Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава II. Законодательные меры по противопожарной безопасности и ликвидации пожаров



Постоянная опасность пожаров вынуждала власти принимать меры по противопожарной безопасности на законодательном уровне. Уже в XVII веке царем Алексеем Михайловичем был издан Наказ о Городском благочинии, который предусматривал обеспечение в Москве ряда конкретных мер по предотвращению и тушению пожаров, таких как:

· выделение в специальную пожарную команду от каждых 10 дворов по 1 человеку с топорами, баграми и ручными насосами - "водоливными трубами";

  • постоянный объезд (днем и ночью) всех улиц и переулков пожарной командой, готовой к тушению пожаров и следящей за тем, чтобы не было поджогов;
  • разрешение топить 1 раз в неделю печи в жилых домах для больных и рожениц под контролем пожарных - "решёточных приказчиков" и при наличии в домах бочек с водой;
  • обязанность зажиточным людям в своих домах иметь ручные насосы и ведра, а обычным людям - по 1 ручному насосу на 5 дворов и ведра в каждом дворе;
  • составление специальных списков конкретных противопожарных мер с поименным указанием ответственных лиц;
  • запрет всем жителям весной, летом и осенью в солнечные, жаркие и ветреные дни топить печи в жилых домах для приготовления пищи (использовать для этого специальные поварни или защищенные от ветра печи, сооруженные на огородах или пустырях вдали от жилых домов);
  • строгую ответственность за нарушение установленных правил противопожарной защиты, вплоть до смертной казнивиновных в возникновении пожаров[17].

В петровское время пожары были одним из тяжелейших бедствий для жителей Москвы. Мелкие пожары были повседневным явлением в деревянной и скученной Москве той поры. Но дважды в первой четверти XVIII века пожары принимали стихийный характер и угрожали значительной части города. Это пожары 1701 и 1712 годов[18].

В начале века борьба с пожарами велась прежними способами. Но после этих крупных пожаров в Москве стали проводиться более организованные мероприятия по их устранению. По указу 2 мая 1711 г., гарнизонные полки снабжались пожарными инструментами – топорами, ведрами, лопатами, крюками, баграми и насосами. Обязанность тушить пожары лежала, прежде всего, на самих городских жителях, которые должны были, под угрозой штрафа, «в пожарное время бежать без замедления для тушения»[19].

По указу 19 января 1722 года, в Москве вводилась должность обер-полицмейстера, который подчинялся генерал-полицмейстеру, руководителю столичной и российской полиции в Российской империи[20].

По инструкции 1722 года, обер-полицмейстеру Москвы перечислялся ряд предохранительных от пожара правил, за соблюдением которых должна была следить московская полиция. Запрещалось строить черные избы без труб или избы с деревянными трубами, лишь избы с каменными трубами допускались к строительству. Население было обязано класть печи с фундаментом, делать в них широкие трубы и чистить их. На летнее время печи «для печения хлебов и прочих съестных потреб» надлежало устраивать «во дворах или в огородах, от строения не поблизости». За нарушение этих мер безопасности предусматривались штрафы. Также определенные люди были поставлены осматривать состояние печей в домах, бань и т.д. У каждого строения должны были располагаться кади с водой[21].

В той же инструкции предписывается «для унятия от пожарных случаев» иметь по большим улицам «заливные трубы медные с рукавами». Для изготовления таких труб в 1724 году возникла даже небольшая мануфактура Евдокима Шапошникову[22]. Полицейская канцелярия должна была иметь пожарные инструменты: крюки и пожарные вилы, а также «лестницы, паруса и щиты войлоками убитые». Здесь же оговаривается и участие городских жителей. Во время пожара обыватели должны были участвовать в процессе пожаротушения. Для этого им было велено «иметь в готовности кошели, ведра, топоры», которые выдавались по рассмотрению обер-полицмейстера. В случае невыполнения этих требований горожане должны были платить штраф[23].

Несмотря на эти указы властей, пожары оставались постоянным и грозным бедствием для городского населения. Мероприятия по каменной застройке Москвы оказались недостаточны. Наряду с ними предпринимались и другие противопожарные меры: в 1736 г., после пожара, случившегося 3 июня, был издан указ, по которому следовало «устроить колодцы «с покрытием» на расстоянии 100 саженей один от другого, с двумя насосами на каждом. На малых улицах и в переулках колодцы предписывалось иметь во всех дворах[24]. Также усилиями московского купечества было сделано четыре больших заливных трубы. Но и эти меры не спасли город от нового пожара, случившегося 29 мая 1737 года. Пожар 1737 года также нашел отражение в законодательной сфере. По предписанию московской полиции от 15 мая 1739 года были опечатаны на лето печи в домах, жителям предписывалось содержать около своих дворов «денно и ночно крепкий караул»[25]. Однако и эти меры не давали желаемых результатов (в 1748 году – новый пожар, в 1753, 1773 и т.д.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.