Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
Алкогольная смертность
Прочие последствия
Виноват ли суррогатный алкоголь?
Табачная ситуация
Уровень потребления табака
Структура потребления табака
Табачный капитал
Возраст приобщения к потреблению табака
Распределение потребителей табака по возрастному, половому и социальному признакам
Смертность от табака
Прочие последствия потребления табака
Наркотическая ситуация
Уровень потребления наркотиков
Структура потребления наркотиков
Наркотический капитал
Возраст приобщения к наркотикам
Смертность от наркотиков
Прочие последствия употребления наркотиков
Демографическая катастрофа в России
Отрезветь или погибнуть?
План Аллена Даллеса
Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
Выводы к главе 9
Основная литература
Дополнительная литература
Понятие ситуации
На рубеже тысячелетий проблемы пьянства, курения и наркомании в России приобрели особую остроту. Употребление одурманивающих веществ стало частью образа жизни для многих людей, включая подростков и женщин.
Истина всегда конкретна. Для того чтобы понять масштабы проблемы, необходимо ознакомиться с алкогольно-табачно-наркотической ситуацией.
Ситуация, по словарю Ожегова, – это «совокупность обстоятельств, положение, обстановка».
Алкогольная (табачная, наркотическая) ситуация – это круг явлений, связанный с употреблением алкоголя (табака, наркотиков).
Алкогольная ситуация
Уровень употребления алкоголя
По разным оценкам экспертов, Россия – один из мировых лидеров по употреблению алкоголя. В начале третьего тысячелетия потребление алкоголя в России составляет 15–16, по другим оценкам – 18 литров на душу населения. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что 8 литров абсолютного алкоголя – это тот порог, выше которого следуют серьёзные проблемы для общества и государства. Получается, что Россия превысила этот порог, как минимум, в 2 раза.
После отмены государственной монополии на алкоголь в 1992 году алкогольный рынок стал прибыльным бизнесом для многих, кому всё равно, на чём зарабатывать. Каждая вторая бутылка алкоголя в России изготавливается нелегально. И это – не обязательно суррогатный алкоголь. Часто этот алкоголь изготавливается на тех же самых предприятиях, но в «третью смену», подпольно.1;2
Структура потребления алкогольных изделий
По данным лаборатории токсикологии НИИ наркологии МЗ РФ структура потребления алкогольных изделий в 1999 году выглядела так: крепкие алкогольные изделия – 90,8%, вино – 2,7%, пиво – 6,5.
С середины 90-х годов прошлого столетия была провозглашена политика вытеснения крепкого алкоголя с помощью пива. В результате, если в 1995 году пивоваренная промышленность производила 12 литров пива на душу населения, в 1999 году – 29 литров пива на душу населения, то в 2005 – 60 литров. Получается, что производство пива за этот период увеличилось в 5 раз!
Алкогольный капитал
За короткое время пивной капитал через безудержную пропаганду и фантастическую доступность пива сумел внушить, прежде всего, детям и молодёжи, что ежедневное пивное пьянство – норма! Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко прокомментировал эту ситуацию так: «Не СПИД, не туберкулёз погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения».
Главным спаивателем нашей молодёжи являются иностранный капитал, которому нашу молодёжь не жаль. Им контролируется 95% пивного рынка.3
На изумление всему миру, пивное лобби в Государственной Думе РФ смогло вывести пиво из списка алкогольных изделий, что сделало его чрезвычайно доступным даже для детей и по цене, и по возможностям приобретения. Пиво стоит дешевле молока и соков!
Ещё одним опасным для детей и молодёжи алкогольным изделием являются «энергетические напитки». Кроме алкоголя (до 4%) они содержат в большом количестве кофеин и химические вещества – подсластители, ароматизаторы и т. п. «Энергетические напитки» также очень доступны и продаются рядом с соками и шоколадками.
Цены на более крепкие алкогольные изделия по сравнению с советским периодом снизилась в 3–5 и более раз, что ещё больше увеличило их доступность. Затраты населения, несмотря на фантастическую дешевизну алкогольных изделий, составляют около 10% всех затрат и сопоставимы только с затратами на мясопродукты.