Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к уровню освоения курса



ПОЛИФОНИЯ

 

Программа дисциплины цикла СД по направлению

Подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»

Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.

 

Пояснительная записка

I. Введение

Курс полифонии – один из существенных этапов в профессиональном музыкальном образовании. Он опирается на комплекс знаний и умений, полученных в процессе освоения других дисциплин историко-теоретического цикла: истории музыки, истории и теории музыкального жанра, элементарной теории музыки. Изучение полифонии необходимо как для музыкантов- исполнителей, так и для музыковедов, готовящих себя к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Специфика курса – в его синтетическом характере. Он открывает для студентов один из важнейших исторических пластов музыкальной культуры; вместе с тем знакомит с основными принципами полифонической организации музыкальной ткани в искусстве прошлого и настоящего, закрепляя знания в практике исполнительства и сочинения. Соответственно, занятия имеют смешанный, синтетический характер: теоретические сведения подкрепляются анализом музыкальных примеров, а также выполнением письменных заданий.

Цель курса – формирование у студентов верного представления о специфике полифонического многоголосия во всех его основных видах как об одном из важнейших способов организации музыкальной ткани.

Задачи курса– очертить круг выразительных возможностей, свойственных полифонической фактуре; изучить главные этапы исторического развития полифонии; ознакомиться с исторически сложившимися видами полифонического склада; освоить в теории и на практике основные приемы полифонического письма; овладеть методами анализа полифонических произведений крупной формы; сформировать навыки сочинения произведений полифонической фактуры.

Требования к уровню освоения курса

Основная форма обучения – лабораторные занятия.

В результате изучения курса полифонии студенты должны:

знатьотличительные особенности полифонической фактуры и основных ее видов; основные специфические приемы полифонического письма; понимать значение полифонии на разных исторических этапах развития музыкального искусства;

уметь грамотно анализировать произведения полифонической фактуры; находить полифонические приемы в гомофонно-гармонической музыке и определять их художественно-выразительное значение; сочинять самостоятельно как отдельные полифонические фрагменты, так и целые произведения с использованием изученных технических приемов.

Самостоятельная работа студентовпредполагает выполнение устных и письменных работ разной степени сложности и объема как в аудитории, так и в процессе самостоятельной подготовки к занятиям. Важнейшие принципы организации этой работы – тесная связь заданий с лекционным материалом, постепенное их развитие от простого к сложному, неукоснительный контроль и тщательный анализ со стороны преподавателя. Заключительной работой студентов является сочинение небольшой фуги с применением изученных приемов полифонического письма.

Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: еженедельный опрос по материалу текущих занятий; проверка письменных и устных заданий (выполнение письменных заданий рекомендуется по всем разделам курса, начиная с третьего); зачет по окончании первого семестра изучения дисциплины; итоговый экзамен.

Семестр Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч Форма отчетности, ч
IV Зачет
V Экзамен
Всего, ч  

 

II. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Практические занятия, ч Самостоятельная работа, ч Всего, ч
Раздел первый. Введение
Раздел второй. Исторические этапы развития полифонии
Раздел третий. Мелодия строгого письма
Раздел четвертый. Контрастная полифония строгого письма
Тема первая. Простой контрапункт в полифоническом двухголосии
Тема вторая. Сложный контрапункт в двухголосии
Тема третья. Сложный контрапункт в трехголосии
Раздел пятый. Имитационная полифония
Тема первая. Имитация и ее виды
Тема вторая. Сложный контрапункт в имитационной полифонии
Раздел шестой. Полифония свободного письма
Тема первая. Тема свободного письма
Тема вторая. Фуга
Тема третья. Другие полифонические формы
Раздел седьмой. Подголосочная полифония
Всего, ч

 

Программа курса

 

Раздел первый

Введение

Задачи курса полифонии. Основные виды музыкального изложения: монодия, гармонический (аккордовый, гомофонно-гармонический) склад, полифония; их основные характеристики, историческое значение, художественно-выразительные предпосылки, возможности сочетания в одном произведении.

Разъяснение термина «полифония» в широком и узкоспециальном значении. Определение полифонии как музыкального склада, который основывается на сочетании и развитии двух или более относительно самостоятельных мелодических линий. Главные свойства полифонической фактуры: функциональная однородность и мелодические свойства составляющих ее голосов.

Виды полифонии: подголосочная, имитационная, разнотемная (частный случай – контрастная); их общая характеристика.

Полифония свободного и строгого письма (стиля): происхождение терминов; их разъяснение.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные виды музыкального изложения.

2. Что такое полифония?

3. Чем отличается полифоническая фактура от монодии? аккордового письма? гомофонно-гармонического склада?

4. Назовите виды полифонии. Дайте определение каждого из них.

5. Какие виды можно отнести к области однотемной полифонии? разнотемной? Почему?

6. Какова основная область применения подголосочной полифонии?

7. В чем принципиальное различие полифонии строгого и свободного письма?

 

Раздел второй




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.