Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 10. ДОМ ЗЛОГО ДОБРА



Иногда хорошо идти по пути зла, так как это приведет к высшему добру. Философ богоискатель Н.Бердяев После войны Максим жил в тихо"!, заброшенном тупике около Гоголевскогобульвара, где нет уличного движения и шума и где осенью вся мостоваяпокрывается мягким ковром из опавших листьев, из которых мальчишки жгутдымные костры. За тяжелыми, коваными воротами в глубине двора пряталсястарый барский особняк, до революции принадлежавший крупному немецкомукоммерсанту. Немец был чудаковатый и построил себе русскую избушку, но с ненецкимакцентом. Сложил из бревен двухэтажный сруб, а затем, памятуя о русскихморозах, обил весь дом снаружи и изнутри толстым слоем войлока, из которогокиргизы строят свои юрты. Поверх войлока набили дранку ч все этооштукатурили. А внутри хитроумный немец вместо обсев оклеил все стеныхолстом для живописи и заказал художникам масляную роспись, котораясоответствовала бы назначению каждой комнаты. Широкие венецианские окна были окружены затейливыми витражами изцветных стекол в оловянной оправе, изготовленными по специальному заказу вНюрнберге. Когда на этих витражах со сценами из Священного писания игралсолнечный свет, то казалось, что находишься не в жилом доме, а в старомаббатстве. А на крыше крутился по ветру флюгер с задорным золотым петушком. Решив поселиться в этом доме, Максим повыгонял из него целую кучупартработников, которые жили здесь целыми семьями в каждой комнате и которыепообдирали стенки так, что под былой живописью, сквозь клочья холста ивойлока, можно было проследить всю архитектуру, вплоть до бревен сруба.Потом Максим тщательно реставрировал весь дом, вплоть до золотого петушка накрыше, добавил к чугунной ограде высокий зеленый забор с колючей проволокойнаверху н поселился здесь один со своей немецкой овчаркой Рольфом н котомВаськой, которого он когда-то подобрал котенком на улице. В полуподвале была кухня, куда вела затейливая винтовая лестница н гдесверкала немецким кафелем и красной медью огромная русская печь, в которойможно было зажарить целого быка. А рядом комнаты для прислуги, откуда Максимвыкурил целое змеиное гнездо тещ, которых даже советские партработникистараются отделять, от своих семей винтовыми лестницами, на которых легкосломать себе шею. В этих комнатах теперь жил дворецкий Николай со сносиженой, которая смотрела за кухней. Как полагается в настоящем барском особняке, в доме под золотымпетушком имелось также несколько комнат для гостей, где всегда можно былопереночевать. Таким гостем иногда бывал Борис Руднев, когда ночь. заставалаего вблизи Гоголевского бульвара и когда было лень ехать к себе домой. Пытаясь приблизить к себе младшего брата, Максим даже дал ему второйключ от дома. Но каждое утро, просыпаясь в доме под золотым петушком,инструктор агитпропа чувствовал себя как лазутчик во вражеской крепости. Весздесь полностью противоречило всем инструкциям агитпропа. И в особенностичернокнижная библиотека Максима. Ляпни что-нибудь такое на службе - и тебяили из партии выгонят, или арестуют. По субботам в доме под золотым петушком иногда появлялись женщины. Нопосле самоубийства любимой жены и смерти ребенка Максим не думал больше обраке и жил себе бобылем, как волк-отшельник. Помимо всего прочего у 13-го отдела МВД имелся еще и свой гарем.Гуриями из этого гарема окружали иностранных дипломатов, журналистов, да ивообще всех иностранцев. Или крупных советских сановников. В Москве их так извали: можно-герлс МВД. В зависимости от всяких специальных квалификаций икачеств эти можно-герлс подразделялись на целый ряд категорий. Некоторые гурии высших категорий были дочерями из лучших дворянскихсемей старой России - княжны и графини, ведущие свой род чуть ли не отРюриковичей. Говорили, что одна из таких гурий, из линии бывших кавказских царей,была не то женой, не то наложницей самого министра МВД Берии. И ещеговорили, что свояком советского министра тайной полиции был не кто иной,как один из заграничных претендентов на престол Романовых, который был женатна второй сестре-царевне. В качестве некоторой компенсации гуриям высшего полета предоставлялосьправо в любом случае говорить да или пет. Некоторые из этих жриц любви былитакими красавицами и умницами, что их да или нет не брезгал даже самначальник 13-го отдела МВД. В такие дни вместо маршальской формы Максим надевал гражданский костюм,чтобы его гурии не знали, что они были в гостях у самого султана. Утромдворецкий Николай почтительно усаживал гурию в машину и вез домой. А Максимрассеянно бродил по комнатам, потягивался и играл с собакой или кошкой. Как-то Борис кивнул вслед ослепительной блондинке и спросил: - А почему бы тебе на такой не жениться? - Дурацкое положение, - зевнул Максим. - Лучших красавиц ты в Москве ненайдешь. А жениться на них нельзя. - Почему? - Потому что это красотки не простые, а специальные. - Какие специальные? - Такие, - усмехнулся Максим. - Заколдованные. И с ними нужно уметьобращаться. - Потом он строго посмотрел на младшего брата и нахмурился: - Невздумай с ними связываться. Кроме несчастья, ничего тебе от них не будет... Кабинет Максима выходил в старый, запущенный сад. Большое, во всюстену, окно с витражами по бокам. Сцены из Священного писания слегказаслоняли дневной свет, словно напоминая о чем-то. У окна, лицом к жизни,стоял письменный стол Максима. А за его спиной тихо притаилась смерть: всестены кабинета состояли из тяжелых дубовых полок, сверху донизу набитыхкнигами на разных языках, но на одну и ту же тему - про всякую чертовщину.Такой библиотеки позавидовал бы любой чернокнижник или средневековыйалхимик, отыскивающий тайны жизни и смерти. Открыв первую попавшуюся книжку, Борис уже наткнулся на подчеркнутыерукой Максима строки: "... слушай и содрогайся, о сатана, враг веры, врагрода человеческого, друг смерти, вор жизни, потрясатель правосудия, источникзла, корень пороков, совратитель людей, предатель народов, источник зависти,причина жадности, начало раздоров, поставщик горестей, - слушай, о сатана, иповинуйся! " - Что это такое? - спросил инструктор агитпропа. - Формула, как вызватьдьявола? - Как раз наоборот, - ответил Максим, потягивая газированную воду. -Это официальная литургия Ritunic Romanum, которую читают, чтобы изгнатьзлого духа из одержимых. - А зачем ты это подчеркнул? - Потому что это очень точная формулировка сатаны. По всем пунктам. Чувствуя себя гостем, инструктор агитпропа старался сдерживаться. Нополучалось так, что вскоре сатана незаметно становился источником споров иразногласий. В точности по той формулировке, которая так нравилась Максиму. Рядом стояла совсем современная книга "Priesta New Ritual", изданная в1947 году в Нью-Йорке. Но и в этом новом ритуале опять старая песня. Прицеремонии крещения новорожденного, прежде чем лить воду, священник долженизгнать дьявола. Красным карандашом маршала МВД отчеркнуто: "Я заклинаютебя, нечистый дух, во имя Бога Отца всемогущего, и во имя Иисуса Христа,Сына Его, нашего Господа и Судьи, и силою Святого Духа, чтобы ты ото. шел отэтого творения Божия, которое наш Господь соблаговолил избрать своим святымхрамом, чтобы оно могло стать храмом живого Бога и чтобы в нем обитал СвятойДух". - Но ведь считается, что Бог живет на небе? - возразил инструкторагитпропа. Маршал госбезопасности почесал коту за ухом и, как опытный богослов,вынужденный пререкаться с безбожником, добродушно пояснил: - Царство Божие вовсе не на небе, а на земле. И Бог обитает негде-нибудь, а в душах людей... И дьявол тоже. Раньше Максим любил подтрунивать над отцом, который ходил в церковь, нопутался в евангельских подробностях. Теперь же он взялся за младшего брата: - Послушай, товарищ из агитпропа, можешь ты меня немножкопроинструктировать? - А что именно? - насторожился инструктор агитпропа. - Ну вот, например, объясни мне, что означает советская звезда? - Это символ коммунизма. - А почему она пятиконечная? - Это пять континентов. - А почему такая же звезда у американских капиталистов? - А чер-рт их знает! - сдался инструктор агитпропа. Амаршал-чернокнижник снисходительно усмехнулся, вытащил какую-то книжку просредневековую кабалистику, полистал и показывает. Там была изображена точнаякопия советской пятиконечной звезды с той только разницей, что внутри звездыстоял голый человек. Голова - в верхнем луче, вытянутые на уровне плеч руки- в боковых лучах, а широко расставленные ноги - в нижних лучах. По всемутелу человека были намалеваны всякие кабалистические знаки, перемешанные ссолнцем, луной, звездами и так далее. - Видишь, - сказал Максим, ухмыляясь, как доктор Фауст. - Вот откудазаимствовали эту звезду основоположники коммунизма. - А почему эта же звезда и у американцев? - Потому что американскую звезду родила американская революция. А всереволюции делаются людьми того же самого типа. - Какого типа? - Типа негритянских колдунов, сибирских шаманов и средневековых ведьм иведунов. Потому их и жгли. Гитлер гнал их в газовые камеры, а Сталин - вСибирь. Тут начальник 13-го отдела и замминистра внутренних дел СССР принялсяцитировать своих любимых умных евреев, апостолов 13-го отдела - криминологаЛомброзо, дегенеролога Нордау и психоаналитика Фрейда. В том смысле, что всереволюционеры - это душевнобольные выродки, большинство которых попадает нависелицу, а меньшинство - в великие люди, что висельники и великие люди этоодно и то же, и так далее прочее. - Хорошо, - сказал Максим. - А теперь, товарищ из агитпропа, скажи мне,почему советская звезда красная? - Это символ красной крови пролетариата. - Да, в этом есть некоторый биологический смысл. А почему американскаязвезда - белая с синим? - А чер-рт их знает, - опять спасовал инструктор агитпропа. Тогда Максим снисходительно объяснил: - Один из ближайших сотрудников Ленина перед расстрелом уверял, будтоамериканская бело-синяя звезда означает белую кость и голубую кровьинтеллигенции, которая делала американскую революцию. Кстати, товарищ изагитпропа, скажи-ка мне, что такое голубая кровь? - Ну, просто так... Оборот речи... - Нет, - покачал головой доктор социальных наук. - Голубая кровь - этото, что теперь называется отрицательным резус-фактором в крови. Этот фактороткрыли Ландштейнер и Винер в 1939 году. А я открыл это на несколько летраньше. - А что это за фактор? - В основном отрицательный резус-фактор - это состояние крови, котороемешает деторождению. При этом рождаются нежизнеспособные дети синеватогоцвета. Возможно, от этого и произошло выражение "голубая кровь". Этот факторпрямо пропорционален уровню культуры и цивилизации данной нации или данногосоциального класса. У англосаксонских народов около 15 процентов людей имеютнегативный резус-фактор. У американских негров он встречается гораздо реже,чем у белых американцев. У китайцев и индусов его почти нет. Законравновесия природы. Где природа стремится распределить все если и непоровну, то по очереди. Однажды, по привычке роясь в книгах Максима, Борис нашел потрепаннуюБиблию, где красным карандашом было отчеркнуто следующее: 2. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов(пещер, где хоронили мертвых) человек, одержимый нечистым духом; 3. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; 4. потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывалцепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5. всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. 6. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7. и, вскричав громким голосом, сказал: - Что Тебе до меня, Иисус, СынБога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! 8. Ибо, Иисус сказал ему: - Выйди, дух нечистый, из сего человека. 9. И спросил его: - Как тебе имя? И он сказал в ответ: ~ Легион имя мне, потому что нас много. Марк. 5: 2-9". Когда Борис обратился за объяснениями к архиепископуПитириму, который часто бывал в доме под золотым петушком, тот ответил: - Видите ли, Евангелие - это книга символическая. Потому все это нужнопонимать не в прямом смысле, а в переносном. И тогда все это очень просто. - А почему здесь специально подчеркнуто: "Легион имя мне, потому чтонас много"? - Потому что таких легионеров действительно очень много. Иногда по вечерам в доме под золотым петушком собирались ближайшиесотрудники Максима, генералы и полковники 13-го отдела МВД. Несмотря навоенную форму, они мало походили на обычных офицеров госбезопасности. Почтиу всех были ученые степени н звания доктора или профессора в самых различныхобластях науки и искусства вплоть до литературы. Интеллигентные лица,сдержанные манеры, спокойный академический тон. Вместо водки и вина эти советские иезуиты попивали чай с печеньем илигазированную воду. Нередко в их разговорах проскальзывали какие-толегионеры. Можно было подумать, что это не работники МВД, а генералитеткакого-то таинственного библейского легиона, злого духа, который настолькосилен, что его не могут удержать никакие цепи н оковы, но которого советскаяинквизиция сумела поставить на службу советской власти. Казалось, что эти инквизиторы просто пользуются специальным кодом, гдепод легионерами подразумеваются какие-то живые люди. Для удобства они дажеподразделяли этот легион, так же как советскую компартию: на членов,кандидатов, попутчиков и сочувствующих. Борис догадывался, что Максим взял н перенес в работу 13-го отдела МВДвсю галиматью из лексикона средневековой инквизиции. Но что скрывалось заэтой шифрованной терминологией? Иной раз странные офицеры МВД с серьезным видом дискутировали обОткровениях святого Иоанна и различных толкованиях четырех всадниковАпокалипсиса. Оказывается, первый всадник, на коне белом, - это Война.Второй - это Революция. Третий всадник, на коне вороном, - это Голод.Четвертый всадник, на коне бледном, - это Смерть. Но больше всего жандармовМВД интересовал всадник второй, на коне рыжем, имя которому - Революция. Странно... Ведь после первой мировой войны пришла Октябрьскаяреволюция, а за ней - братоубийственная гражданская война и страшныеголодные годы, когда пули, голод и тифозные вши косили людей, как вАпокалипсисе. И главное, та же самая последовательность: война - революция -голод - и смерть. Казалось, что в библейском Апокалипсисе скрываласькакая-то внутренняя логика. Далее философы из МВД пускались в чистейшую метафизику. Они бралихристианство и анализировали его соическим методом диалектическогоматериализма. В результате получалось диалектическое христианство. Потом онибрали советский исторический материализм и очищали его сквозь призмудиалектического христианства. В результате получалась наука всех паук -высшая социология. Так советская история учит, что первой революцией в мире было восстаниеСпартака в Риме. Но профессорам 13-го отдела было совершеннейше наплевать,что толкует советская история. Для них с точки зрения высшей социологиипервая революция начиналась в Библии: когда сатана возгордился и воссталпротив авторитета Бога, за что он вместе с другими подобными революционерамии был низвергнут с небес, чтобы мутить люден на земле и подбивать их навсякие беспорядки и революции. А раз так, то это уж по линии МВД. Потом иезуиты в форме МВД, как присяжные богословы, рассуждали о семисмертных грехах, где первый грех, грех сатаны, - это гордыня. А смертнымиэти грехи названы вовсе не ради красного словца, а потому что онидействительно ведут к смерти. В подтверждение этого богословы похлопывалисебя по пистолетам у пояса. А в противовес семи смертным грехам существуют семь добродетелей:справедливость, умеренность, мудрость и так далее. Все это нужно знать,чтобы понять и проанализировать внутреннюю сущность сатанинского духа, имякоторому легион, включая членов, кандидатов, попутчиков и сочувствующих. Инструктору агитпропа ЦК партии было немножко не по себе сидеть ислушать подобные салонные разговорчики среди членов компартии, да ещекрупных работников МВД. Хорошо, допустим, что они просто балуются теологией.Но нет, дальше было еще хуже. Согласно теории исторического материализма Великая французскаяреволюция была обусловлена классовой борьбой. А вот ученики маршалагосбезопасности Руднева в этой революции, как и в любой другой революции,видели с точки зрения высшей социологии просто параллель первой библейскойсвалки на небесах, отрицание авторитета власти, нигилизм, анархию и бунт.Вместо классов они сразу переходили на личности и начинали искать дьявола. И вот тут, пользуясь диалектическим христианством, поскольку дьяволесть дух, то прежде всего они искали источник духовной анархии,подготовившей почву для революции. Таким образом опии добрались дознаменитого философа, просветителя и педагога Руссо, идеи которого послужилиядром якобинского мышления революционеров. Оказывается, великий Руссо был личностью чрезвычайно двойственной - какнастоящий оборотень. В своих писаниях он был гениальным педагогом. Но вличной жизни он наплодил пять незаконных детей, рассовал их но сиротскимдомам и ничего о них знать не хотел. Перед ним стелились графья. Но, гонимыйгордыней, чтобы больше подчеркнуть свой собственный интеллект, оносчастливил этими детьми неграмотную хорошицу-дурочку, которую этот великийпедагог, несмотря на все усилия, не мог выучить даже различат! ) время дня,дни недели или месяцы года. - Вполне естественно, - заметил полковник госбезопасности, он же докторпсихопатологии, - и области интимной жизни только эта дурочка ему иподходила. Л нормальная женщина просто дала бы ему но морде. В своих философских размышлениях Руссо страстно ратовал за социальнуюсправедливость, создал культ романтического бунтарства и глорифицированногоиндивидуализма. Опять та же гордыня. Но в личной жизни это нисколько немешало ему предавать своих друзей, врать и даже воровать. То, на что онподбивал других, сам он делал как раз наоборот. Потому те, кто читали его писания, считали его чуть ли не вторымХристом. А те, кто смотрели на его деяния, называли его антихристом. - Кто же из них прав? - спросил Борис. - И те и другие, - ответил генерал Топтыгин, он же профессор истории. -Это называется шизофренией - расщеплением личности. Нечто подобное было и увторого Толстого. - Какого второго? - До пятидесяти лет был первый Толстой - чистый гений. А послепятидесяти лет был второй Толстой - помешанный гений, душевнобольной. Вотэтого-то второго Толстого и отлучили от церкви. И этого же второго Толстогорасхваливал Ленин, говоря, что это зеркало русской революции. Как только головастики из мозгового треста профессора Руднева попадалив затруднительное положение, как в хорошем еврейском анекдоте, онимоментально звали на помощь своих хитроумных евреев. Так, в случае Толстогоони сейчас же сослались на апостолов 13-го отдела, профессора Ломброзо идоктора Нордау, которые уверяли, что гениальность и безумие частенькосходятся в одной точке или в одной голове. С этой целью Ломброзо дажеспециально ездил в гости к Толстому, а его ученик Нордау потом писал оТолстом такое, что лучше этого и не повторять. Потом философы МВД опять взялись за великого Руссо. Перед смертьюРуссо, как и полагается грешникам, написал публичную исповедь в форме книгио шестистах страницах. Теперь же генерал-профессор Топтыгин ссылался на этуисповедь в подтверждение того, что Руссо лично путался с дьяволом, которыйвезде лезет со своим авторитетом, и отпускал о грешном Руссо такиедвусмысленные шуточки, будто он показывал свой авторитет таким образом, чтоэто нельзя описать иначе как в посмертной исповеди. При этом профессор Топтыгин моментально спрятался за спину апостолапсихоанализа Фрейда, который проповедовал, что дьявол прячется в двух местах- в голове и в штанах человека. - А что же этот Руссо все-таки делал? - спросил Борис. - Он расстегивал штаны, - усмехнулся профессор, - и показывал свойавторитет в окошко. В особенности детям. - Это что ж, с педагогической целью? - За эту педагогику его несколько раз били до полусмерти. Но ничего непомогало. - В чем же там дело? - удивился инструктор агитпропа. Тут, каксправочный автомат, заработал полковник психопатологии Карпов: - В медицине это называется эксгибиционизмом. А по-русски это будетх-показчик. Кроме того, Руссо страдал сперматореей и гипоспадией. Этоврожденные дефекты половых органов. - Кстати, - заметил профессор Топтыгин, - Руссо писал письма Богу ивместо почтового ящика клал их под алтарь собора. Но все дело в том, что онбыл духовным отцом французской революции. А когда ученью задним числомначина. ют проверять, то убеждаются, что не только Руссо, но и все другиевожди этой революции были такими же легионерами. Генерал-инквизитор МВД многозначительно постучал себя пальцем по лбу: - Потому товарищ Ломброзо и говорит, что все революционеры немножкотого... Затем, пользуясь подобным же странным методом, мозговой трестпрофессора Руднева принимался анализировать духовные первоисточникиОктябрьской революции. А поскольку дьявол делает все сзади и наоборот, тоони, охотясь за дьяволом, тоже шли таким же путем. От Ленина с его большевиками они шли назад к истокамсоциал-демократического движения и к русскому первомарксисту Плеханову, откоторого генеалогические корпи вели к Бакунину, а от него к русскимнигилистам и анархистам второй половины 19 века. В то время дьявол революциидаже не прятался под маской марксизма, социал-демократии и большевизма, атак и называл себя собственным именем нигилист и анархист! - Ведь позже Бакунин сам писал, что все революционеры от дьявола, -сказал генерал Топтыгин. - Между прочим, праправнучка Бакунина недавно покончила самоубийством вИталии, - заметил полковник Карпов. - В семьях Карла Маркса и Троцкого тожеполно самоубийств. Потому церковь и запрещала хоронить самоубийц нормальнымпорядком. Потому что в них частенько сидят бесы, которые и доводят их досамоубийства. А говоря о первомарксисте Плеханове, специалисты 13-го отдела, следуясоветам хитроумного Фрейда, не только спустили штаны с самого Плеханова, нодаже заглядывали под юбку его жене Розе Марковне. А почему этому бунтарюпонадобилась не какая-нибудь Авдотья Петровна, а именно Роза Марковна? Потом они сплетничали про вождя немецких коммунистов Тельмана, укоторого жена была тоже какая-то Роза, и проводили какие-то библейскиепараллели. А инструктор агитпропа слушал все это и думал: "Боже, что заеретическое толкование всей истории коммунизма?! Да еще в устах тех, ктодолжен следить за безопасностью этого коммунизма! > Но жандармы МВД, видимо,знал"! свое дело и имели на то особые полномочия, для предотвращениядальнейших контрреволюций им нужно было знать не пропаганду агитпропа, адействительные микробы любой революции. Попивая чаек, иезуиты маршала Руднева спокойно рассуждали, что дьяволпо природе индивидуалист, персоналист и самовлюбленный эгоист. Но, будучиисточником человеческих слабостей и пороков, сам он очень хороший психолог ихитрый делец. Потому, чтобы придать своим затеям солидный вид, он любилприкрываться добродетелями. Правда, дьявол избегает старых и многоопытных греческих добродетелейвроде справедливости, умеренности и мудрости и предпочитает оперироватьболее молодыми и неопытными христианскими добродетелями, имя которым вера,надежда и любовь. Эти добродетели служат преимущественно для маскировки. Аза ними притаились гордыня, зависть и злоба. Тут же путаются такиеоппортунисты и соглашатели, как глупость, невежество, тщеславие, голод инищета. Хотя дьявол есть лжец и отец лжи, хотя он имеет массу алиби и инкогнитои в лучшем случае от него видны только хвост да рожки, но специалистысоветской инквизиции говорили о нечистом как о совершенно объективнойреальности. Они знали какие-то специальные приметы, по которым можно судить,что данное лицо путается с дьяволом. О самих приметах они помалкивали илипользовались каким-то тарабарским жаргоном, состоящим из латыни и непечатныхругательств. Как настоящие иезуиты, чтобы казаться объективными, воспитанникимаршала Руднева подчеркивали, что дьявол и легион- это две большие разницы ичто здесь требуется большая осторожность, чтобы не перепутать, где грешник игде святой, где грешный святой и где святой грешник. Оказывается, что дьявол всегда плох, а одержимые им легионеры далеко невсегда. Большинство легионеров страдают от дьявола и даже пытаются с нимбороться. Некоторые, преодолев дьявольские соблазны, даже становятся святымии праведниками и заслуживают только уважение. Так, например, знаменитый сказочник Андерсен тоже был легионером, ноотносился к категории добрых фей. Потому он и писал такие хорошие сказки продобрых фей. Генерал-архиепископ Питирим с сожалением покачал головой: - Да, этого дьявола назвали дьяволом совсем недаром... Когда Максим был студентом, перелистывая в родительском доме старыекомплекты "Нивы", где попадались портреты Шопенгауэра и Ницше, он любилзаглядывать в зеркало и фантазировать, что у него нос, как у Шопенгауэра,или подбородок, как у Ницше, хотя знал он о них только понаслышке да попортретам в "Ниве". Тогда они казались ему гордыми гениями, парящими надмирским болотом. Теперь же, судя по библиотеке Максима; где постоянно встречались ссылкина пессимистическую философию Шопенгауэра и мрачные размышления Ницше насчет"белокурой бестии" и опадающего подтолкни", эти оба мизантропа состояли наспецучете 1. 3-го отдела МВД. Но Максим интересовался не столько учениямиэтих людей, как их личной жизнью - в поисках личных корней их гордыни,пессимизма и человеконенавистничества. Борис обратился к полковнику Карпову: - А что вы скажете насчет Ницше? Полковник психопатологии опятьзаработал, как справочный автомат: - Этот сынок пастора, который ненавидел христианство, написал"Антихриста", и занимался кровосмешением со своей сестрицей. Некоторыеполагают, что у него был сифилис, по, по-видимому, это была простолегионизация. Многие легионеры в таких случаях сваливают вину на невинныйсифилис. За долгие годы, пока маршал госбезопасности Руднев сводил свои личныесчеты с дьяволом, в его хмурых чертах действительно появилось что-то общее сШопенгауэром и Ницше - печать мрачной гордыни. Но зато теперь он уже несмотрел в зеркало и относился к своим бывшим кумирам с явной неприязнью.Теперь великий богоборец Ницше был для Максима просто больным гением,который заплатил за свой бунт тем, что Провел последние десять лет своейжизни в сумасшедшем доме. А у Шопенгауэра Максим подчеркнул следующие строки, которыми тотвысказывал свое мнение о людях: "Тяжело было бы жить на свете, если бы небыло собак, на честную морду которых можно смотреть с абсолютным доверием".^ Такого же мнения придерживался, видимо, и знаменитый средневековыйалхимик, чародей и отшельник Корнелиус Агриппа, который был настолькопривязан к своей черной собаке Монсьеру, что оба ели с одного стола и дажеспали в одной постели. А чернокнижник Максим Руднев, чтобы не скучать, игралсо своей немецкой овчаркой. Так или иначе, хотя теперь Максим и не искал в зеркале сходства сШопенгауэром и Ницше, но факт оставался фактом: с тех пор как он связался снечистой силой, физиономия у него явно перекривилась. Пока инквизиторы МВД попивали чаек и философствовали, Борис копался вчернокнижной библиотеке Максима. В книгах по сатановедению частенькоописывалось, что в доброе старое время в шабашах ведьм и ведьмаков обычнопринимали участие всякие демоны, маскировавшиеся в форме козлов, свиней илисобак. Тут же коротенькая вырезка из "Правды" еще 30-х годов. На пожелтевшем,рассыпающемся клочке бумаги с возмущением сообщалось, что гадкие англичанеопять посадили бедного Махатму Ганди в тюрьму. Индийский святой и вождьпассивного сопротивления и здесь не сопротивлялся. Но он категорическипотребовал только одно? чтобы вместе с ним в камеру посадили еговозлюбленную козу, молочком которой он питался. А на полях заметкивопросительный знак красным карандашом. Генерал-профессор Топтыгин заглянул, что читает Борис, и скептическизаметил: - Откровенно говоря, в освобожденной Индии нужно было бы ставитьпамятники не Ганди, а этой козе. Рядом фотоальбом из жизни знаменитого художника-модерниста ПаблоПикассо, хитрого мазилки, который заработал на своей мазне миллионы. Насвоей роскошной вилле Пикассо, миллионер и коммунистический попутчик, тожедержал любимую козу, которая служила ему в качестве натурщицы. И жила этанатурщица тоже по-модерному: не в хлеву, а в доме художника. - Это козочка не простая, - пояснил профессор МВД. - Это тайный агентполковника Карпова. Роясь по полкам, Борис наткнулся на целую коллекцию всяких заумныхпоэтов, поэтиков и поэтишек, которыми кишело время перед Октябрьскойреволюцией. Началось все с символистов, которые импортировали свои фокусы изФранции. Потом пошли другие фокусники - акмеисты, футуристы, имажинисты иеще целая куча всяких "истов", вроде эмоционалистов, презентистов,люминистов, парнасцев и так далее. Неподалеку сидел на турецком диване еще одни мозговик из мозговоготреста профессора Руднева - генерал мед службы МВД Быков, веселый человек,на погонах которого тихо поблескивали змейки, обвившиеся вокруг чаши с ядом.Но помимо медицины этот мозговик, оказывается, интересовался также ипоэтами. Теперь он присоединился к Борису и похвалил: - Да, веселенькая компашка. Декадентики. В этой коллекции имелись итакие умники, как биокосмисты, которые называли свою программу "Брызгибестиализма". Были там еще и ничевоки, символически бравшие свое начало,по-видимому, от того самого загадочного Ничто, которое ничтожит. Свой журналэти ничевоки называли "Собачий ящик". Видимо, в честь того собачьего ящика,в котором собирают и свозят на живодерню бродячих собак. Приложение к этомужурналу было до умиления откровенно и называлось оно коротко и ясно:"Сволочь". - С точки зрения высшей социологии это просто анархисты и нигилисты влитературе, - с сожалением вздохнул доктор Быков. - Есенин и Маяковский тожевышли из этой среды. Потому они и покончили самоубийством. - А почему именно? - спросил Борис. - Ну вот возьмите Есенина. Зачем ему понадобилось жениться на АйседореДункан, которая по возрасту годилась ему в матери? И та же самая история сбунтарем Руссо: он выкопал себе возлюбленную почти вдвое старше себя и такее прямо и называл - мамой! Тут опять, как справочный автомат, заработал полковник психопатологииКарпов: - Когда мужчину тянет к женщине старше себя, то это обычно признакэдипова комплекса, то есть сознательное или подсознательное тяготение ккровосмешению с матерью. Мы называем это матерным комплексом. От этого ипроисходит русская матерная брань. Но этот матерный комплекс являетсякорнем, из которого частенько произрастает целый ряд вторичных психическихзаболеваний. Отсюда, по-видимому, бунт и алкоголизм Есенина. Бегство отсамого себя, бегство в ничто. А жалко, хороший поэт хорошей души - и погибпопусту. - Н-да, а теперь нам приходится возиться с его сивымЕсениным-Вольпиным. Тут уж сразу видно, чем это пахнет. - Доктор Быковпотянул носом воздух. - Типичный параноик. Мы посадили его в психиатрическуюклинику, а он смотрит в окошко, видит там коров и сразу призывает ихбунтовать, конечно в стихах: Эй, товарищи коровы и быки, До чего ж вас довели большевики! Тем временем инструктор агитпропа листал книжку "Распад атома", котораяпринадлежала перу эмигрантского поэта Георгия Иванова, но была написана впрозе и издана ничтожным тиражом в Париже в частном порядке, как бы длядрузей. В числе этих друзей оказался и генерал МВД Быков. - Лучший поэт белой эмиграции, - похвалил генерал. - "Белой акацииветви душистые... " Когда Борис еще был подростком, он из любопытства лазил по медицинскимкнигам отца, которые касались жизненной прозы н всяких щекотливых вопросов.По даже в тех специальных книгах не было таких богомерзких вещей, какие вхудожественной прозе смаковал поэт Иванов. Неудивительно, что эта книга,граничащая с порнографией, была издана в частном порядке. Держа в руках этот "Распад атома", Борис спросил: - При чем здесь распад атома, когда здесь пишется про растлениемалолетних и труположество? - Символика, - отвечал генерал-майор- Под этим подразумевается распадатомов в мозгу - и душевные болезни. Среди поэтов это - своего родапрофессиональные болезни. Потому философ Демокрит и говорит, что человека вздравом уме он не считает настоящим поэтами. Кстати, у Есенина Вольпина естьстихи про девочку, убитую в кустах, где тоже попахивает труположеством. Акогда мы запрещаем такие вещи печатать, они кричат, что мы зажимаем им"свободу творчества". Борис поставил "Распад атома" на полку. Рядом стоял сборникпоэтов-фуистов под заголовком "Мозговой разжиж". Веселые фуисты, избравшиесвое прозвище, видимо, от слова "фу" или "тьфу", этим заголовком самиподтверждали слова генерала о распаде атомов в мозгу, называя это "мозговойразжиж".. Некоторые профессора 13-го отдела носили на погонах значки техническойслужбы МВД - скрещенные топорики, которые брали свое начало от инженерныхвойск и саперов, но которые в данном случае больше напоминали средневековуюинквизицию. А особенно если послушать этих профессоров, как они рассуждают одиалектическом христианстве и ласково поглаживают пистолеты у пояса. Копаясь в первоисточниках христианства, они цитировали библейскиепритчи, что дьявол - князь мира сего, что одним он обещает власть, славу нбогатство, а другим взамен горе и несчастье. Исходя из этого, ониподозревали большинство великих людей, которые добились власти, в шашнях сдьяволом. А другим, гражданам и солдатам, за их счет приходится расхлебыватьгоре и несчастье. Например, Ленин добился власти и славы. А сколько миллионов людейзаплатило за это своей жизнью? Ведь за границей пишут, что это стоило России50 миллионов человеческих жизнен. Ну а что Ленин якшался с дьяволом, так уж в этом нет никакого сомнения.Возьмите, например, тех компаньонов Ленина, кто после революции улепетнул заграницу и кого не добили во время Великой Чистки. Ведь в эмигрантской печатиоткрыто пишут, что почти все эти революционеры нашли себе приют в этакихмистических эзотерических тайных обществах, членов которых одни называлигуманистами, а другие - сатанистами. Тут сводная эмигрантская пресса почему-то начинала заикаться и никак немогла объяснить, что это такое. Что это за тайные общества? 11 что это тамза тайна? 1-1 что это? а гуманизм, который обошелся России в 50 миллионовчеловеческих жизней? Но в мозговом тресте профессора Руднева прекрасно знали, что это такое.И даже знали, почему это заикается эмигрантская пресса. Ведь потому во времяВеликой Чистки и законопатили в Сибирь чуть не половину Союза советскихписателей. Так как эти инженеры человеческих душ не выполняли свойгражданский долг и не предупреждали сограждан, в том числе и маленькогокапитана НКВД Руднева, об опасности со стороны сатаны и антихриста. Тут советские иезуиты моментально свистнули себе на помощь очередногохитроумного еврея - апостола экзистенциализма Кьеркегора, горбатогофилософа, который уверял, что в наше время дьявол обитает в печатной краске.Потому-де все эти бумагомаратели, чернильные души, и заикаются, когдадоходит дело до правды насчет товарища сатаны. Ведь сам знаменитейший нобелевский лауреат Андре Жид писал, что неткниги, написанной без помощи дьявола. А вы, всезнайки, этого не знаете? Ану, посмотрите-ка в зеркало! Ага, потому-то вы и заикаетесь. Не все, не все,но процентов этак 75 из вас. Ведь сам богоискатель Бердяев, которого некоторые считают величайшимрусским философом 20 века, писал профсоюз сатаны и антихриста. И врезультате - царство князя мира сего. А вы, всезнайки, этого не знаете? Ану, посмотрите-ка на ваших женуленек, папочек и мамочек! Ага, потому вы изаикаетесь. Не все, не все, но этак добрая половина этих самых 75 процентов. И вы, чернильные души, думаете, что мы этого не знаем? Да ведь это жможно на пальцах высчитать. А у нас теперь техника,электронно-вычислительные машины. И все вы, субчики-голубчики, у нас научете: и члены, и кандидаты, и попутчики, и даже сочувствующие. Генерал-профессор Топтыгин расхаживал по комнате, поблескивая своиминовенькими топориками на погонах: - Эта штука разрушила прекрасную Элладу и гордый Рим. И эта же штукапогубила имперскую Россию. А мы - тайная государственная полиция новой,молодой России! И мы с этой заразой церемониться не будем... Наслушавшись такой высшей социологии, инструктор агитпропа наконец невыдержал и заявил: - Послушайте, товарищи, с точки зрения исторического материализмадвижущими силами исторического процесса являются не Бог и не дьявол, аклассовые взаимоотношения, то есть классовая борьба. - Видите ли, молодой человек, - мягко сказал генерал-доктор Быков. -Если упрощенно рассматривать исторический процесс или прогресс кактысячелетнюю лепту, вроде конвейера, то есть две основные силы, приводящиеее в движение. Одна сила - в начале - эту ленту создает. А другая сила - вконце - ее уничтожает. Вот это и есть Бог и дьявол. Но вся беда в том, чтодля достижения прогресса, движения, чтобы освободить место новым молодымнародам или классам, дьяволу прогресса не остается ничего другого, какотрезать не худший молодой конец, а лучший, но который уже отгулял своевремя под солнцем прогресса. Вот здесь-то и заложено трагическоепротиворечие. Декаданс-с... Распад... Где самое лучшее превращается в самоехудшее, в ничто. А классовая борьба - это лишь частное проявление этогообщего закона человеческой природы. - Генерал кивнул в сторону, где намраморной доске камина стояла массивная бронзовая скульптура: - Вот он -этот двигатель прогресса... Это была деталь из символической композиции знаменитого французскогоскульптора Родена. Называлась она "Врата ада" и изображала две фигуры в довольно откровенной позе. Бориспощелкал пальцем по бронзовому колену женщины: - Любовь явно французская. Но ада я здесь что-то не вижу. Однако генерал мед службы МВД считал, что эта легкомысленная скульптураимеет глубокомысленный смысл. - Это основная причина большинства несчастных браков, разводов идефективных детей. Причем пострадавшие, если они сами не легионеры, даже ине подозревают, что причина всего этого скрывается за этими вратами. Потомуэто и называется вратами ада. Кстати, из этих ворот выходят и вселитературные прототипы лишних людей. - - Позвольте, - возразил инструктор агитпропа. - Но ведь считается, чтоэти лишние люди, как байроновский Чайльд Гарольд и лермонтовский Печорин,были жертвами окружающей среды, то есть социальных условий. - Они всегда валят все на среду, с больной головы на здоровую, - какавтомат заработал полковник Карпов. - Кто виноват, что лорд Байрон был отрождения хромой, лошадиная стопа? Кто виноват, что он изменял своей жене сосвоей сестрой Августой? Среда виновата? Кроме того, он еще мечтал омальчиках. Потому он и чувствовал себя везде лишним - как его гордый ЧайльдГарольд. Потому Байрон и полез в борьбу греков против турок и там погиб.Комплекс самоуничтожения. А чтобы понять лермонтовского Печорина, нужно знать, что дед Лермонтовапокончил самоубийством в припадке помешательства. А байронизмом Лермонтовувлекался потому, что сам тоже влюблялся в родственниц. Просто сродные души.А его дуэль? Ведь это было замаскированное самоубийство. Потому он и написалсвоего "Демонам и "Ангела смерти". А возьмите Врубеля: он увлекалсяиллюстрациями и декорациями к "Демону" - и кончил в желтом доме. - Эх, кабы Лермонтов жил в наше время, - с сожалением вздохнулгенерал-архиепископ Питирим. - Приставили бы мы к нему двух нашихархангелов, чтобы охраняли его от самого себя. Потом подсунули бы мы емуподходящую бабешку. И все было бы в порядке - как у Евтушенко. Над фривольными "Вратами ада" висела старая гравюра Гойи с интригующимназванием "Поверите вы этому или нет? ", где были изображены две старыеведьмы, которые не то дрались, не то страстно обнимались. - А как насчет Гойи? - спросил Борис. - Ведь он тоже считалсяпрогрессивным художником. - О да, сначала он рисовал нормально, а потом начал прогрессировать, -согласился доктор Карпов. - Его потянуло на бои быков, к нечистой силе,начал смаковать ужасы войны. По содержанию - болезненный, оголенныйнатуризм, по форме - ранний модернизм. Типичный прогрессирующий мозговойразжиж. Конечно, в таких условиях инструктору агитпропа было трудно спорить смозговым трестом профессора Руднева. Эти иезуиты рассматривали всю историюцивилизации через какую-то особую призму, которую они называлидиалектическим христианством и высшей социологией. Для них это былмагический кристалл, где продукт человеческого творчества определялсяанализом личной жизни его творца, а особенно темных, тайных и малоизвестныхдеталей его жизни, о которых обычно не говорят. В этой темноте советская инквизиция охотилась за тем. загадочнымдьяволом, который заведует прогрессом цивилизации и который следит за тем,чтобы эта цивилизация не топталась на месте. Борис смотрел на все это и думал: "Если б они хоть водку пили. Тогдаможно сказать, что они просто пьяные. Так нет, дуют себе чаек.. И ласковопоглаживают свои пистолетики. Мы, мол, тайная полиция новой России. А Максимиграет со своим котом и посмеивается: "Это, знаете, мой Фома Неверный"...Тьфу!" И вместе с тем... Вместе с тем на плечах этих мракобесов молчаливопоблескивали генеральские звезды, которые даром не дают. А на зеленыхкителях, хотя война давно окончилась, тихо позванивали свеженькие ордена,которые тоже даром не дают.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.