Подготовки бакалавров 031700.62 «Изящные искусства»
Составитель кандидат искусствоведения доцент Борисова Л.Н.
Пояснительная записка
I. Введение
Курс полифонии – один из существенных этапов в профессиональном музыкальном образовании. Он опирается на комплекс знаний и умений, полученных в процессе освоения других дисциплин историко-теоретического цикла: истории музыки, истории и теории музыкального жанра, элементарной теории музыки. Изучение полифонии необходимо как для музыкантов- исполнителей, так и для музыковедов, готовящих себя к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
Специфика курса – в его синтетическом характере. Он открывает для студентов один из важнейших исторических пластов музыкальной культуры; вместе с тем знакомит с основными принципами полифонической организации музыкальной ткани в искусстве прошлого и настоящего, закрепляя знания в практике исполнительства и сочинения. Соответственно, занятия имеют смешанный, синтетический характер: теоретические сведения подкрепляются анализом музыкальных примеров, а также выполнением письменных заданий.
Цель курса – формирование у студентов верного представления о специфике полифонического многоголосия во всех его основных видах как об одном из важнейших способов организации музыкальной ткани.
Задачи курса– очертить круг выразительных возможностей, свойственных полифонической фактуре; изучить главные этапы исторического развития полифонии; ознакомиться с исторически сложившимися видами полифонического склада; освоить в теории и на практике основные приемы полифонического письма; овладеть методами анализа полифонических произведений крупной формы; сформировать навыки сочинения произведений полифонической фактуры.
Требования к уровню освоения курса
Основная форма обучения – лабораторные занятия.
В результате изучения курса полифонии студенты должны:
знатьотличительные особенности полифонической фактуры и основных ее видов; основные специфические приемы полифонического письма; понимать значение полифонии на разных исторических этапах развития музыкального искусства;
уметь грамотно анализировать произведения полифонической фактуры; находить полифонические приемы в гомофонно-гармонической музыке и определять их художественно-выразительное значение; сочинять самостоятельно как отдельные полифонические фрагменты, так и целые произведения с использованием изученных технических приемов.
Самостоятельная работа студентовпредполагает выполнение устных и письменных работ разной степени сложности и объема как в аудитории, так и в процессе самостоятельной подготовки к занятиям. Важнейшие принципы организации этой работы – тесная связь заданий с лекционным материалом, постепенное их развитие от простого к сложному, неукоснительный контроль и тщательный анализ со стороны преподавателя. Заключительной работой студентов является сочинение небольшой фуги с применением изученных приемов полифонического письма.
Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах: еженедельный опрос по материалу текущих занятий; проверка письменных и устных заданий (выполнение письменных заданий рекомендуется по всем разделам курса, начиная с третьего); зачет по окончании первого семестра изучения дисциплины; итоговый экзамен.
Семестр
Практические занятия, ч
Самостоятельная работа, ч
Всего,
ч
Форма отчетности, ч
IV
Зачет
V
Экзамен
Всего, ч
II. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Практические занятия, ч
Самостоятельная работа, ч
Всего,
ч
Раздел первый. Введение
Раздел второй. Исторические этапы развития полифонии
Раздел третий. Мелодия строгого письма
Раздел четвертый. Контрастная полифония строгого письма
Тема первая. Простой контрапункт в полифоническом двухголосии
Тема вторая. Сложный контрапункт в двухголосии
Тема третья. Сложный контрапункт в трехголосии
Раздел пятый. Имитационная полифония
Тема первая. Имитация и ее виды
Тема вторая. Сложный контрапункт в имитационной полифонии
Раздел шестой. Полифония свободного письма
Тема первая. Тема свободного письма
Тема вторая. Фуга
Тема третья. Другие полифонические формы
Раздел седьмой. Подголосочная полифония
Всего, ч
Программа курса
Раздел первый
Введение
Задачи курса полифонии. Основные виды музыкального изложения: монодия, гармонический (аккордовый, гомофонно-гармонический) склад, полифония; их основные характеристики, историческое значение, художественно-выразительные предпосылки, возможности сочетания в одном произведении.
Разъяснение термина «полифония» в широком и узкоспециальном значении. Определение полифонии как музыкального склада, который основывается на сочетании и развитии двух или более относительно самостоятельных мелодических линий. Главные свойства полифонической фактуры: функциональная однородность и мелодические свойства составляющих ее голосов.
Виды полифонии: подголосочная, имитационная, разнотемная (частный случай – контрастная); их общая характеристика.
Полифония свободного и строгого письма (стиля): происхождение терминов; их разъяснение.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные виды музыкального изложения.
2. Что такое полифония?
3. Чем отличается полифоническая фактура от монодии? аккордового письма? гомофонно-гармонического склада?
4. Назовите виды полифонии. Дайте определение каждого из них.
5. Какие виды можно отнести к области однотемной полифонии? разнотемной? Почему?
6. Какова основная область применения подголосочной полифонии?
7. В чем принципиальное различие полифонии строгого и свободного письма?