ОАО «8 Марта» производит разнообразный ассортимент трикотажных и чулочно-носочных изделий. Выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия Республики Беларусь и Российской Федерации.
На предприятии разработана и внедрена система менеджмента качества. Получен сертификат соответствия № ВУ / 112 05.0.0.0278, удостоверяющий, что система менеджмента качества проектирования, разработки и производства трикотажных и чулочно-носочных изделий соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001 [12].
Внедрение и сертификация системы менеджмента качества является эффективным средством для закрепления уже достигнутых результатов в области качества, повышения доверия покупателя.
Ведется углубленная работа по созданию и внедрению новых технологий, нового ассортимента. Основной акцент ставится на естественные природные свойства и экологическую чистоту, практичность и комфорт, удобство в носке и дизайн, отвечающий модным тенденциям.
На сегодняшний день товарная номенклатура ОАО «8 Марта» состоит из 3 ассортиментных групп: трикотажные изделия; чулочно-носочные изделия; трикотажное полотно.
Таким образом, широта товарного ассортимента равна 3 группам.
В свою очередь, трикотажные изделия подразделяются на следующие подгруппы:
Итого 10 позиций по видовому и половозрастному критерию в группе трикотажных изделий.
По составу пряжи при производстве трикотажных изделий: из хлопчатобумажной пряжи; из хлопчатобумажной и смесовой пряжи (из начесного полотна); из шерстяной и смесовой пряжи; из льняной и смесовой пряжи; из искусственных нитей; из синтетических нитей [15];
Итого 6 позиций по качественному критерию (составу пряжи) в группе трикотажных изделий.
Итого 8 позиций по видовому и половозрастному критерию в группе чулочно-носочных изделий.
По составу пряжи при производстве чулочно-носочных изделий: из шерстяной и смесовой пряжи; из хлопчатобумажной и смесовой пряжи; из льняной и смесовой пряжи; из искусственных нитей; из синтетических нитей; из объемной пряжи [16].
Итого 6 позиций по качественному критерию (составу пряжи) в группе чулочно-носочных изделий.
В таблице 2.4 можно увидеть количество ассортиментных подгрупп продукции ОАО «8 Марта»
Таблица 2.4 - Количество ассортиментных подгрупп продукции ОАО «8 Марта»
Трикотажные изделия
Чулочно-носочные изделия
По виду и половозрастному составу
По качеству
По виду и половозрастному составу
По качеству
Итого 30 подгрупп
Источник: собственная разработка
По показателю гармоничности, т.е. степени близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения общности потребителя, способа применения, подходов по формированию комплекса маркетинга и.т.п., то ассортиментные группы ОАО «8 Марта» гармоничны между собой.
В таблице 2.5 представлены структура основных видов товарной продукции.
Таблица 2.5 - Структура основных видов товарной продукции
Наименования
Объем производства, млн.руб.
Удельный вес, %
Трикотажное полотно
9 816
4,16
Чулочно-носочные изделия
32 571
13,59
Верхняя одежда
71 587
29,88
Нательное белье
99 996
41,7
Прочая одежда
25 562
10,67
Итого
239 532
Источник: собственная разработка
Для маркировки и упаковки трикотажных и чулочно-носочных изделий применяются товарные ярлыки, ленты с изображением товарного знака, упаковочные ярлыки, пакеты для индивидуальной и групповой упаковки. В ОАО «8 Марта» постоянно осуществляется совершенствование маркировочных и упаковочных средств, разрабатываются новые красочные ярлыки. Вся продукция ОАО «8 Марта» маркируется штриховыми идентификационными кодами ЕАН, а также технологическими штриховыми кодами.
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия.Цель анализа - квалификация товаров по их важности для предприятия.
Данные берутся из отчетности предприятия. Первое что мы делаем в проведении АВС – анализе, это перечисляем все анализируемые позиции. Затем все позиции сортируем по убыванию продаж/прибыли.
Определяем долю каждой позиции. Данное действие выражается в делении суммы отдельной позиции на общую сумму продаж.
В таблице 2.6 представлена доля каждой позиции.
Таблица 2.6 – Доля каждой позиции
Наименования
Объем производства, млн.руб.
Доля прибыли в общем объёме, %
Нательное белье
99 996
41,7
Верхняя одежда
71 587
29,88
Чулочно-носочные изделия
32 571
13,59
Прочая одежда
25 562
10,67
Трикотажное полотно
9 816
4,16
Итого
239 532
Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия
Рассчитаем столбец прибыль нарастающая, начиная с верхних строк таблицы.
Таблица 2.7 - Доля каждой позиции
Наименования
Объем производства, млн.руб.
Доля прибыли в общем объёме, %
Прибыль нарастающая, %
Нательное белье
99 996
41,7
47,1
Верхняя одежда
71 587
29,88
71,58
Чулочно-носочные изделия
32 571
13,59
85,17
Прочая одежда
25 562
10,67
95,84
Трикотажное полотно
9 816
4,16
Итого
239 532
-
Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия
Выбираем группы согласно АВС – анализу по каждой позиции на основе столбца прибыль нарастающая:
Все позиции от начала таблицы до границы 80% — категория А.
Все позиции от границы 80% до границы 95% — категория В.
Все позиции от границы 95% до границы 100% — категория C.
В таблице 2.8 представлено присвоение каждой позиции соответствующей группы А, В, С.
Таблица 2.8 – Присвоение каждой позиции соответствующей группы А,В,С.
Наименования
Объем производства, млн.руб.
Доля прибыли в общем объёме, %
Прибыль нарастающая, %
Зона
Нательное белье
99 996
41,7
47,1
АА
Верхняя одежда
71 587
29,88
71,58
АА
Чулочно-носочные изделия
32 571
13,59
85,17
ВВ
Прочая одежда
25 562
10,67
95,84
СС
Трикотажное полотно
9 816
4,16
СС
Итого
239 532
-
-
Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия
Таким образом группа А составила 71,58% выручки , 71,58%; группа В составила 13,59% выручки, 13,59% наименований; группа С составила 14,58% выручки, 12,8% наименований.
Проведем анализ конкурентоспособности товара.
Существует модель, которая определяет значение отдельных мотивовопосредованно, через конкретные характеристики продукта, расчёт ведётся по формуле (2.1)
Qj = , (2.1)
где Qj - оценка потребителями марки j;
Xk - важность характеристики (k=1,...,n) марки j с точки зрения потребителей;
Yjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей.
Данная модель основывается на предпосылке, что каждая характеристика желаема и одновременно чем выше оценка, тем лучше.
Был проведен опрос потребителей. Опрошено было 45 женщин. Анализируемый товар – женская сорочка. Потребителям нужно было в 10 бальной шкале оценить показатели товара(качество, цена, дизайн, цветовая гамма).На основе данных полученных в ходе опроса женскую сорочку покупают лишь 16 потребителя из 45 опрошенных. Следовательно наша выборка составила 16 человек. Мы анализировали предприятия ОАО « 8 Марта», ОАО «Свитанак», ОАО «Купалинка». Результаты опроса можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Оценка ОАО «Свитанак»
По формуле 2.1 рассчитаем оценку конкурентоспособности товара ОАО «Свитанок»
По оценкам потребителей наиболее большую оценку получило предприятие ОАО «Свiтанак». Следовательно потребители предпочитают покупать данный товар именно у этого предприятия.