Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 8. ДЕЛО О СЕМИ ПЕЧАТЯХ



И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землей, раскрыть сиюкнигу, ни посмотреть в нее. Откровение святого Иоанна Богослова 5-3 О судебной практике НКВД говорят так: был бы человек, а статьянайдется. Подтверждением этому служила чернокнижная библиотека Максима, гдеон смешивал в кучу всякую псевдонаучную чушь, а потом пытался пристегнутьэту алхимию к современности. Внешне он пытался придать своей коллекции видимость хронологическойпоследовательности. Так, одни из отделов начинался исследованиемМережковского об Атлантиде. Что мог знать писатель средней руки Мережковскийо легендарной Атлантиде, о которой даже Платон упоминает только мельком икоторая, по преданиям, погрузилась на дно Атлантического океана в результатевсемирного потопа за много тысяч лет до нашего летосчисления якобы внаказание за какие-то грехи? А Максим видел в этом какую-то параллель сгибелью царской России. В комнате Максима сидели двое его ближайших сотрудников из 13-го отделаНКВД. Один из них был полковник медицинской службы НКВД Иван ВасильевичБыков, по совместительству профессор психопатологии, худощавый человек вроговых очках и с насмешливой искоркой в глазах, на петлицах которогопоблескивала змейка, обвивавшаяся вокруг чаши с ядом, - символ мудростимедицинского сословия. Второй был полковник технической службы НКВД ПитиримФедорович Добронравов, по совместительству профессор истории религиозныхкультов, молодой, цветущий мужчина с румяными щеками и пышной окладистойбородой, огромного роста и с таким же громадным пистолетом у пояса. Напетлицах у него поблескивали значки техслужбы НКВД - скрещенные топорики,напоминавшие не то пожарников, не то средневековую инквизицию. - Послушайте, - сказал Борис, - какое отношение имеет Атлантида кработе НКВД? - Очень даже какое, - ответил полковник Добронравов, поглаживая своюокладистую бороду. - В данном случае не столько Атлантида, как самМережковский. Типичный богоискатель. А под видом поисков Бога ониславословят дьявола. Богоискаки, сожительствующие с ведьмами. - Позвольте, но ведь Мережковский был женат на поэтессе ЗинаидеГиппиус. - Вот, вот. Она даже когда писала, то путала где "он" и где "она". - Ну и что такого? - Когда человек начинает путать, где "он" и где "она", - полковникпредостерегающе поднял палец, - там дело пахнет дьяволами инкубом нсуккубом. А это уж, извините, по линии НКВД. Рядом стоял французский фантастический роман Пьера: Бенуа "Атлантида", где загадочная царица атлантов по утрам посылаетсвоих любовников на казнь. Типичная макулатура для скучающих дамочек. Дажеобложка желтая. А профессора 13-го отдела НКВД делают из этой бульварнойлитературы какие-то политические выводы. Взявшись за богиню Диану, которая в римской мифологии считаласьпокровительницей охоты, луны и девственности, 13-й отдел НКВД пришил богинецелое дело о демонических культах. Прежде всего к этому делу припуталиамазонок, которые, оказывается, назывались так вовсе не потому, что они жилина берегах Амазонки, как думает большинство, а потому, что по-греческиамазонка означает "безгрудая", поскольку ради удобства стрельбы из лукаамазонки: выжигали себе правую грудь. Обитали же эти воинственные красавицыв скифских степях на берегу Черного моря. - Под каждым мифом есть доля правды, - заметил полковник мед службыБыков. - Выжигание груди - это, конечно, миф. Но если вы разденете стоженщин, то всегда найдете, что у нескольких правая и левая грудь разнойвеличины. Иногда одна грудь, нормальная, а второй совершенно нет. Вот вам исовременные амазонки. - А зачем это нужно НКВД? - Иногда это внешняя примета той категории женщин, которых мойуважаемый коллега Питирим Федорович величает ведьмами, - усмехнулся доктор.- Но это категория очень расплывчатая, и здесь рекомендуется осторожность. Вслед за амазонками шло несколько солидных трудов по антропологии сописанием культа матриархата, как в некоторых племенах женщины командовалимужчинами и что из этого получалось. Вывод такой: если в какой семьематриархат, то, по мнению 13-го отдела, это дурная примета и таких чудаковнужно брать на заметку. Соблюдая видимость науки, от целого Максим переходил к частностям. Так,комиссару госбезопасности СССР почему-то не нравилась библейская Саломея,веселая девица, которая, развлекая царя Ирода, изобрела танец семи покрывал,то есть американский стриптиз. Поскольку энкавэдэшников часто называютиродами, Максим не имел ничего против царя Ирода. Но поскольку по правилам13-го отдела дети отвечают за своих родителей и наоборот, то Максимзаинтересовался матерью Саломеи, старушкой Иродиадой, которая учила своюдочь всяким гадостям. Как доказательство своей власти над мужчинами Саломее захотелосьсоблазнить святого Иоанна Крестителя, а когда это не удалось, под влияниемматери и с помощью всяких женских интрижек она выпросила у Ирода головусвятого. Как настоящий ханжа, Максим сочувствовал Иоанну Крестителю и взялСаломею на заметку как библейскую вреднтельницу. Затем он завел дело на Мессалину, любвеобильную жену римскогоимператора Клавдия, которому так надоело слушать доклады, что у его женылюбовников больше, чем волос на голове, что в конце концов он попроступриказал отрубить ей голову. Конечно, и здесь Максим был на сторонеимператора и считал, что во всем виновата бедная Мессалина. В средние века считалось, что раз в году - в вальпургиеву ночь, то естьв ночь на 1 мая, все нечистая сила со всех стран Европы собирается на гореБроккенберг и устраивает там грандиозный шабаш ведьм. Так вот, начитавшисьвсякой ереси, профессора 13-го отдела утверждали, будто советский праздник 1Мая, праздник международной солидарности трудящихся, когда люди поют ипляшут на площадях Москвы, с точки зрения высшей социологии есть не чтоиное, как пережиток вальпургиевой ночи, когда ведьмы, празднуя своюсолидарность, пели и плясали на горе Броккенберг, что, в свою очередь,является пережитком языческого праздника весны к плодородия, который вовремена Древнего Рима сопровождался всеобщей пьянкой в честь бога Вакха ипотому назывался вакханалией. Увлекшись своим варевом, инквизиторы 13-го отдела бросали в один котелвсе - и святых, и грешников. Оказывается, название вальпургиевой ночи,праздника нечистой силы, происходило от имени святой Вальпурги, которая жилав 8 веке, была монахиней и посвятила всю свою жизнь организации женскихмонастырей. Эта энергичная святая была дочерью святого Ричарда, одного изсаксонских королей, который женился на дочери святого Бонифация. - Хм, целое святое семейство, - заметил Борис. - Но почему же ведьмыизбрали Вальпургу своей патронессой? - Видите ли, молодой человек, святые и грешники - ото две стороны однойи той же проблемы, - сказал профессор техслужбы НКВД. - Например, в Америке1 ноября - это День всех святых. Это официально. А канун этого дня, вечером,- это Хэллоуин, полуофициальный праздник всей нечистой силы. Некоторые людипразднуют этот праздник всерьез - и мы за этим следим. Но, заметьте, чтопраздник грешников переходит в праздник святых. Поэтому Достоевский иговорит, что не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься. Было видно, что профессор НКВД знает свое дело довольно основательно. - А в русских языческих культах, - добавил он, - вальпургиевой ночисоответствовал весенний праздник Красной горки, первый понедельник послеФомина воскресенья. - Питирим Федорович, а зачем вам все это? - Ну как же... Например, ведьмы любят жениться на Красную горку. Потомумы всегда проверяем дату брака наших клиентов. Говорят, что к мирянину для соблазна приставлен один черт, к монаху -десять, а к святому - целая сотня чертей. Соответственно этому инквизицияНКВД тщательно изучала биографии святых в надежде поймать тех чертей,которые около них крутятся. Так 13-й отдел добрался до Жанны д'Арк. В 1429 году эта крестьянскаядевушка, которой мистические голоса подсказали, что на нее возложена миссияспасти Францию, надела кольчугу и латы, взяла в руки меч и,предводительствуя французской армией, боровшейся с англичанами, успешнозавоевала город Орлеан, за что ее и назвали Орлеанской девой. Но вскоре Жанна д'Арк попала в руки врагов и, по словам летописи, как"колдунья, вещунья, лжепророчица, сотрудничавшая с нечистой силон, ведьма,еретичка, вероотступница, мятежная богохульница, наслаждавшаяся кровопролитием и непристойностями? - эта святая дева была осуждена к мученическойсмерти. Довольно долго о Жанне д'Арк существовали самые противоречивые мнения.В своей драме "Генрих VI" Шекспир показал ее как ведьму. Насмешник Вольтервысмеял ее, а идеалист Шиллер идеализировал ее в образе своей "Орлеанскойдевы". Даже церковь колебалась целых пять столетий, пока в 1920 годуканонизировала ее как святую. А инквизиция НКВД, поскольку Жанна взяла вруки меч, классифицировала ее как амазонку. А что касается чертей, которые согласно поверью всегда водятся околосвятых, то здесь советскую инквизицию заинтересовала личность некого Жиля деРэ. Этот феодальный барон, один из могущественнейших людей Франции, имевшийвлияние даже при королевском дворе и богатству которого завидовал самкороль, славился тем, что терпеть не мог женщин. Но когда он впервыевстретил 18-летнюю Жанну д'Арк, она произвела на 25-летнего Жиля такоевпечатление, что он вступился за нее перед несовершеннолетним дофином итаким образом помог Жанне стать главнокомандующей французской армией. В последующей кампании Жиль неотступно сопровождал Жанну, и в бою зафорт Святого Августина, когда Жанна была ранена и все покинули ее, один Жильостался рядом с ней и спас ей жизнь. Когда через несколько месяцев благодарянерешительности дофина Жанну сожгли на костре, Жиль, который к тому временистал маршалом Франции, в знак протеста ушел с королевской службы. Через девять лет, 13 сентября 1440 года, сиятельный барон Жиль де Рэ,советник короля и маршал Франции в возрасте 36 лет был арестован и предсталперед судом инквизиции по обвинению в ереси, богохульстве, занятияхалхимией, поклонении дьяволу, педерастии и убийствах. Оказывается, Жиль деРэ, некогда горячий поклонник и самый близкий человек к святой Жанне д'Арк,в частной жизни поставил себе задачей познать метафизику зла. С бандой своих сообщников из 18 человек он устраивал в окрестных поляхи лесах облавы наподобие охоты на зайцев. Но охотились они не за зайцами, аза детьми, преимущественно за пастушками. В своем замке Тиффож, в склепе часовни святого Винсента, Жиль де Рэ соорудил специальный каменныйалтарь, где в полуночный час он занимался черной магией, зверски мучилпойманных детей и затем убивал их самыми нечеловеческими методами - все этов жертву дьяволу. Когда на суде инквизиции барон де Рэ со всеми деталями читал полноесознание в своих преступлениях - как он вспарывал детям животы, как он сиделверхом на умирающих и хохотал, глядя на их конвульсии, как он ставилотрезанные головы жертв рядом со своей постелью, чтобы утром еще разполюбоваться ими, - тогда председатель трибунала епископ Нантский встал,подошел к распятию, которое висело за спинами судей, и задернул лицоСпасителя чертям покрывалом. Со времен средневековья и до наших дней история знает мало такихчудовищ, как Жиль де Рэ, на совести которого было 134 жертвы. Король НаваррыКарл, за подобные дела сожженный заживо инквизицией в 1387 году, далекоотстал от Жиля. Следующий преступник подобного рода, Ваше, несколькостолетий спустя замучил и убил только 18 пастушат. Знаменитый маркиз де Сад,который не убил никого, а только присмаливал свечками проституток, скоторыми он за это более или менее честно расплачивался, был по сравнению сбароном де Рэ совсем невинным младенцем. Имя Жиля де Рэ забыто, но дела его живут в легендах о Синей Бороде,прототипом которого послужил Жиль, согласно протоколам дознания мывшийбороду и руки теплой кровью своих жертв. Во вторник 26 октября 1440 года в 11 часов дня барон Жиль де Рэ, бывшийсоветник короля, маршал Франции и поклонник святой Жанны д'Арк, как гласитлетопись, "был повешен за шею, пока наступила смерть, и затем предан огню"вместе с двумя своими сообщниками на площади Ла Мадэлен в Нанте. Профессор Добронравов и здесь воспользовался случаем, чтобы похвалитьгуманность средневековой инквизиции. Оказывается, Жиля судил не один суд, адва - духовный и гражданский. Осудив его душу, церковь предала его плоть насуд государства. Вина Жиля была полностью доказана показаниями свидетелей, идаже в любом современном суде этого было бы вполне достаточно, чтобы осудитьего. Но для трибунала инквизиции этого было недостаточно. Чтобы спасти душугрешника, обязательно требовалось его покаяние. В этом московские процессы спокаяниями времен Великой Чистки в точности следовали практике классическойинквизиции. Однако отцы инквизиторы были гораздо либеральнее не только НКВД, но илюбого другого суда. Когда барон де Рэ публично покаялся в своих злодеяниях,в переполненном зале суда опустился на колени перед распятием и со слезамина глазах просил прощения у Бога и родителей тех детей, кого он принес вжертву дьяволу, тогда председатель трибунала инквизиции епископ Нантский былтак тронут, что встал со своего места и обнял подсудимого. Возможно ли это вкаком-нибудь современном суде? Да еще в случае подобного преступника? После вынесения смертного приговора барон де Рэ обратился к суду снесколькими просьбами. Он не просил о помиловании или снисхождении. Онтолько просил епископа Нантского посодействовать, чтобы люди молились заупокой его грешной души. И епископ Нантский, и жители Нанта удовлетворилиего просьбу. Перед казнью торжественная процессия под звон всех колоколоввсех церквей, с пением псалмов прошла по городу, молясь за упокой душигрешника, который видел это из окна своей камеры. - А ведь красиво было! - воскликнул профессор Добронравов. Жиль де Рэ просил, чтобы его, как главного виновника, повесили раньшеего соучастников, чтобы он мог показать им пример, как искупать свои грехи.И эта его просьба была исполнена. Как дополнительную милость суд от себяпостановил, что его мертвое тело не будет, как обычно, сожжено до пепла иразвеяно по ветру, а в награду за искреннее раскаяние только слегка очищеноогнем и затем отдано родственникам для погребения. Если Жиль де Рэ и жил бесчестно, то умер он с честью. Правда, здесьпрофессор Быков скептически заметил, что Жиль, подобно Нерону и Калигуле,жизнь которых он взял себе за образец, в душе был большим артистом и потомуне мог удержаться, чтобы не устроить спектакль даже из собственной смерти.Бренные останки грешного барона де Рэ были погребены в склепе церквиКармелиток, рядом с прахом древних герцогов Бретани. Перед смертью Жиль де Рэ поручил свою душу святому Якову и святомуМихаилу. Не кому-нибудь другому, а тем же святым, кому перед смертьюпоручала душу Жанна д'Арк. Действительно, вблизи святой Жанны инквизиция НКВД поймала такогочерта, каких мало. Почему Жиль де Рэ, бывший заведомым женоненавистником,вдруг стал ближайшим союзником Орлеанской девы? Какая таинственная связьобъединяла этих столь разных людей в жизни и смерти настолько, что дажепосле смерти они отдали свои души тем же святым заступникам? И зачем все этопонадобилось 13-му отделу НКВД? - Ясно, что этот де Рэ был таким же садистом, как де Сад, - сказалБорис. - А что дальше? - Жиль де Рэ и Жанна д'Арк были совершенно одинаковыми людьми, - сказалпрофессор Быков. - И они это прекрасно знали. Вся разница в том, что Жильзанимался своими пороками, так сказать, в частном порядке - потому его иповесили. А Жанна употребила те же духовные побуждения, скажем прямо - те жепороки, на службу государства. Потому о ней и спорили пятьсот лет, покаобъявили святой. Но технически были правы и те, кто сжег ее как ведьму,наслаждавшуюся кровопролитием. Все дело в том, молодой человек, что подобными типами кишит всякаяреволюция, где они могут дать волю своим патологическим чувствам подпредлогом революционной законности. Вот и разбери здесь, где святой грешник,а где грешный святой? Например, до французской революции маркиз де Садбольшую часть времени сидел по тюрьмам. А революция не только выпустила егоиз тюрьмы, но и назначила - кем? Судьей ревтрибунала! Не зная дела барона деРэ и Жанны д'Арк, вы не поймете Марата и Робеспьера, Дзержинского и Ежова. Аякобинцы французской революции позаимствовали свое имя от того же святогоЯкова, которому поручили свои души Жиль де Рэ и Жанна д'Арк. Роясь в книгах и просматривая отмеченные места, Борис видел, что вследза Орлеанской девой советская инквизиция взяла на заметку Екатерину Великую.Но их интересовал;! не те формальные памятники величия, которые нагромоздиласебе Екатерина, а легальные н моральные аспекты ее царствования. С этойточки зрения в глазах законников из НКВД она являлась немкой и узурпаторомрусского престола, который она захватила с помощью своих любовников;мужеубийцей, отправившей на тот свет с помощью тех же любовников своего мужа- придурковатого Петра III, внука Петра Великого; н великой развратницей,оставившей после себя столь же придурковатого наследника престола Павла I,как две капли воды похожего на ее фаворита Салтыкова, и еще целую кучунезаконных детей. Для моралистов из 13-го отдела Екатерина Великая была просто русскойМессалиной, которой не сумели вовремя оттяпать голову. Кроме того, ониподозревали матушку-царицу в сопричастии к матриархату. - Какая, собственно, связь между Жанной д'Арк и Екатериной Великой? -спросил Борис. - Закон единства противоположностей, - ответил доктор Быков. - Если быих сложить вместе, то получилось бы целое. - Как это попять? - Это тема немножко специальная. Жанна д'Арк была не только девой, но итакой же мужененавистницей, как Жиль де Рэ женоненавистником. А ЕкатеринаВеликая как раз наоборот - любила мужчин больше, чем положено. - А где же единство? - Принято считать, что у Екатерины была своего рода нимфомания. Но сточки зрения психологии такая женщина не может любить по-настоящему ниодного мужчину. Потому она их постоянно меняет. ~ А можно от этого вылечить? - Лекарство это такое, что многие пациенты его боятся. Иногда от этогоможет вылечить только другая женщина. Такая, как Жанна д'Арк. - Ага, тогда н получается единство противоположностей? - Да, то есть психологический ноль. Но тогда Жанна не стала быОрлеанской девой, а Екатерина вряд ли Великой. После демонических культов, амазонок н матриархата в порядкеисторического развития мракобесы НКВД стали подкапываться под суфражисток.Они относились к этим смелым борцам за эмансипацию женщин без тени уважениян считали их просто современными амазонками. Те высокие идеи и громкиеслова, которыми суфражистки оперировали на своих митингах н демонстрациях,служили якобы только для маскировки. А на самом деле их интересовало толькоодно равноправие с мужчиной - ходить в штанах. Одна книжка с красным штемпелем НКВД так н называлась "Эмансипацияженщин в свете психопатологии". Недаром про НКВД говорят: был бы человек, астатья найдется. Подведя столь странную историческую базу, библиотека Максима переходилак современности в форме служебного архива. Вот папка со всякими кляузами наодну из самых заслуженных бабушек русской революции - мадам Коллонтай. Дочьцарского генерала, она была настолько классово сознательна, что еще вдевическом возрасте примкнула к подпольной работе большевиков и участвовалав революции. Столь же активно эта красная суфражистка сожительствовала среволюционной матросней и прославилась как апостол свободной любви. Вотгрупповая фотография, посвященная первой годовщине Октября: двенадцатьапостолов во главе с Лениным и среди них как единственная женщина -Коллонтай. Даже Сталина здесь нет, а она есть. Значит, высоко она летала. Авот ее фотография в молодости с растрепанными волосами и шалыми глазами. - Иван Васильевич, что это у нее глаза, как с перепоя? - Кокаин голубушка нюхала, - ответил медик НКВД. Позже эта повивальная бабка Октября была послом в Швеции, единственнойсоветской женщиной в столь высоком дипломатическом ранге. Но вместопослужного списка Коллонтай в папке были под штемпелем "Особо секретно"подробнейшие допросы тех людей, кто на личном опыте знал интимную жизнь этойжрицы свободной любви. Подобное же дело на Елену Стасову, ближайшую сотрудницу Ленина и затемсекретаршу Сталина, которая, происходя из столбового дворянства, тожеоказалась столь эмансипирована, что всю свою жизнь посвятила беспощадномууничтожению этого самого дворянства. Будучи секретарем ЦК партии, эта милаядама занималась не школами или, скажем, детскими домами, а руководила 5-мотделом ЦК - по шпионажу за границей. А вот еще одна суфражистка - старая большевичка Землячка, маленькая,как макака, и сморщенная, как мощи, старушенция с пенсне на носу. Онаотличилась тем, что во время гражданской войны совместно с Белой Куном тригода заправляла крымским ЧК так, что Черное море покраснело от крови.Подавая пример революционной сознательности, она собственноручнорасстреливала пленных белоофицеров. - Милые старушки, а? - улыбнулся доктор Быков. Странно, охотясь занечистой силой, инквизиция НКВД подкапывалась под всех коммунистическихсвятых. Рядом толстенькое досье на Долорес Ибаррури (Пасионарню), пламенноготрибуна гражданской войны в Испании. Жена республиканского премьера Негрина,она была лидером испанской компартии и участвовала в гражданской войнеактивнее, чем ее муж. И она тоже развлекалась тем, что собственноручнорасстреливала пленных. Когда же дела стали плохи, она оставила своего республиканского мужарасплачиваться за ее коммунистические грехи, а сама сбежала в Москву. Впримечаниях 13-го отдела НКВД проскальзывало сожаление, что в современнойИспании нет Торквемады, который познакомил бы этого трибуна революции стрибуналом инквизиции. Следующее дело начиналось со ссылкой на энтомологию н какую-торазновидность пауков, у которых принято, что после брачной ночи самкапожирает своего супруга. Рядом же паукообразная физиономия Анны Паукер свытянутыми в трубочку губами, словно она нацеливалась в кого-то плюнуть. Вовремя чистки московского Коминтерна паучиха Паукер донесла на своего мужа вНКВД, обвинив его в троцкизме. Перед смертью и Марсель Паукер прошел через13-й отдел, где с него сняли подробнейшие показания про его паучиху,которые, как это ни странно, касались не ее политических убеждений, атехники ее любви. Следом шел алфавитный список всех любовников Анны Паукер, очень похожийна перечень всех членов Коминтерна. И за ним второй список - кого из них эталюбвеобильная дама подвела под расстрел в подвалах НКВД. - Видите, - сказал доктор Быков, - она делала то же самое, что и царицаатлантов. Потому-то мы и интересуемся Атлантидой. Тем временем комиссар госбезопасности Максим Руднев отдыхал от охоты занечистой силой и запросто возился со своим аквариумом. Одна из его золотыхрыбок захворала расстройством желудка, и Максим, засучив рукава, пересаживалбольную рыбешку в отдельный тазик, наполненный слабительным растворомглауберовой соли. - Макс, - сказал Борис, - вы тут сводите все к вопросам пола. И этонемножко попахивает фрейдовским психоанализом. А ведь фрейдизм у насофициально запрещен. - Да, фрейдизм запрещен не только коммунистами, но н католическойцерковью. Потому что в фрейдизме правда перепутана с ложью. И непосвященномучеловеку трудно разобраться, где правда и где ложь. - Хорошо, - сказал Борис. - Но что все это такое? Максим сидел накорточках, мешал воду пальцем и бормотал себе под нос, как шаман во времякамлания: - Хм-хм, что это такое? Это... это дело о семи печатях. И на это тебене ответят ни Фрейд, ни сам папа римский. - Ну а- вы тут это знаете? - Конечно, - усмехнулся комиссар госбезопасности СССР. - Мы все знаем.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.