Для обеспечения безопасности полетов ЛА необходимо не только быстро выявить и устранить отказ. Важней суметь предупредить появление отказов, т. е. суметь прогнозировать отказы. Под прогнозированием отказов понимают научно обоснованное предсказание моментов возникновения отказов на основе проведенных испытаний, измерений или наблюдений. Развивающиеся методы технической диагностики раннего обнаружения отказов являются одним из важнейших направлений повышения безотказности летательных аппаратов и безопасности полетов. Эти методы позволяют решить ряд проблем, которые в настоящее время с трудом поддаются правильному разрешению. Так, при доводке летательных аппаратов в процессе испытаний их характеристики достигают необходимых значений сравнительно быстро, в то время как установить с требуемой определенностью срок службы и безотказность ЛА, всех его систем и агрегатов представляет сложную и трудно разрешимую задачу. Оптимальное решение проблемы профилактических работ на ЛА встречает всегда определенные трудности, поскольку преждевременное назначение профилактических работ приводит к нерациональному для этих работ простою, а необоснованное увеличение времени между профилактическими мероприятиями — к увеличению числа отказов за счет несвоевременного устранения неисправностей. Кроме того, выполнение монтажных и демонтажных работ на летательном аппарате может вызвать появление неисправностей, вводимых обслуживающим персоналом. Проблемы обеспечения безотказности с успехом могут быть решены методами технической диагностики раннего обнаружения неисправности. Дальнейшее усовершенствование этих методов позволит автоматически накапливать и обрабатывать информацию прогнозирующих параметров и автоматически сигнализировать о появляющихся неисправностях в процессе эксплуатации.
Одним из средств ускорения работ по прогнозированию является автоматизация подготовительных, контрольных, вычислительных и других работ прогнозирования. Методы инструментального прогнозирования можно разделить на методы дискретного контроля (контролирующие устройства вводятся в действие в период между полетами) и методы непрерывного контроля (специальная аппаратура непрерывно контролирует параметры устройства, выдавая сигнал предупреждения о приближении неисправностей). Аппаратура дискретного контроля, как правило, выполняется в виде специальных пультов, блоков, проверочных установок и т. п. Такая аппаратура, применяемая в летательных аппаратах, выпускается в миниатюрном конструктивном исполнении с использованием полупроводников, пленочных конструкций, диодов и т. п. Аппаратура непрерывного контроля является встроенной, и ее элементы рассредоточены по узлам, блокам и деталям контролируемого-устройства. Для современного уровня развития средств инструментального прогнозирования характерно стремление получать исходную информацию от различных систем и устройств ЛА (топливной и гидравлической систем, устройств оборудования и др.) в унифицированном виде с тем, чтобы перерабатывать эту информацию для прогнозирования в едином бортовом вычислительном устройстве.
Инструментальное прогнозирование неисправностей выполняется также проведением специальных проверочных режимов, отличных от рабочих режимов проверяемых устройств. Цель создания таких режимов состоит в имитации наработки. В последнее время ведутся разработки методов граничного контроля не только для прогнозирования неисправностей при эксплуатации, но и для выбора оптимальных режимов, значений параметров на характеристиках систем при проектировании устройств и систем авиационной техники. Очевидно, что эффективное инструментальное прогнозирование неисправностей любыми методами позволяет эксплуатировать летательные аппараты в соответствии с их реальным техническим состоянием и отказаться от статистического прогнозирования, имеющего ряд недостатков. Поэтому разработка новых методов инструментального прогнозирования и отыскание параметров, позволяющих прогнозировать неисправности, также является задачей обеспечения безотказности летательных аппаратов.