Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3. Сложный контрапункт в трехголосии



Особенности вертикальных соотношений: любое созвучие рассматривается как сумма интервалов; трехголосие рассматривается как сумма двухголосий; интервалы применяются более свободно, чем в двухголосии. В вертикально-подвижном контрапункте сумма показателей перемещения средних пар должна быть равна показателю крайней пары. Возможности перемещения мелодий в тройном контрапункте.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой полифоническое трехголосие? четырехголосие? n-голосие?

2. Как определяется Iv тройного контрапункта?

 

Раздел пятый

Имитационная полифония

Тема 1. Имитация и ее виды

Разъяснение термина «имитация» в его широком и узкоспециальном значении. Названия голосов в имитации:

 

начальный имитирующий
рroposta risposta
dux comes
вождь спутник

 

Параметры имитации: направление, интервал, сдвиг по времени. Возможные варианты пропосты в момент вступления риспосты: пауза, длинная нота, продолжение развития мелодии (противосложение).

Основные виды имитации: простая и каноническая (канон); методика их написания. Двойной канон и его значение в полифонической и гомофонно-гармонической музыке.

Разновидности имитации: в прямом движении (реальная); в увеличении; в уменьшении; в обращении (инверсия); в противодвижении (ракоход); тональная; свободная; ритмическая; стреттная. Возможность совмещения различных разновидностей имитации.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как переводится термин «имитация»? Объясните его значение в музыке.

2. Какие показатели следует определять в любой имитации?

3. Что такое «противосложение»?

4. Чем простая имитация отличается от канонической?

5. Перечислите разновидности имитации. Какие из них нельзя совместить?

 

Тема 2. Сложный контрапункт в имитационной полифонии

Бесконечный канон; его выразительные возможности. Первый и второй разряды (роды) бесконечного канона. Образование сложного вертикально-подвижного контрапункта в бесконечном каноне первого рода; вдвойне подвижного – в бесконечном каноне второго рода. Формула определения Iv бесконечного канона: Iv = – 2m. Техника сочинения.

Каноническая секвенция, ее роль в развитии произведения. Совмещение принципов бесконечного канона и простой секвенции. Параметры канонической секвенции:

направление и шаг секвенции;

число звеньев;

направление и интервал имитации;

разряд секвенции;

Index verticalis.

Формулы определения Iv канонической секвенции:

Iv = – (m+n);

Iv = – (2m+– z).

Методика сочинения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое бесконечный канон и каноническая секвенция? Какую роль они играют в развитии музыкального произведения?

2. Какой вид сложного контрапункта образуется в бесконечном каноне и канонической секвенции первого рода? второго рода?

3. Как можно определить Iv бесконечного канона? канонической секвенции?

 

Раздел шестой

Полифония свободного письма

Тема 1. Тема свободного письма

Различие мелодии и темы, их соотношение в свободном стиле. Средняя протяженность темы. Индивидуальность – главное качество полифонической темы. Широкий спектр выразительных возможностей тематизма в полифонии свободного письма.

Средства индивидуализации темы.

1. Звуковысотные. Ладовая основа – мажор или минор в натуральном, гармоническом, мелодическом виде с возможностью использования внутритональной хроматики, отклонений, модуляции. Многообразие скачков, в том числе – на увеличенные и уменьшенные интервалы. Образование мнимого (скрытого) двухголосия. Возможности секвенцирования.

2. Временные. Разнообразие темпов, метров, ритмических фигур. Акценты и паузы в теме. Роль синкопы и пунктирного ритма.

3. Жанровое разнообразие тематизма.

Классификация тем: контрастные и однородные, однотональные и модулирующие. Начало и окончание темы.

 

Вопросы для самопроверки

1. В каком полифоническом стиле применяется термин «тема»? Что он обозначает?

2. Как соотносятся тема и мелодия в полифонии свободного письма? строгого письма?

3. Какие звуковысотные и метроритмические средства служат для индивидуализации полифонической темы?

4. Какие новые черты содержит тема свободного письма по сравнению с мелодией строгого стиля?

 

Тема 2. Фуга

Фуга как наиболее совершенная крупная полифоническая форма. Ее выразительные возможности. Количество голосов в фуге. Фуги на одну, две, три темы (простая, двойная, тройная). Роль тематического и тонального факторов в определении строения фуги. Возможные варианты общей структуры фуги: проявление в ней признаков двухчастной, рондообразной, сонатной форм. Трехчастная форма как основная в строении фуги. Части простой трехчастной фуги: экспозиция, средняя часть, реприза; их общая характеристика.

Строение экспозиции. Количество и уровень проведения темы. Порядок и логика вступления голосов в трех-, четырех-, пятиголосной фуге. Дополнительные проведения темы. Контрэкспозиция.

Ответ реальный и тональный. Качества темы, требующие тонального ответа. Изменения звуковысотного состава темы в тональном ответе.

Противосложениеудержанное и неудержанное. Возможность образования сложного вертикально-подвижного контрапункта при удержанном противосложении. Частично удержанное противосложение.

Кодетта, ее сущность и значение в развитии фуги.

Интермедия.Расположение интермедий и их роль в общем строении фуги. Интонационная основа интермедий. Возможные варианты строения интермедий: простой контрапункт, простая секвенция, простая имитация, каноническая секвенция, сложный контрапункт.

Средняя часть фуги.Разнообразие и относительная свобода строения средней части фуги. Определение ее начала. Тональности проведения темы. Применение разновидностей имитации: в обращении, стретта. Роль интермедии в общем развитии. Способы сгущения и разрежения фактуры. Движение к кульминации.

Реприза фуги.Определение начала репризы с проведения темы в основной (реже доминантовой) тональности в одном из крайних регистров. Частое совпадение начала репризы с кульминацией фуги. Тональности проведения темы. Использование вариантов темы в увеличении, стреттных имитаций. Относительная свобода строения репризы. Завершающая, подытоживающая роль репризы. Кода фуги.

Фуги на несколько тем: двойные, тройные. Дополнительные выразительные возможности. Два типа строения двойной и тройной фуги: с совместной и с раздельными экспозициями тем. Сложный контрапункт в фуге на несколько тем.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какими выразительными возможностями обладает простая фуга? фуга на несколько тем?

2. Назовите факторы, на которые следует опираться при определении формы простой фуги.

3. Назовите части простой трехчастной фуги.

4. Назовите минимальное число проведений темы в экспозиции простой трехголосной фуги.

5. Что такое контрэкспозиция?

6. Каковы порядок и логика вступления голосов в экспозиции простой фуги? в репризе простой фуги?

7. Назовите типы ответа в фуге.

8. Для какой темы требуется тональный ответ?

9. Какие звуки и обороты темы и каким образом изменяются в тональном ответе?

10. Назовите виды противосложения.

11. При каких условиях между темой и противосложением возникает сложный контрапункт?

12. Когда возникает необходимость кодетты?

13. Где в фуге обычно располагаются интермедии?

14. Перечислите варианты строения интермедий.

15. Как строятся средняя и заключительная части фуги?

16. Какие варианты строения имеет фуга на несколько тем?

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.