. Со второй половины ХIХ века в Казахстан стал активно проникать российский капитал, основной сферой его приложения была добыча и переработка полезных ископаемых, богатством которых отличились недра края, а так же промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и торговли. Для российского капитала здесь были благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли, которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, дешевое сырье, дешевая в избытке, рабочая сила. Важной отраслью промышленного производительного края стала горнодобывающая промышленность. Владельцами этих месторождений были русские предприниматели Поповы, Рязанова, Кузнецовы, Ушаковы, Подсосвы, Петрова. Большая часть медеплавильных, серебросвинцовых заводов принадлежала промышленникам Поповым. Заводы были оснащены отсталой техникой, в основном применялся ручной труд, в том числе дешевый женский и детский.
38. Деятельность и научное наследие Ч.Валиханова, Кунанбаева, Алтынсарина.
. Шокан Уалиханов (1835- 1865гг) . Родился Шокан в селе Кушмурун. При рождении ему дано имя Мухаммед-Каиапия. С 12 лет он учился в школе на русском языке. В 1847-1853 гг Шокан закончил Сибирский корпус в звании корнета. В 1857 году Шокана принимают в Русское географическое общество. Его знаменитый труд: «Записки о Кашгарии». Поэму «Козы Корпеш и Баян Сулу» он записал со слов Шоже, поэта, ослеплённого по приказу властей. В 1850 году Шокан осуществлял съёмку бассейна Иссык-Куля. В 1858-1859 Шокан соверщил свою знаменитую поездку в Кашгар Труд «О остоянии Алтыншара» принёс Шокану мировую известность. II 1859-1861 гг Шокан пребывал в Петербурге. Шокан записал наиболее полный отрывок киргизского эпоса «Манас». В 1865 i оду опубликовал последний труд о восстании дунган. Шокан дружил с ссыльным Достоевским, который жил в Семипалатинске, собирал археологические памятники. Известный востоковед Березин побудил его заняться научением средневековых хроник.
Ыбрай Алтыисары-улы (1841-1889гг) - педагог-просветитель, воспитывался у деда Балгожи, в 1857 году закончил школу с золотой медалью. В 1864 году открыл первую казахскую школу. Был инспектором школ Тургайской области. Ярким направлением педагогической деятельности Ыбрая стала организация ремесленных и сельскохозяйственных школ. В 1879 году Ыбрай был назначен инспектором школ Тургайской области. Ыбрай был основоположником женского образования в крае. Он написал также «Киргизскую хрестоматию».
Абай Кунанбай-улы (1845-1904гг) - поэт. Абай учился в медресе Ахмета Ризи. Ссыльный Михаэлис оказал влияние на взляды Абая. Раздумья Абая о жизни воплотились в произведении «Гаклия». В 1884 году Абай избран в Семипалатинский областной статистический комитет.
39. Влияние русской революции 1905-1907гг.в Казахстане. Газета Казах и журнал Айкап.
Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события "кровавого воскресенья" 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла и Казахстана. В февраль 1905 года в ряде населенных пунктов края - в Туркестане, Перовске, Джуса-лах, Шалкаре и других - состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием рабочего движения Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стали нарастать революционные настроения среди рабочих, все активнее распространявшиеся на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном и Кустанае. Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов явилось большой школой, позволявшей обрести опыт в борьбе за национальное и социальное освобождение.
Общественно- политическая деятельность Казахской интеллигенции в начале XX в. Газета «Казах» и Журнал «Айкап».
А. Н. Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так, решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения-народа, осознания им своей роли. В программе издания газеты говорилось, что она включает в себя публикацию указаний и правительственных распоряжений, освещение работы Государственной думы. Местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета имела название "К,азак" (1913-1918), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Редактором газеты "Казак" был поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов. Выразителями различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции были уже названная газета "Казак" и журнал "Айкап" (1911-1915). Издателем и редактором "Айкап" был М. Сералин. Объединяло эти издания то, что они выражали общенациональные идеи, отстаивали интересы казахского народа в условиях его колониального положения.
40. Первая мировая война и её влияние на Казахстан. Национально – освободительное движение 1916г.
(1914-1918). 1-я Мировая война усилила значение российских сырьевых колоний(в т.ч и Казахстана). Наиболее масштабным ограблением каз-на было в 1-ю мировую войну. С ее началом из Семиречья было вывезено на 34 млн, рублей сырья животноводства. Скот забирали за маленькую плату.зарплата-20 копеек в день.Правила «использования» инородцев на госпредприятиях(июнь 1915) прикрепили рабочих к владельцам. В 1916 шла добровольная вербовка батраков. Увеличилась кибиточная подать. О несправедливости 1-й мировой войны писал Бокейханов- «Снова война». Призывал использовать казахов на фронте Байтурсынов
25 июня 1916 года царь подписал указ о реквизициях инородцев на тыловые работы. Набору в армию подлежало мужское население - 500 тысяч джигитов от 19 до 43 лет. Указ стал поводом к восстанию. Восстание охватило Казахстан и Туркестан. Основной движущей силой стали: широкие слои казахского крестьянства, рабочие и ремесленники. Радикальная часть интеллигенции поддержала восстание. Алашская интеллигенция заняла позицию компромисса. Мусульманское духовенство решило: джигитов никоим Образом не давать. Жаменке Мамбетов писал: «Если дадим в Солдаты - потеряем сыновей, если не дадим - потерям Стариков, спасём детей. Умереть, но не сдаваться». Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широко масштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени - против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйст ва и крайней степени обнищания народа.