Тенденция развития современной авиационной техники. Задача перехода к цифровому борту. Требования нормальной летной годности приборному оборудованию.
Высокий уровень безопасности полетов достигается созданием совершенных летательных аппаратов, проведением необходимых работ, исследований и испытаний по оценке и обеспечению безопасности полетов, поддержанием необходимого уровня безотказности цифрового борта в процессе эксплуатации, высокой выучкой и натренированностью летного состава, а также выполнением комплекса профилактических мероприятий по предупреждению летных происшествий и предпосылок к ним. Безопасность полета летательного аппарата должна быть обеспечена во всех эксплуатационных условиях и при любых возможных неблагоприятных сочетаниях внешних факторов, включая отказы наземных систем, средств обеспечения и управления полетом, а также при отказе цифрового борта на летательном аппарате. Важнейшим направлением в обеспечении безопасности полетов является создание совершенных летательных аппаратов. Они должны иметь хорошие летно-технические характеристики, обеспечивающие безотказную работу систем и агрегатов, снижающие нагрузки на экипаж и частично исключающие появление ошибок при пилотировании и эксплуатации авиационной техники летным и инженерно-техническим составом.
Преимущества цифрового борта, большая надежность, лучшие массовые характеристики. Недостатки цифрового борта, скрытые отказы.
Одним из основных и главных условий обеспечения безопасности полетов является высокая надежность авиационной техники. При прочих равных условиях, чем выше надежность самолета, тем безопаснее полет на нем. Обеспечение надежности авиационной техники является комплексной проблемой.
Повышение качества, надежности и ресурса самолета — задача нелегкая, решение ее требует коллективных усилий конструкторов, исследователей, испытателей, производственников и эксплуатационников.
Чтобы избежать огромной затраты государственных средств на ремонт авиационной техники и на доводку ее надежности в эксплуатации, больших потерь из-за простоя самолетов, большинство ОКБ и серийных заводов стремятся обеспечить высокую надежность первых серийных экземпляров машин.
Надежность авиационной техники во многом зависит от достаточности проработки конструкции, объема и глубины исследований и испытаний на этапе проектирования и создания опытного образца. Конструктивное совершенство авиационной техники во многом определяет ее качество. В процессе проектирования закладываются основы надежности любой машины, прочностные и усталостные характеристики, ее долговечность, ремонтопригодность, а также решаются задачи обеспечения функциональной эффективности изделия, вопросы технологических и эксплуатационных показателей. Конструктивное оформление изделий авиационной техники, их летно-технические характеристики во многом определяют безопасность полетов, эффективность использования, удобство эксплуатации, стоимость производства и эксплуатации. В связи с этим на этапе проектирования решаются вопросы производственной, эксплуатационной и ремонтной технологичности, закладываются основы эксплуатации и обслуживания.
Угрозы БП при приеме, передаче и обработке информации.
На всех этапах создания и эксплуатации летательных аппаратов следует оценивать достигнутый уровень безопасности полетов.
Анализ достигнутой безопасности полетов на основании статистических данных начинается с изучения и группировки отказов авиационной техники и ошибок личного состава, приведших к летным происшествиям и предпосылкам к ним за рассматриваемый период эксплуатации. Эта часть работы является наиболее ответственной. В ней отрабатываются исходные данные для последующих расчетов по оценке безопасности полетов в соответствии с конкретной целью исследования. От полноты заложенных исходных данных зависит достоверность получаемых результатов. Оценка безопасности полетов может проводиться и по авиации в целом и по конкретным типам летательных аппаратов. В зависимости от этого производится обработка необходимой информации по летным происшествиям и предпосылкам к ним. Исходным материалом для анализа служит информация, которую содержат документы: акты расследования причин летных происшествий; отчеты по результатам исследования аварийных и отказавших объектов авиационной техники:
· карточки предпосылок к летным происшествиям; материалы записи параметров бортовой регистрирующей аппаратурой МСРП-12, МСРП-64, САРПП-12, КЗ-63 и т. д.;
· отчеты по исследованиям особенностей эксплуатации и пилотирования летательных аппаратов;
· прочие документы о причинах возникновения отказов авиационной техники и ошибок личного состава, приводящих к летным происшествиям, и о мероприятиях по их предупреждению;
· учетная документация о налете и наработке летательных аппаратов и всего парка в целом за рассматриваемый период.
Первичной обработке информации должен предшествовать обязательный контрольный ее просмотр и оперативный инженерный анализ (особенно карточек по предпосылкам к летным происшествиям). Такой контроль проводится в дополнение к проверке, выполняемой непосредственно после заполнения карточек в эксплуатирующих организациях. Он обеспечивает достоверность информации, заносимой в карточки. В тех случаях, когда в результате проверки в карточке будут обнаружены явно противоречивые факты или неправильные данные, карточку .из дальнейшего рассмотрения исключают и не обрабатывают до ее уточнения.
Вся информация разбивается сначала на общие группы, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие группы, обеспечивающие получение необходимой детализации в зависимости от целей анализа, этапов полета, особенностей летательных аппаратов и условий их эксплуатации. При анализе для оценки безопасности полетов конкретных типов авиационной техники целесообразно группировку проводить с выделением основных групп причин, из-за которых возникают аварийные ситуации в полете. Как показывает опыт эксплуатации, к таким основным группам причин относятся: падение тяги (оборотов) двигателя; нарушение устойчивости и управляемости летательного аппарата; разрушение силовых элементов конструкции планера летательного аппарата; нарушение условий жизнедеятельности экипажа; нарушение порядка выработки топлива; разрушение или нарушение работоспособности взлетно-посадочных устройств; нарушение противопожарной безопасности; нарушение в работе общего контура давления гидросистем; отказы в работе источников электроснабжения; усложнения навигационно-пилотажных условий из-за отказов радиоэлектронного, приборного и навигационно-пилотажного оборудования; разрушение летательного аппарата; нарушения в работе систем летательного аппарата, вызванные столкновениями с препятствиями в воздухе и ошибками личного состава, летные происшествия по неустановленной причине.
В зависимости от типа летательного аппарата и целей анализа некоторые группы могут быть исключены или дополнены другими. Для более детальной оценки безопасности полета летательного аппарата группировка отказов производится по каждой основной причине раздельно по планеру и его системам, электрооборудованию, приборному оборудованию и радиоэлектронному оборудованию и ошибкам личного состава. Целесообразно отказы систематизировать по группам: отражающим причину их появления (конструктивно-производственные недостатки, недостатки и нарушения в работе личного состава, недостатки и нарушения при ремонте авиационной техники). При необходимости последующее дробление информации по отказам целесообразно провести по сериям (модификациям) летательных аппаратов, системам, агрегатам (узлам) и деталям.
Предпосылки к летным происшествиям необходимо также разбить по последствиям, к которым они привели. Такими последствиями могут быть вынужденная посадка, прерванный взлет, отклонение от заданного режима или профиля полета, полет на высоте выше или ниже заданного эшелона, набор высоты, снижение и заход на посадку не по установленной схеме, полет на высоте ниже безопасной, столкновение или угроза столкновения ЛА с препятствиями, превышение установленных для данного летательного аппарата летных ограничений, потеря пространственной ориентировки, посадка с убранными или не полностью выпущенными шасси, отказы пилотажно-навигационного оборудования, пожары и взрывы на ЛА.
Для оценки влияния различных факторов на безопасность полетов в каждой основной группе причин группируются отказы по исследуемым факторам, например, в зависимости от времени суток (день, ночь), года (весна, лето, зима, осень), метеорологических условий (сложные, простые), климатических зон эксплуатации, этапов полета (взлет, горизонтальный полет, планирование, посадка и т. д.) и других факторов.