Гуманистический подход к воспитанию (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов) базируется на уважении к человеку. Наивысшей ценностью является Личность, которая имеет право на свободу, счастье, достойную жизнь.
Гуманизм опирается на гуманистическое мировоззрение и предполагает воспитание и развитие гуманистического мировоззрения у воспитанников.
Для реализации гуманистического подхода необходимо, чтобы ценностные ориентации и педагогов, и воспитанников всё больше приближались к человеческим качествам, свойствам, чувствам. Приоритетным должно стать воспитание духовно и физически здоровой личности: гражданина, патриота, трудолюбивого человека, творческой саморазвивающейся личности.
В. В. Анисимов предлагает следующие принципы гуманистического воспитания:
ориентация на развитие личности;
культурологический подход к отбору содержания;
деятельностный подход;
личностный подход;
полисубъектный или диалогический подход (учитель не учит, а стимулирует к саморазвитию);
индивидуально-творческий подход;
профессионально-этическая взаимоответственность всех участников педагогического процесса.
В процессе реализации гуманистического подхода основными задачами являются следующие:
формирование научного мировоззрения у учащихся, основами которого являются образованность, гражданственность, нравственность, профессионализм;
развитие положительной мотивации к трудовой деятельности;
всесторонне гармоничное развитие каждого человека;
усвоение общечеловеческих ценностей, исторического опыта и патриотических традиций Отечества;
становление культуры безопасности жизнедеятельности личности;
активизация роли воспитания как механизма ускорения и корректировки процесса социализации личности [1:124-126].
Гуманистический характер воспитания закреплён Законом РФ «Об образовании» (гл.1, ст.2).
Однако не всё так просто с гуманистическим подходом. С позиций христианской антропологии главной ценностью является не человек, а Бог, высшая сила, высший нравственный закон, который никому не дано нарушать. Человек был провозглашён высшей ценностью и мерой всех вещей лишь в эпоху Возрождения, и с этим в значительной мере связан кризис христианства, а вместе с ним и упадок традиционных нравственных ценностей [38].
Компетентностный подход
Под компетентностным подходом понимается не только наличие предметных знаний, но и надпредметных социальных, коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей, т. е. умений пользоваться предметными и метапредметными знаниями [2:57-62].
Компетенция социальная – это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Компетенция учителя профессиональная – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков педагогической деятельности, характеризующих личность учителя как носителя определённых ценностей, идеалов [20:62]. Компетентностный подход – это интегральный подход, объединяющий целый ряд других подходов.
К принципам компетентностного подхода относятся:
Диагностичность, т. е. ориентация на достижение результата, проявляющегося в поведении и мышлении;
Комплексность, междисциплинарность – учёт как образовательных, так и внешних средовых факторов и влияний;
Многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением и свойством, это способность к решению совокупности задач [2:57-62].
Другие подходы
В современной педагогике существуют и другие подходы. В «Энциклопедии образовательных технологий» приводится список, содержащий описание около 30 технологий: акмеологический, валеологический, гуманистический, детерминистский, деятельностный, диагностический, интегральный, информационный, коммуникативный, комплексный, личностно-ориентированный, поисковый (исследовательский, творческий), практико-ориентированный, природосообразный, проблемный, системный, ситуативный (тактический, стратегический), социокультурный (культурно-исторический), средовой, стохастический (статистический), целостный, ценностный, образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный подходы.
В современной отечественной педагогике это самое подробное описание существующих образовательных технологий. Перечислим лишь те из них, которые могут представлять интерес для трезвенного воспитания.
Диагностический подход – это построение образовательной технологии на основе процедур диагностики.
Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.
Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем. Ключевыми понятиями являются проблема как противоречие между известным и неизвестным, проблемная ситуация, проблемная задача.
Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он становится методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познаётся как система – упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых содействует развитию личности ребёнка в образовательном учреждении.
Целостный (комплексный) подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объединённый едиными общими характеристиками.
Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон [36:69-73].
Таким образом, педагогической наукой разработано значительное число интересных и эффективных подходов, часто взаимосвязанных друг с другом, дополняющих друг друга, входящих в состав друг друга. Они являются базой для успешной образовательной деятельности в современных условиях в целом, и трезвенного воспитания в частности. Главное, в чём сходится большинство авторов, это то, что воспитание должно быть антропологическим, личностно-ориентированным.