утвердившийся механизм выборов, предоставив возможность баллотироваться больше, чем одному кандидату. Образование в стране идейно-политической организованной оппозиции в его планы не входило.
В конце мая 1989 группа болгасрких мусульманских лидеров объявила голодовку в знак протеста против ущемления прав мусульманского населения.
В сложившейся обстановке для болгарского руководства являлось исключительно важным вернуть стране престиж на мо арене, доказав, что в ней совершается реальный процесс демократизации общественно-политической системы. Этим объясняется та настойчивость, с ктр оно боролось за избрание софии местом проведения европейской конференции по экологичесим проблемам.