ü соответствие цели анализа (в зависимости от поставленной цели в модели учитываются только основные связи, поэтому модель, разработанная для одних целей, может оказаться непригодной для других);
ü объективность модели, предполагает максимальную независимость результатов моделирования от разработчика модели;
ü оперативность, отражает возможность реализации модели за время, которым располагает лицо, принимающее решение в конкретных условиях обстановки;
ü удобство применения, отражает легкость реализации и общения с разработанной моделью. Реализуется путем разработки рациональных по составу и содержанию форм входных и выходных документов и способов ввода-вывода информации в ЭВМ;
ü возможная простота наряду с необходимой полнотой отражения, наиболее существенных связей в системе (требование противоречиво, так как излишняя полнота учета связей ведет к усложнению модели);
ü чувствительность к изменению факторов, влияющих на анализируемые показатели;
ü возможность внесения необходимых изменений и дополнений, для чего целесообразно разрабатывать модель частями (блоками);
ü достаточная работоспособность, т. е. возможность получения анализируемых показателей значительно быстрее, чем это происходит в реальном процессе;
ü экономичность, т. е. стоимость проведения анализа с помощью экономико-математической модели должна быть небольшой, значительно меньшей, чем стоимость натурного эксперимента;
Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.
Основные черты системного подхода:
1. системный подход - связан с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам;
2. иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета:
ü изучение самого предмета – «собственный» уровень;
ü изучение этого же предмета как элемента более широкой системы – «вышестоящий» уровень;
ü изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами – «нижестоящий» уровень.
3. системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.
1.3. Основные принципы системного подхода:
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Традиционный и системный подходы используют и анализ(расчленение целого на части) и синтез (объединение частей в целое) при выработке управленческих решений. Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов.
Традиционное мышление содержит следующую последовательность этапов:
ü расчленение (анализ) того, что предстоит объяснить;
ü объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности;
ü объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого.
В системном подходе также можно выделить три ступени:
ü определение целого (системы), частью которого является интересующий нас объект;
ü объяснение поведения или свойств этого целого (системы);
ü объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его функций в этом целом, частью которого он является.
Т.е. при системном подходе синтез предшествует анализу, а при традиционном - наоборот.
2.2. Этапы системного анализа:
формулировка проблемы;
исследование существующего положения (или ситуации);
конкретизация целей и условий решения проблемы;
декомпозиция, построение и использование моделей;
выявление и систематизация подходов к решению проблемы;
выбор вариантов решения проблемы;
принятие решений и их реализация, оценка эффективности.
Декомпозиция - разбиение целого на части с целью его детального изучения.
Она является одной из основных процедур системного анализа. Задача разбивается на подзадачи, система – на подсистемы, цели – на подцели и т. д.
При необходимости этот процесс повторяется, что приводит к иерархическим древовидным структурам.
Суть декомпозиции - разбиение системы на части и созданию общей архитектуры системы на основе критериев декомпозиции.
Назначение декомпозиции — обеспечение возможности ее наилучшего осмысления с целью воплощения в заданной требованиями форме.
Критерии декомпозиции бывают:
ü составными - состоящими из других критериев;
ü предельными — не состоящими из других критериев.
По виду обобщающего показателя, показатели делятся на:
ü абсолютные;
ü относительные;
ü временные.
С помощью абсолютных показателей определяется разность между стоимостными оценками результатов и затрат, связанных среализацией проектов.
Относительные показатели определяются как отношение стоимостных оценок результатов проектов к совокупным затратам на их реализацию.
Временные показатели используются для оценки срока окупаемости инвестиционных затрат.
По методу сопоставления результатов и затрат показатели делятся на:
ü статические;
ü динамические.
К признакам эффективности системы управления можно отнести:
¾ высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;
¾ минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;
¾ экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;
¾ улучшение экономических показателей основной деятельности и условий труда;
¾ снижающуюся долю административных работников в персонале организации.
Пути повышении эффективности функционирования системы управления:
¾ использование более надежных обратных связей;
¾ использование своевременной и полной информации;
¾ учет социально-психологических особенностей участников;
¾ обеспечение оптимального размера подразделений.
Организационная структура управления- это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления.
Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются:
ü функции управления;
ü вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления;
ü количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня.
Структура системы управления определяет:
ü состав подразделений, входящих в систему управления;
ü их соподчиненности и взаимосвязи;
ü форму разделения управленческих решений по уровням - само число уровней управления.
Структура систем управления различается в зависимости от:
ü вида объекта управления;
ü целей;
ü размеров;
ü внешней среды.
Элемент– неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.
Элементами структуры управления выступают:
ü звенья управления;
ü связи между ними.
Звено управлениясоздается для выполнения определенной функции управления (или ее части, или нескольких функций управления).
Звенья в структуре управления могут быть:
ü функциональными;
ü линейными;
ü целевыми.
В качестве звеньев управления могут выступать:
ü отдельные должностные лица;
ü подразделения аппарата управления.
Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое.
Связи в структуре управления могут быть:
ü горизонтальными(они носят характер согласования);
ü вертикальными (т.е. связи подчинения);
ü линейными;
ü функциональными.
Виды организационных структур управления :
Адаптивная организационная структура фирмы, гибко изменяющаяся, быстро приспосабливаемая к обновляющимся целям, задачам, функциям фирмы и переменам во внешней экономической среде, во внутренних условиях своей собственной деятельности;
Дивизиональная структура управления характеризуется выделением в составе организации практически самостоятельных единиц – «дивизионов» - по продукту, инновациям или рынкам сбыта.
Инновационная структура, предусматривает четкое разделение руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции - стратегическое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции, - и повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий.
Линейная структура, которая образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. При таком построении управленческие воздействия образуют линейные связи. Эти воздействия на другие уровни производства и управления включают: административные функции (организация) и процедуры (принятие решений).
Функциональная структура управления - предполагает создание подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления, в процессе которого каждый функциональный руководитель ведает исполнением определенного круга функций:
ü производственных;
ü технологических;
ü проектных;
ü финансовых;
ü информационных;
ü обеспечивающих.
Матричная структура управления, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., образованных для руководства отдельными проектами и работами.
Проектная структура управления, ориентированная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии или в организации ряда крупных проектов.
Этапы исследования организационной структуры управления:
1-й этап:выбор модели, которая подлежит детальному рассмотрению и является необходимой для выполнения последующих этапов;
2-й этап:исследование распределения управленческих решенийпо уровням в рамках рассматриваемой структуры;
3-й этап:проектирование структурыуправления:
4-й этап:окончательный выбор варианта структуры(все дальнейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры);
5-й этап:формирование состава подразделений на уровнях, в пределах выбранной структуры.
6-й этап:принятие решения о внедрении данной структуры и утверждение схемы управления.
7-й этап:организационное регламентирование (осуществляется разработка документации, регламентирующей деятельность отдельных исполнителей, подразделений и системы управления в целом).