Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гуманистический подход



Гуманистический подход к воспитанию (Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов) базируется на уважении к человеку. Наивысшей ценностью является Личность, которая имеет право на свободу, счастье, достойную жизнь.

Гуманизм опирается на гуманистическое мировоззрение и предполагает воспитание и развитие гуманистического мировоззрения у воспитанников.

Для реализации гуманистического подхода необходимо, чтобы ценностные ориентации и педагогов, и воспитанников всё больше приближались к человеческим качествам, свойствам, чувствам. Приоритетным должно стать воспитание духовно и физически здоровой личности: гражданина, патриота, трудолюбивого человека, творческой саморазвивающейся личности.

В. В. Анисимов предлагает следующие принципы гуманистического воспитания:

  • ориентация на развитие личности;
  • культурологический подход к отбору содержания;
  • деятельностный подход;
  • личностный подход;
  • полисубъектный или диалогический подход (учитель не учит, а стимулирует к саморазвитию);
  • индивидуально-творческий подход;
  • профессионально-этическая взаимоответственность всех участников педагогического процесса.

В процессе реализации гуманистического подхода основными задачами являются следующие:

  • формирование научного мировоззрения у учащихся, основами которого являются образованность, гражданственность, нравственность, профессионализм;
  • развитие положительной мотивации к трудовой деятельности;
  • всесторонне гармоничное развитие каждого человека;
  • усвоение общечеловеческих ценностей, исторического опыта и патриотических традиций Отечества;
  • становление культуры безопасности жизнедеятельности личности;
  • активизация роли воспитания как механизма ускорения и корректировки процесса социализации личности [1:124-126].

Гуманистический характер воспитания закреплён Законом РФ «Об образовании» (гл.1, ст.2).

Однако не всё так просто с гуманистическим подходом. С позиций христианской антропологии главной ценностью является не человек, а Бог, высшая сила, высший нравственный закон, который никому не дано нарушать. Человек был провозглашён высшей ценностью и мерой всех вещей лишь в эпоху Возрождения, и с этим в значительной мере связан кризис христианства, а вместе с ним и упадок традиционных нравственных ценностей [38].

Компетентностный подход

Под компетентностным подходом понимается не только наличие предметных знаний, но и надпредметных социальных, коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей, т. е. умений пользоваться предметными и метапредметными знаниями [2:57-62].

Компетенция социальная – это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Компетенция учителя профессиональная – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков педагогической деятельности, характеризующих личность учителя как носителя определённых ценностей, идеалов [20:62]. Компетентностный подход – это интегральный подход, объединяющий целый ряд других подходов.

К принципам компетентностного подхода относятся:

  • Диагностичность, т. е. ориентация на достижение результата, проявляющегося в поведении и мышлении;
  • Комплексность, междисциплинарность – учёт как образовательных, так и внешних средовых факторов и влияний;
  • Многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением и свойством, это способность к решению совокупности задач [2:57-62].

Другие подходы

В современной педагогике существуют и другие подходы. В «Энциклопедии образовательных технологий» приводится список, содержащий описание около 30 технологий: акмеологический, валеологический, гуманистический, детерминистский, деятельностный, диагностический, интегральный, информационный, коммуникативный, комплексный, личностно-ориентированный, поисковый (исследовательский, творческий), практико-ориентированный, природосообразный, проблемный, системный, ситуативный (тактический, стратегический), социокультурный (культурно-исторический), средовой, стохастический (статистический), целостный, ценностный, образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный подходы.

В современной отечественной педагогике это самое подробное описание существующих образовательных технологий. Перечислим лишь те из них, которые могут представлять интерес для трезвенного воспитания.

Диагностический подход – это построение образовательной технологии на основе процедур диагностики.

Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.

Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем. Ключевыми понятиями являются проблема как противоречие между известным и неизвестным, проблемная ситуация, проблемная задача.

Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он становится методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познаётся как система – упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых содействует развитию личности ребёнка в образовательном учреждении.

Целостный (комплексный) подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объединённый едиными общими характеристиками.

Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон [36:69-73].

Таким образом, педагогической наукой разработано значительное число интересных и эффективных подходов, часто взаимосвязанных друг с другом, дополняющих друг друга, входящих в состав друг друга. Они являются базой для успешной образовательной деятельности в современных условиях в целом, и трезвенного воспитания в частности. Главное, в чём сходится большинство авторов, это то, что воспитание должно быть антропологическим, личностно-ориентированным.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.