Общая методология проведения исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления
Методология и организация исследования систем управления требует учета ряда системных характеристик, к которым относятся:
¾ потребность в исследованиях;
¾ объект и предмет исследования;
¾ ресурсы для проведения исследований;
¾ эффективность исследований;
¾ результаты исследований.
Системный анализ процессов управления.
Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный анализ позволяет:
¾ выявить целесообразность создания либо совершенствования организации;
¾ определить, к какому классу сложности относится организация;
¾ выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:
1. роль и место данного предприятия в отрасли;
2. состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3. производственная структура предприятия;
4. система управления и ее организационная структура;
5. особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
6. инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);
7. формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников.
Конечной целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной моделисистемы управления.
Планирование, организация и проведение исследований.
Этапы проведения любого исследования:
Выявление потребностей в проведении исследований. Анализ проблем вызывающих эти потребности
Выявление объекта и предмета исследования
Выбор методологии проведения исследования
Анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования
Выбор метода проведения исследования
Организация проведения исследования
Анализ результатов исследования. Выработка рекомендаций
Характеристика этапов исследования:
На первом этапе необходимо выявить:
ü потребности в исследовании (предопределяют масштаб и глубину исследования системных характеристик, реализация которых в наибольшей степени влияет на достижение поставленных целей);
ü проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления;
ü выбрать из них главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования, для этого проблема должна быть четко сформулирована.
Проблема - несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).
Ситуация - совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы.
Описание проблемной ситуации - рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов.
Описание проблемной ситуации содержит:
ü характеристику самой проблемы;
ü ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы:
¾ внутренние факторы - зависят от самого предприятия: цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ;
¾ внешние факторы - формируются внешней средой, в которой работает организация.
Определить проблему — значит установить границы системы, в пределах которой она рассматривается, уровень, на котором она должна решаться.
Второй этап— выявление объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является система управления организации.
Предметом исследования являются взаимоотношения между сотрудниками аппарата управления, а также между подразделениями, расположенными на разных уровнях системы управления, т.е. выявленная конкретная проблема, сдерживающая эффективную работу организации.
Среди этих проблем могут быть следующие:
¾ развитие структуры управления;
¾ мотивация персонала;
¾ подготовка техники и информационных систем управления;
¾ разработка управленческих решений;
¾ подготовка персонала и др.
¾ На третьем этапе - необходимо выбрать методологию проведения исследования.
¾ Методология проведения исследования - совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования, а также подход менеджеров к принятию решений и учет традиций организации.
¾ На четвертом этапе - проводится анализ ресурсов, необходимых для проведения исследования.
¾ Ресурсы — это комплекс средств, обеспечивающих успешное проведение исследований.
¾ Это, прежде всего: материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, информационные ресурсы, технические средства, необходимые для обработки результатов, а также правовые документы, характеризующие объект исследования.
¾ Анализ ресурсов необходим для успешного проведения исследования и достижения его результатов.
¾ Пятый этап - предполагает выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.
Шестой этап - заключается в организации проведения исследований.
Необходимо:
ü определить порядок проведения исследований;
ü распределить полномочия и ответственность и отразить это в регламентирующих документах;
ü уточнить или определить технологию подготовки и утверждения управленческих решений при проведении исследований.
На седьмом (завершающем) этапе следует зафиксировать и проанализировать полученные результаты.