Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава III. Участие полиции и городского населения в тушении пожара



Как уже говорилось в предыдущей главе, ответственность за противопожарную безопасность в XVIII веке лежала на полиции и на самом городском населении. В этой главе представляется необходимым рассмотреть задачи и обязанности той и другой стороны.

Полиция в XVIII веке занималась многими аспектами городской жизни, как то сыск беглых крестьян, переписи населения, паспортное дело, борьба с преступностью и охрана общественного порядка, соблюдение безопасного движения по городским улицам, наблюдение за судоходством в пределах города, контроль над торговлей, регламентация строительства и т.д. Одним из таких аспектов, игравшим, без сомнения, весьма важную роль, был контроль над противопожарной безопасностью в городе.

Московскую полицию возглавлял обер-полицмейстер. Исполнительным органом обер-полицмейстера была московская Полицмейстерская канцелярия[26]. Всеми полицмейстерскими конторами и Московской полицмейстерской канцелярией руководила Главная полицмейстерская канцелярия во главе с генерал-полицмейстером.

Под руководством обер-полицмейстера находился большой штат подчиненных. В слободах избирались старосты, ведавшие отдельными улицами, и десятские, отвечавшие за каждые 10 домов своей улицы. Ответственным за слободу являлся прикрепленный к ней офицер[27].

Местное население активно привлекалось к участию в полицейском управлении. Известно указание Кабинета министров Главной полицейской канцелярии, в котором говорится, что «до сочинения новой инструкции … во всех улицах и слободах определить караульщиков и старост, … и к каждым 10 дворам десятских из тех же жителей»[28]. О том, что посадское население участвовало в полицейских службах, упоминает и исследователь А.А. Кизеветтер. Он называет такие выборные полицейские службы, как пожарный староста и извозчик на случай пожара для возки воды[29]. Полицейская повинность в основном распространялась на малоимущие слои населения: крепостных и черносошных крестьян, мастеровых и работных людей, мелких чиновников и домашней прислуги. За дворян полицейские повинности зачастую несли крепостные крестьяне и слуги, а купцы выставляли наемников.

В чем же заключалась противопожарная работа полиции? Как уже упоминалось в предыдущей главе, полиция требовала устанавливать на крышах домов кади с водой, запечатывала на лето печи в домах и банях, принуждала домохозяев, живших далеко от водоемов, копать колодцы, полицейские служители обязаны были ежеквартально осматривать печи в домах обывателей, а неисправные – опечатывать.

Кроме того, полиция занималась сносом пожароопасных строений; следила за переносом кузниц и складов с огнеопасными материалами в безопасное место, а также за выполнением противопожарных правил при строительстве домов. Полицейские трубочисты под наблюдением мастеров, архитекторов и полицейских офицеров чистили трубы во всех домах города, за что с домохозяев взыскивались дополнительные поборы. В полицмейстерской канцелярии и на съезжих дворах (полицейских управах) должен был храниться пожарный инструмент, в городе строились пожарные башни, на которых устанавливался круглосуточный караул[30].

Также в обязанности полиции входило ведение следствия по делу пожара. На нее же возлагалась обязанность охранять имущество погорельцев, размещение их по временным квартирам[31].

Теперь следует рассмотреть участие городского населения в тушении пожара. Как было сказано выше, горожане были обязаны непосредственно участвовать в процессе пожаротушения. Об этом, помимо государственного указа, красноречиво свидетельствует допрос свидетеля пожара 1737 года копииста В. Нагорнова, в котором он говорит, что «побежал в свой дом для взятия ушата», а затем к своему товарищу Г. Ларионову, так как «он Нагорнои по полицейским книгам написан с ним Ларионовым для бегания по силе указа о пожаре понеже всем приказным людям у кого людей не имеется велено бегать на пожар, а у него Нагорнова мужска полу дышь никого»[32]. Это отрывок подтверждает то, что все жители города, не выставившие вместо себя крепостного или слугу, обязаны были сами явиться на место пожара со своим пожарным инструментом. О том же свидетельствует и допрос сержанта И. Волгина, в котором он говорит, что по наказу полиции должен был явиться с ведром для тушения пожар. Также в этом допросе упомянуты и другие обыватели с пожарными инструментами[33]. О непосредственном участии жителей в тушении пожара говорится и в ответе члена Камер-коллегии майора А. Дохтурова, который упоминает, что на Москве-реке «на стругах народ стоял с водой и со швабрами»[34].

Так как пожар случился в день Святой Троицы, один из главных христианских праздников, многие московские служащие находились в то время не на месте службы, а в церкви. Узнав, что случился пожар, многие городские служащие бежали на место своей службы. В одном из допросов говорится, что бежали они «для спасения дел»[35]. Из этого можно заключить, что служащие в случае пожара были обязаны вынести с места службы все ценное, не допустив уничтожения важных государственных документов. Подтверждается это показаниями многих участников событий, например, из допроса члена Камер-коллегии И. Трофимова следует, что он с другими служащими коллегии участвовал в спасении казны и ценный бумаг от пожара[36]. Сторожа Сыскного приказа И. Иванов и Т. Афанасьев выносили денежную казну вместе с сослуживцами[37] (с. 148). Караульный капитан Московской Губернской канцелярии А. Турчанинов выносил казну вместе с сослуживцами[38] (с. 159). Нередко спасение ценных государственных бумаг и казны было связано с риском для жизни.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.