Внешняя политика СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.
Отношения с социалистическими странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.
Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.
Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.
52. Особенности развития СССР в годы «перестройки» (1985 – 1991)
К середине 80-х гг. СССР оказался в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе. Пришедшее к власти после смерти К. Черненко правительство во главе с М. Горбачевым считало, что социализм не исчерпал своих возможностей. Однако политика демократизации (перестройка) привела не только к крушению самого режима, но и к распаду СССР. Внутри перестройки выделяют два периода:1) 1985-1988 гг. - период экономических и политических реформ, разрабатывавшихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования и директивного планирования; 2) 1989-1991 гг. -период демократизации и коренных перемен.
Перестройка экономики
В 1985 г . М. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны, предусматривавший техническое перевооружение тяжелой промышленности и активизацию «человеческого фактора » хозрасчет, материальная заинтересованность, приоригет развития социальной сферы) при сохранении обычных схем государственного управления (ведущая роль министерств и ведомств, ответственность предприятий за выполнение договоров, введение госприемки продукции, др.). Были изданызаконы о бригадном подрядев 1986 г ., а в 1988 г . о кооперации в СССР.Но они оказались малоэффективными. В свою очередь нарастание кризисных явлений в экономике привело к радикализации реформаторской деятельности правительства. В 1989 г . был издан закон об аренде и арендных отношениях.В 1990 г . - закон о малых предприятияхс юридическим статусом и хозяйственной самостоятельностью,акционерных обществах, коммерческих банках.Это привело к росту негосударственных предприятий, были созданы условия для роста коммерческих структур. Однако рыночные механизмы не могли эффективно действовать в условиях сохранения прежней системы.
В стране начался нерегулируемый кризис. Экономические преобразования и перевод промышленности на рыночные отношения при сохранении госконтроля и хозяйственной регламентации привели к спад)/ производства. Падение производства привело к снижению жизненного уровня населения. Пытаясь преодолеть кризис, правительство пошло на увеличение денежной массы. Эти факторы способствовали инфляции увеличению дефицита. Были введены карточки на некоторые товары, появилась безработица. В начале 90-х гг. началось забастовочное движение. В стране процветала спекуляция, действовали «черный» рынок и мафиозные группы.
Политические изменения во время перестройки
Параллельно с экономическими изменениями началось реформирование политической сферы. Объявление гласности, смягчение цензуры, возвращение из ссылки диссидентовстали началом новых преобразовании. В 1988 г . была проведена политическая реформа, согласно которой новым высшим органом законодательной власти должен был стать Съезд народных депутатов.На I Съезде сформировалось два противоборствующих блока - демократы и коммунисты. Из числа депутатов были сформированы Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал сам М. Горбачев. Важным шагом стала отмена 6~й статьи Конституции о «главенствующей роли КПСС», что привело к возникновению альтернативных политических партий.
В структуре исполнительной власти наиболее существенной реформой стало введение в 1990 г . института президентства.Первым президентом СССР стал М. Горбачев. При президенте ("ССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский Совет.В 1991 г . были проведены выборы президентов в большинстве республик. Президентом РСФСР в 1991 г . стал Б. Ельцин, вице-президентом А. Руцкой. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР -М. Горбачева.
Августовский путч 1991 г . Распад СССР
Борьба сторонников и противников реформ нашла выражение в августовском путче 1991 г . Причины путча заключались в падении рот КПСС и ее структур, укреплении суверенитета республик, ухудшении социально-экономической ситуации, политической нестабильности, неспособности лидера создать новую вертикаль власти взамен изжившей себя партийной. Возглавили переворот вице-президент СССР Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Путо, министр обороны Д. Язов, др. Целью ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) было восстановление прежнего режима, ликвидация многопартийности, демократии и коммерции. Переворот 22 августа 1991 г . был крайне неорганизован, не подготовлен и не поддержан большей частью населения, что привело к поражению ГКЧП.
Результатом перестройки, экономических и политических кризисов стало усиление сепаратизма властей в республиках, приведшее к распаду СССР.8 декабря 1991 г . Б.Ельциным (Россия), Л. Кравчуком (Украина) и В. Шушкевичем (Белоруссия) были подписаны «беловежские соглашения» о прекращении действия договора об образовании СССР, вместо которого было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). К СНГ" присоединились и другие республики, крюме прибалтийских.
Внешняя политика СССР в период перестройки
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. соответствовала концепции «нового мышления» М. Горбачева, согласно которой во внешнеполитической сфере приоритетное внимание отводилось одобрению общепринятых мировых норм морали, невмешательству в дела других государств, признанию необходимости деидеологизации международных отношений, отказу от наращивания ВПК как средства решения внешнеполитических проблем.
Конкретные шаги Советского правительства по реализации данных задач заключались в ведении моратория на испытание ядерного оружия в СССР (1985-1987). В 1987-1988 гг. в ходе советско-американских переговоров был подписан ряд двусторонних договоров о сокращении РСМД (ракет средней и малой дальности). В 1988-1989 гг. был начат вывод войск из Афганистана. В марте 1991 г . ликвидирован Варшавский Договор, за которым последовал вывод советских войск из некоторых восточноевропейских государств и осуждение предшествующего вмешательства СССР в события 1956 г . в Венгрии и 1968 г . в Чехословакии. Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубежных поездок.
На Дальнем Востоке нормализовались отношения с Китаем, Японией и Южной Кореей. В ближневосточной политике СССР проявил активное участие в осуждении агрессивных действий Саддама Хусейна (Ирак) против Кувейта, осуждении международных террористических действий ливийского лидера Каддафи, др. Таким образом, значение внешней политики СССР на этом этапе заключалось в обеспечении благоприятных возможностей для решения внутренних проблем, уменьшении угрозы ядерной катастрофы.
53. Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 годах
С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.
Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.
Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.
Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом.
Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.
В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.
В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.
Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.
В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.
1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.
Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.
В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.
В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.
На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.