Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)



В Уголовном кодексе содержание данного преступления не раскрывается. Статья 291 УК имеет простую диспозицию, определяя это преступление как дачу взятки должностному лицу лично или через посредника.

Объективная сторона в теории уголовного права обычно излагается более подробно и состоит в предоставлении взяткодателем лично или через посредника имущественной выгоды (взятки) должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение последним действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействия) должностного лица по службе (ч. 3 ст. 291 УК).

Из содержания данного преступления следует, что взятка передается должностному лицу для совершения действий (бездействия) в интересах передающего вознаграждения или в интересах лиц, представляемых им. Это могут быть друзья, родственники, партнеры по бизнесу и др. Однако в ряде случаев взятка дается в интересах организации, учреждения, предприятия.

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно, не может состояться оконченное преступление дача взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 постановления от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал, что дача взятки, а равно ее получение считаются оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

Поэтому предложение указанным в законе лицам материальных ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки по причинам, не зависящим от виновного (должностное лицо отказалось принять взятку), нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.

Субъективная сторона дачи взятки характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный сознает, что он передает взятку или представляет иную незаконную имущественную выгоду должностному лицу за совершение в его пользу действий (бездействия) с использованием служебных полномочий, и желает передать должностному лиц взятку. В ситуации, когда кто-то передающий, к примеру, денежную сумму должностному лицо, убежден, что тот имеет на это законное право (например, в форме штрафа), состав данного преступления отсутствует.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. На квалификацию преступления мотивы влияния не оказывают, но учитываются при индивидуализации наказания.

В ч.2 ст. 291 УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере свыше 25 тыс. руб.).

Квалифицированным видом преступления (ч. 2 ст. 291 УК) является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за совершение заведомо незаконных действий (бездействия).Наличие этого признака следует понимать двояко.

Во-первых, взятка может даваться за неправомерные, но непреступные действия (за сокрытие прогулов, брака, явки на работу в состоянии опьянения). Такие действия полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК и дополнительной квалификации не требуют.

Во-вторых, если взятка дается за совершение преступных действий (служебные подлоги, непередача материалов о совершении взяткодателем преступления в правоохранительные органы), содеянное образует совокупность преступлений (для взяткодателя - дача взятки и соучастие в преступлении, совершенном за взятку взяткополучателем). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать умысел взяткодателя, знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

В ч.4 ст. 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за деяния, предусмотренные ч.ч.1-3, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).

В ч.5 ст. 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за деяния, предусмотренные ч.ч.1-4, совершенные в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.).

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ, взяткодатель подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

 

 


 

 

Заключение

В гл.30 УК РФ 1996г. отражены все составы должностных преступлений, известные УК РСФСР 1960г. Более того, восстановлена статья об ответственности должностного лица за отказ в предоставлении информации в случаях, когда это предусмотрено законом. В определенной мере ранее незнакомыми отечественному законодательству можно сочетать составы присвоения служащим полномочий должностного лица и незаконного участия в предпринимательской деятельности.

Преступления против государственной власти, государственной службы и службе в органах местного самоуправления, предусмотренные в нормах гл. 30, обладают рядом общих признаков:

1.Они могут быть совершены специальным субъектом - должностным лицом или государственным служащим и служащим органа местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст.291 УК (дача взятки), где субъект - общий.

2. Эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и несвязанны со служебной необходимостью.

3.Данные деяния нарушают правильную законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, совершаются вопреки интересам службы.

4.Рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающие должности в государственных органах (федеральных и субъектов Федерации), органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, вооруженных силах, в других войсках и воинских формированиях России.

 

 


 

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

2. Уголовный кодекс РФ. М., 2011.

3.Уголовное право России. Части Общая и Особенная: курс лекций / А.И.Рарог, Г.А.Есаков, А.И.Чучаев, В.П.Степалин: под ред. А.И.Рарога. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. 496 с.

4. Уголовное право России:[Текст] : учебник : Части Общая и Особенная / под ред. засл. юриста РФ, д.ю.н., проф. А. В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2009. 1232 с.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 февраля 2000 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

7. Аникитин А. А. Понятие, место и роль должностного лица в системе должностных правоотношений // Закон и право. 2008. № 6. С. 69-71.

8. Буравлев Ю. М. Особенности уголовной ответственности государственных служащих // Российский следователь. 2008. № 18 С. 12-14.

9. Иногамова-Хегай Л. Квалификация преступлений, совершенных с использованием служебного положения // Уголовное право. 2008. № 4 С. 25-30.

10. Смелова С. Превышение должностных полномочий. Некоторые вопросы применения нормы, предусмотренной ст. 286 УК РФ, на практике // Закон и право. 2008. № 2. С. 97-98.

11. Минакова И. Проблемы квалификации и отграничения халатности от смежных составов преступлений // Закон и право. 2008. № 8. С. 77-78.

12. Борков В. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ // Уголовное право. 2008. № 3. С. 19-24.

13. Фомин М. А. Отграничение получения взятки от мошенничества // Уголовный процесс. 2008. № 8. С. 8-16 .

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.