На ЛА элементы системы авиационного оборудования функционально включены в его систему управления, управления режимами работы двигателей, регулирования входных устройств и многие другие. Приборное оборудование служит для непосредственной регистрации параметров полета ЛА и параметров режимов работы его различных систем. Выполняя в процессе работы в полете специфические функциональные задачи устройства цифрового борта регулируют значения параметров основных комплексов и систем. Следовательно, при использовании специальных методов исследования устройства авиационного оборудования можно получить объективную информацию о состоянии различных систем ЛА в момент столкновения их с препятствием. В общем случае для диагностики при исследовании деталей аварийной авиационной техники рассматривают два возможных состояния любого технического устройства: работоспособное и неработоспособное. В процессе исследования необходимо определить работоспособность системы в интересующий момент времени и отыскать неисправность в системе.
Обычно при исследовании деталей аварийной авиационной техники разграничения между контролем работоспособности и поиском неисправности не делают, что позволяет более рационально использовать информацию. Заданная последовательность измерительных и логических операций по определению степени работоспособности и обнаружению неисправностей в контролируемом объекте определяется следующими данными:
· состоянием системы в период контроля (т. е. осуществляется контроль работающей или неработающей системы);
· техническими средствами (методики, измерительная и испытательная аппаратура и т. д.), которые используются для выполнения контроля;
· условиями выполнения контроля, т. е. методом, где контроль выполняется, и временем, которое на него отводится.
В большинстве случаев исследуемые агрегаты после ЛП неработоспособны, функциональные связи между отдельными элементами нарушены и не могут быть восстановлены без внесения дополнительных погрешностей. Тогда единственно возможным остается метод определения технического состояния объекта контроля по состоянию его элементов. При этом выполняется комплекс операций по определению электрических (сопротивлений, индуктивностей и емкостей) и механических (угловых и линейных) параметров устройства авиационного оборудования. При исследовании авиационного оборудования производится анализ внешнего состояния и оценка относительной важности различных признаков и повреждений на деталях и, наконец, дифференциальный анализ совокупности установленных признаков в отношении возможных неисправностей.
Определение работоспособности и режимов работы системы по состоянию элементов возможно, так как любое техническое устройство может принимать в процессе работы конечное множество состояний, причем каждое различимое его состояние определяется некоторой совокупностью выходных сигналов. Последние, в свою очередь, являются функцией множества состояний объекта контроля, изменяющихся в зависимости от режима работы объекта контроля. Следовательно, неисправность любого из элементов, составляющих объект контроля, найдет свое присущее только ей, отражение в ряде последующих комбинаций выходных сигналов. Практически очень малая вероятность возникновения нескольких отказов в один и тот же момент времени дает основание полагать, что каждая совокупность выходных параметров, характеризующая неработоспособное состояние объекта контроля, соответствует неисправности какого-либо элемента, блока или группы элементов, характерных для рассматриваемого сочетания выходных параметров. Для определения работоспособности по состоянию элементов необходимо провести выбор определяющих параметров для каждой конкретной системы, чтобы по величине и сочетанию их величин можно было, однозначно и исчерпывающе судить о работоспособности систем в целом или групп ее элементов. Методика выбора определяющих параметров включает в себя результаты анализа функциональных, аналитических и логических связей объекта контроля с учетом особенностей конструктивного исполнения и применения методов трассологических исследований.
Исследуются приборное оборудование (показания приборов в момент удара) и средства сигнализации (наличие команд в момент удара) с целью получения информации о параметрах полета ЛА и режимов работы всех его систем и агрегатов в определенный момент времени. Определение показаний приборов и средств сигнализации ЛА представляет собой процесс «прочтения» информации для определенного момента времени, когда на сопряженных деталях конструкции различных устройств остаются следы взаимного касания деталей вследствие воздействия инерционных нагрузок в момент удара. В результате разрушения в момент удара могут оставаться также необратимые признаки протекающих процессов, характеризующие состояние различных электрических устройств (электрические провода, сигнальные лампы).
Гироскопические приборы при расследовании летных происшествий и предпосылок к ним позволяют получить информацию о пространственном положении самолета. Обычно применяется метод восстановления показаний по фиксированному взаимоположению деталей гироскопических устройств. Принцип работы гироскопических устройств позволяет с высокой точностью предположить, что в. момент воздействия перегрузок ось гироскопа не успевает изменить своего пространственного положения.
Для анероидно-мембранных и магнитоэлектрических приборов используются методы специальной фотографии повреждений на шкалах. Светооптический метод состоит в измерении углов освещения шкал направленным светом. В большинстве исследований применяются трассологические методы — проложение трасс повреждений на шкале и стрелке. Методы определения положения указательных частей стрелок основаны на облучении шкал ультрафиолетовым светом (определение наличия осыпавшейся светомассы). Методы определения положения балансировочных частей стрелок основаны на результатах химического или спектрального анализа шкал приборов и установления наличия свинца (от грузика) по шкалам приборов. В отдельных случаях возможно применение метода восстановления показаний приборов по углам закрутки противодействующих пружин, деформациям на деталях редукторов и кинематических передач или подвижных рамок. Все эти способы основаны на предварительном экспериментальном установлении линейных и угловых зависимостей взаимного положения деталей подвижных частей, приборов от их фактических показаний.