ü вариант 1 - сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления, характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных;
ü вариант 2 - применятся сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.
Экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений.
Комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.
Тенденции в изменении организационной структуре:
ü Рост масштаба деятельности (вусловиях стабильных производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера предприятия появляется необходимость к росту масштаба деятельности).
ü Увеличение разнообразия (расширение номенклатуры выпускаемой продукции или услуг, выход на разнообразные рынки дополнительное освоение новых производственных процессов).
ü Объединение хозяйствующих субъектов (слияние нескольких предприятий обязательно вносит некоторые изменения в организационную структуру).
ü Изменение технологии управления (научные достижения в области управления начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации)).
ü Влияние технологии производственных процессов (быстрое развитие отраслевых исследований, рост научных учреждений, повсеместное распространение управления проектами, растущая популярность матричных организаций).
ü Влияние внешней экономической обстановки (некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным. Другие изменения, которые происходят медленнее и имеют фундаментальный характер, вынуждают предприятия переключаться на другие сферы деятельности, а значит, появляется новая организационная структура).
ü Принцип учета требований внешних факторов (внешние факторы являются наименее управляемыми для предприятия и накладывают наиболее жестки ограничения, на структурны решения).
ü Принцип ориентации на принятие решений (при разработке методических рекомендаций по проведению исследования состояния и оценки организационных структур).
ü Принцип рационального структурного построения (предполагает, что цели предприятия рациональны и соответствуют внешним условиям функционирования).
ü Принцип функциональной и целевой определенности (указывает, что для каждого звена необходимо четко формулировать цель и закрепляемые функции, причем все необходимые для нормальной деятельности цели и функции должны иметь структурное оформление).
ü Принцип экономичности (предполагает, что структура должна быть построена таким образом, чтобы способствовать достижению целей предприятия с минимальными издержками).
ü Принцип гибкости организационной структуры (гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли и налаживать, новы связи, не нарушая присущей данной структур упорядоченности отношений).
ü Принцип диапазона управления (предполагает сопоставление фактического диапазона управления по каждому руководителю с нормативным).
ü Принцип разделения труда (указывает на то, что загрузка работников должна быть равномерной).
ü Принцип «близость координирования» может иметь две формулировки:
ü координация деятельности звеньев осуществляется на ступени, максимально приближенной к ступени координируемых звеньев;
ü чем больше сила связи пары звеньев, тем короче должен быть путь между ними по схеме.
Процесс - это логическая последовательность действий, протяженная во времени, приводящая к последовательной смене промежуточных состояний системы, в которой этот процесс протекает, и преобразовывающая исходные (входные) ресурсы в конечные (выходные).
Управленческий процессскладывается из последовательных или параллельных операций и процедур, составляющих в целом технологию управления.
Понятие «процедура» отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления, предписание о порядке выполнения какой-либо работы в аппарате управления.
Управленческая процедурапредставляет собой систему последовательно реализуемых предписаний (правил) о выполнении в определенном порядке организационных, информационных и других операций, приводящих к решению задач, стоящих перед системой управления.
Операция совокупность элементов трудовых процессов, выполняемых работниками управленческого аппарата.
Операция является первичным звеном в совместном процессе труда по управлению предприятием и определяет разделение труда между его участниками.