Советское общество в первый период войны. Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. В первые дни войны еще не все осознали реальность возникшей угрозы: люди верили в довоенные лозунги и обещания властей в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле. Однако по мере расширения оккупированной врагом территории настроения и ожидания менялись. Люди остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самой страны. Массовый террор немецких войск, беспощадное отношение к мирному населению нагляднее любой агитации говорили людям о том, что речь может идти лишь о том, чтобы остановить агрессора или погибнуть.
Сумели почувствовать эти настроения и власти. Сталин, выступая 3 июля 1941 г. по радио, говорил о многом. Но на десятилетия в памяти миллионов советских людей остались слова его обращения: "Братья и сестры!" Они не только подчеркивали единство власти и народа, но и еще отчетливее помогли осознать каждому человеку смертельную опасность, нависшую над страной. Люди перестали осознавать себя лишь "винтиками" государственной системы, демонстрируя чудеса героизма, стойкости и выносливости в деле защиты своей Родины.
Начальный период войны вновь показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать ясе свои силы и проявить лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.
Социально-экономические предпосылки коренного перелома.Угроза захвата немцами развитых промышленных районов страны диктовала необходимость вывезти наиболее ценное оборудование. Началась грандиозная по своему размаху эвакуация на восток заводов и фабрик, имущества колхозов и МТС, скота. Предстояло в короткий срок, под налетами вражеской авиации, эвакуировать тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики еще не знала мировая история.
Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые пять месяцев войны из прифронтовых в восточные районы страны удалось направить более 1500 крупных промышленных предприятий (примерно столько, сколько было создано в годы первой пятилетки) и свыше 10 млн. человек.
Не менее важной задачей было налаживание работы этих предприятий на новом месте. Порой станки и оборудование монтировались под открытым небом, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов.
Самоотверженные усилия советских людей вскоре дали свой результат. Если выпуск валовой промышленной продукции к ноябрю 1941 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с довоенным, то уже в декабре падение производства прекратилось, а с марта 1942 г. начался его стремительный рост.
К середине 1942 г. завершился перевод экономики на военный лад, выпуск военной продукции по своему объему превзошел германский уровень. К этому времени удалось стабилизировать (хотя и на крайне низком уровне) снабжение продовольствием не только армии, но и городского населения страны (и это несмотря на то, что под оккупацией находились территории, дававшие до войны почти 40% зерна и 84% сахара). Все это создавало экономические предпосылки для разгрома врага.
Образование и наука в годы войны. Военное лихолетье не миновало систему образования. Десятки тысяч школьных зданий оказались разрушены, а в уцелевших часто размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Учебники заменял устный рассказ учителя. Преподавание велось даже в осажденных Севастополе, Одессе, Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же районах страны обучение детей полностью прекратилось.
Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно-исследовательские институты и учреждения Академии наук. Здесь они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более двух тысяч работников Академии наук СССР сражались в составе действующей армии.
Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию науки. Были созданы новые институты и научные центры: Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук РСФСР, Академия артиллерийских наук и Академия медицинских наук. Во время войны открылись республиканские академии наук в Узбекистане, Азербайджане, Армении.
Теоретические разработки в области аэродинамики, проведенные С. А. Чаплыгиным, М. В. Келдышем, С. А. Христиановичем, привели к созданию новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе изобрел первые советские радиолокаторы. В 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.
Деятели культуры - фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб известный детский писатель А. П. Гайдар. Во время возвращения из осажденного Севастополя был убит один из авторов сатирических романов "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" Е. Петров.
Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием как на фронте, так и в тылу. Мужество героев-блокадников Ленинграда было воспето в "Ленинградской поэме" О. Ф. Берггольц и в "Пулковском меридиане" В. М. Инбер. Подвиг защитников Сталинграда увековечили "Дни и ночи" К. М. Симонова и "Направление главного удара" В. С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы было прославлено в повести А. А. Века "Волоколамское шоссе". Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А. Т. Твардовского.
Для выезда на линию фронта создавались выездные артистические бригады. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся актеры М. И. Жаров, И. В. Ильинский, А. К. Тарасова, А. А. Яблочкина, М. И. Царев, Н. К. Черкасов и др.
Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом ("Два бойца" Л. Д. Лукова, "Секретарь райкома" И. А. Пырьева, "Парень из нашего города" А. Б. Столпера, "Нашествие" А. М. Роома и др.).
Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее популярными были певцы К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов.
Лирическая песня стала в годы войны самым популярным музыкальным жанром. "Вечер на рейде" В. П. Соловьева-Седого, "Темную ночь" Н. В. Богословского, "В лесу прифронтовом" М. И. Блантера пела вся страна. Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Д. Шостаковичем была написана Седьмая (Ленинградская) симфония. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества.
Церковь в годы войны. К началу войны церковь находилась в тяжелом положении. На свободе оставались лишь 7 епископов Русской Православной Церкви во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием. 22 июня 1941 г., сразу после объявления о начале войны, он выступил с призывом к верующим встать на защиту Родины. С аналогичным призывом выступили духовные лидеры советских мусульман, иудеев, буддистов.
Церковь не только заняла активную гражданскую позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии. По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени святого Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты гитлеровцами.
Такая позиция церкви привела к некоторому ослаблению давления на нее со стороны государства. В сентябре 1943 г. состоялась встреча руководителей Русской Православной Церкви со Сталиным, который пошел навстречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха (им стал Сергий), образовать Священный Синод, открыть несколько духовных семинарий, освободил из заключения часть священников.
Однако контроль властей над церковью по-прежнему оставался весьма жестким.