Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ж. Бодрийяр: структура мифов общества потребления.



Работа «Символический обмен и смерть» увидела свет, когда Ж. Бодрийяру было 46—47 лет, это — его пятая книга. Он анализирует современную ему культуру неокапитализма, ясно выражает свои симпатии и антипатии. Даже в этой работе он осторожно использует термин «постмодерн» и часто заключает его в кавычки. В «Символическом обмене…» Бодрийяр обозначает трехчленную стадиальную схему, куда включает и постмодерн. Схема включает 1) докапиталистическое «первобытное» общество, 2) стадию «политической экономии», то есть буржуазно-капиталистическую цивилизацию в её социокультурном контексте, включающем марксизм как явление духовной жизни общества, 3) современную стадию, характеризующуюся трансформацией ценностей с вектором отхода от ценностей буржуазно-капиталистической цивилизации. Он обосновывает, что современная цивилизация является новой общественной организацией, основным признаком которой является универсальное распространение «симулякров». Приведенная стадиальная схема не является исторической конструкцией, она, скорее, философско-социологическая, дающая четкие ориентиры динамики западной цивилизации к её современному состоянию. Поэтому основной проблемной областью Ж. Бодрийяра мы бы назвали время в его социокультурной динамике. С. Зенкин в «Предисловии» к книге Ж. Болрийяра «Символический обмен и смерть» пишет, что если попытаться выделить «сквозную проблему, которую он в этой работе (как, впрочем, и в других) нигде не ставит отдельно и последовательно, по которая может раскрыть внутреннюю логику его мысли и поставить ее в контекст французской культуры последнего полувека. Это проблема времени». 1 Отметим, что, прежде всего, Ж. Бодрийяр увидел и почувствовал некую «неподлинность» жизни на индивидуальном, групповом и социальном уровнях. Нечто «ненастоящее» во взаимоотношениях между людьми, между людьми и вещами, по мнению Ж. Бодрийяра, прочно пронизывает современное общество. Ж. Бодрийяр почти не пользуется словом «миф», а если и пользуется, то для обозначения исторических мифов или мифологий исторических событий и фигур. Для обозначения так волнующей его «неподлинности» мира Ж. Бодрийяр вводит понятие «симулякр», имеющее свою онтологию в философской мысли. В античной философской мысли понятие «симулякр» встречается у Платона при обозначении «неверного» воспроизводства — подражания эйдосу. Негативная соотнесенность некоего предмета с трансцедентальным образцом представляет собой симулякр. С. Зенкин отмечает, что в 1967 году выходит статья Жиля Делёза «Ниспровергнуть платонизм». Она была опубликована в 1967 году в журнале «Ревю де метафизик э де мораль». Затем, в 1969 году статья была включена под названием «Платон и симулякр» в книгу Делёза «Логика смысла»). Делёз выдвинул задачу «ниспровержения платонизма», то есть освобождения симулякров от привязанности к модели и их включения в чисто дифференциальную игру: независимые от трансцендентных образцов симулякры и все больше формирует из них жизненную среду современного человека. 1 Отметим, что у Ж. Бодрийяра симулякр постоянно воспроизводится в социокультурном контексте современного общества. Появлению в работе «Символический обмен и смерть» понятия «симулякр» Бодрийяр предваряет краткое понимание символического обмена. Он пишет, что в современном обществе нет такой вещи, которая не была бы знаком, символом, и что нет такого символа, который не был бы товаром. Различные обмены как форма бытия социального — обратимы (сводимы или превратимы, — Т. М.) к своей противоположности, воплощая в себе период сведения бытия к небытию. Ж. Бодрийяр замечает: «Обратимость дара проявляется в отдариваиии, обратимость обмена — в жертвоприношении, обратимость времени — в цикле, обратимость производства — в разрушении, обратимость жизни — в смерти, обратимость каждого языкового элемента и смысла — в анаграмме; всюду, во всех областях — одна и та же общая форма, форма обратимости, циклического обращения, отмены; всюду она кладет конец линейному характеру времени, речи, экономических обменов и накопления, власти. Всюду она принимает для нас форму истребления и смерти. Это и есть форма символического. Она не мистична и не структурна — она просто неизбежна». 1 Переживание «неподлинности» мира практически впервые встречается в «Мифологии» Р. Барта. Барт вполне конкретно заявляет свое мироощущение. Он пишет: «Отправной точкой размышлений чаще всего служило ощущение, что я не могу вынести той «естественности», в которую пресса, искусство и здравый смысл постоянно облачают реальность, — меж тем как реальность эта, хоть и образует нашу жизненную среду, тем не менее сугубо исторична; одним словом, мне нестерпимо было глядеть, как в изложении наших текущих событий дня сплошь и рядом смешиваются Природа и История, и за этой пышной выставкой само-собой-разумеющегося мне хотелось вскрыть тот идеологический обман, который, по моему мнению, в ней таился. Мне с самого начала представлялось, что такого рода ложные очевидности характеризуются понятием мифа». 2 Барт пишет о том, что подлинный смысл вещи или явления заменила форма, порождающая многообразные социально-психологические коннотации (дополнительные смыслы). Эти смыслы функционируют в культуре как «мифы», обозначающие единицы неподлинных смыслов. Не только Барт обратил в то время внимание на «миф» и «подделку». Ученый из Германии Вальтер Беньямин связывал явление неподлинности мира с развивающейся тогда массовой культурой. Он пользовался иной терминологией. Он использовал понятие «репродукции» в том смысле, в каком позже его будут использовать К. Гирц, Ж. Бодрийяр и др. Беньямин пишет о том, что в массовом обществе у людей возникает непреодолимая потребность овладения тем или иным предметом непосредственно. Это ведет к тиражированию образов предметов, распространению отображений, репродукций. «При этом репродукция в том виде, в каком ее можно встретить в иллюстрированном журнале или кинохронике, совершенно очевидно отличается от картины. Уникальность и постоянство спаяны в картине так же тесно, как мимолетность и повторимость в репродукции. Освобождение предмета от его оболочки, разрушение ауры — характерная черта восприятия, чей «вкус к однотипному в мире» усилился настолько, что оно с помощью репродукции выжимает эту однотипность даже из уникальных явлений. Так в области наглядного восприятия находит отражение то, что в области теории проявляется как усиливающееся значение статистики. Ориентация реальности на массы и масс на реальность — процесс, влияние которого и на мышление, и на восприятие безгранично». 1 Интересно, что Вальтер Беньямин не был оптимистичен в прогнозах относительно как будущего искусства, так и динамики духовной жизни вообще. Он полагал, что любая репродукция, в том числе и кино, уничтожают традиционные ценности. «Их наиболее могущественным представителем является кино. Его общественное значение даже и в его наиболее позитивном проявлении, и именно в нем, не мыслимо без этой деструктивной, вызывающей катарсис составляющей: ликвидации традиционной ценности в составе культурного наследия. Это явление наиболее очевидно в больших исторических фильмах. Оно все больше расширяет свою сферу. И когда Абель Ганс 2 в 1927 году с энтузиазмом восклицал: «Шекспир, Рембрандт, Бетховен будут снимать кино… Все легенды, все мифологии, все религиозные деятели да и все религии… ждут экранного воскрешения, и герои нетепеливо толпятся у дверей», он — очевидно, сам того не сознавая, — приглашал к массовой ликвидации». 3 Говоря словами Ж. Бодрийяра, любая репродукция, в том числе кинематограф обладают эффектом симулякра. Мы остановились на Беньямине ещё и потому, что, как было отмечено, Бодрийяр активно использует в своей теории термин «репродукция». Более того, он отдает должное творчеству Вальтера Беньямина. Вот что он пишет: «Важнейшие последствия этого принципа репродукции первым сформулировал Вальтер Беньямин в «Произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости». Он показывает, что репродукцией поглощается весь процесс производства, меняются его целевые установки, делается иным статус продукта и производителя. Он показывает это на материале искусства, кино и фотографии, потому что именно там в XX веке открылись новые территории, свободные от «классических» производительных традиций и изначально расположенные под знаком воспроизводства; но, как мы знаем, сегодня в эту сферу попадает все материальное производство». 1 Можно привести еще несколько авторов, затрагивающих тему «неподлинности» мира в своих научных изысканиях. Но и сказанного достаточно, чтобы понять — многие идеи Ж. Бодрийяра имеют свои предтечи в социально-философской мысли. Однако Бодрийяр идет дальше. Рассматривая феномены «автомата» и «робота», он показывает, что автомат представляет собой симулякр более низкого порядка, нежели робот. Иными словами, он разграничивает понимание симулякров первого и второго порядков. Он полагает, что «автомат» и «робот» — эти два типа искусственного человека «разделяет целый мир». Автомат, по Бодрийяру, является аналогом человека, и его пребывание в мире поджобно театральному представлению. Но там, где появляется робот, с театральными представлениями покончено: робот работает, он не аналог, он — эквивалент человека. Бодрийяр акцентирует внимание на том факте, что робот — машина, но машина, представляющая собой «эквивалент человека, и в качестве эквивалента она включает его в себя, в единый операциональный процесс. В этом вся разница между симулякром первого и второго порядка». 2 По поводу робота никому не придет на ум сравнивать его с человеком, робот самостоятельная сущность. Далее Бодрийяр делает поворот к человеку, представляя его в условиях капиталистического постмодерна роботоподобным товаром. Вот что он пишет: «роботы и вообще машины могут бесконечно количественно умножаться, это даже и есть их закон — в отличие от автоматов, которые оставались механизмами великолепно-исключительными. Да и сами люди стали бурно умножать свою численность лишь с того момента, когда благодаря промышленной революции получили статус машин; освободившись от всяких отношений подобия, освободившись даже от собственного двойника, они растут вместе с системой производства, представляя собой просто ее миниатюрный эквивалент». 1 О. Санникова в своей интересной диссертационной работе «Трансформация социальных статусов и ролей в обществе постмодерна» обосновывает, что ведущими характеристиками статусно-ролевой структурации в обществе постмодерна являются следующие: n разрушение традиционной структуры индустриального общества и вытеснение ее жизненно-стилевым многообразием, дестратификацией, n отрыв от объективных оснований статуса и размывание его критериев, замена объективного статуса его субъективной интерпретацией и оценкой, кризис статусной идентификации и самоидентификации; n возрастание значимости личных качеств (способностей, предприимчивости, образованности, репутации и т. п.) в объективном формировании статуса, и, как следствие — сближение (вплоть до слияния) личного и социального статуса, вытеснение предписанного статуса достигаемым; n возрастание роли символического капитала (науки, образования) в жизни общества и определении социального статуса, как следствие — высокая социальная мобильность и переход к субъективным основаниям статусной идентификации (выбор, вкус, предпочтение и пр.) 2 О. Санникова, исследуя современное общество с позиций постмодерна, сохраняет устойчиво-оптимистичный взгляд на перспективы социального развития, основываясь на рационализме модерна. Она пишет, что трансформация общества повлекла за собой изменения в статусах и ролях как индивидуальных социальных субъектов, так и групповых. Возникает угроза виртуализации отношений: отношения между людьми рискуют быть заменены на отношения между образами. И далее: «Для того, чтобы вернуть общественные процессы в реальность, теперь необходимо задействовать специальные социальные регуляторы. Однако сложившийся механизм социального регулирования ориентирован (как многое в обществе модерна) на реальные общественные отношения и не может воздействовать на их виртуальные «двойники». Без должного регулирования возникает опасность хаотизации общества и непредсказуемости его движения». 3 Можно сказать, что отличие современных российских исследований постмодерна от западных идей состоит в учете возможностей возвращения ценностного мира людей в русло традиций модерна, что западные постмодернисты считают невозможным. Но и на Западе теоретики, отстаивающие значимость культуры Нового времени для современности, в противовес радикальному постмодернизму утверждают, что современная эпоха может быть охарактеризована как «пик модерности», а не постмодерн. В отечественной литературе также освещаются и интерпретируются дискуссии западных ученых по данной проблеме. 1 Для Ж. Бодрийяра, например, несомненным является факт необратимости культурной динамики, выражающейся в смене эпохи подделки эпохой репродукции. Природный закон ценности уступает место рыночному закону стоимости. Возникает новое поколение знаков и вещей, которые не надо подделывать, они производятся массово, в огромных масштабах бесконечной репродуктивности и обладают смыслом как промышленные симулякры. Здесь закладываются основы конституирования эры симулякров третьего порядка, когда формы воспроизводятся не механически, а «задумывают исходя из их воспроизводимости». Симулякры третьего порядка становятся основным предметом духовных исканий, плодом новой креативности, направленной на моделирование отличий между моделями, на их массовое производство в воистину необъятных масштабах. «Основные симулякры, создаваемые человеком, переходят из мира природных законов в мир сил и силовых напряжений, а сегодня — в мир структур и бинарных оппозиций. После метафизики сущего и видимого, после метафизики энергии и детерминизма — метафизика недетерминированности и кода». 2 Ж. Бодрийяр пишет о том, что принцип реального бытия предметов (принцип реальности) сменился принципом симуляции, детерминированным законом ценности. Господство кода и симуляции ведет к недерминированности событий, конституированию гиперреальности. «Целевые установки исчезли, теперь нас порождают модели», — пишет Бодрийяр. 1 Ученый рисует картину смены разных видов симулякров во времени — от Возрождения до наших дней. Отметим еще раз, что Бодрийяр разрабатывает свою теорию в контексте динамики культуры, активно используя и разрабатывая понятие «ценность», «закон ценности». Это весьма интересно, об этом практически не пишут интерпретаторы творчества Ж. Бодрийяра. Проблема ценностей всегда была в центре внимания ученых, а первое социологическое определение ценностей относится к началу XX века, когда У. Томас и Ф. Знанецкий дают их описание и дефиницию в своем труде «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918—1920). В русской социологии одними из первых работ посвященных ценностям являтся работы П. А. Сорокина «Преступление и кара; подвиг и награда (1914) и «Проблема социального равенства» (1917). Позже, в американский период своего творчества он создает фундаментальный четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» (1937—1941), где теория ценностей представлена достаточно полно. В отечественной социологии проблема ценностей активно разрабатывалась как в советский, так и в постсоветский период. Что касается современного этапа исследования ценностного сознания, то он характеризуется заметным «креном» в сторону интерпретации конкретно-социологических исследований, оставляя вне сферы внимания проблемы историко-культурной динамики ценностей. Л. Н. Столович в 1994 году высказал мысль: «Разработка теории ценностей не может не опираться на все, что было сделано в истории мировой общественной мысли. К сожалению, существующий огромный материал по теории ценностей у нас даже не собран и не систематизирован.У нас очень мало современных трудов, в которых история и теория ценностей излагалась бы достаточно полно, а имеющиеся обобщающего плана труды отделяет от нас неумолимое время». 2 С тех пор ситуация в этом плане незначительно изменилась. А, между тем, содержание не только самой ценности, но и понятия «ценность» — трансформируется во времени и воспроизводится в новых смыслах по схеме — «подделка — производство — симуляция». В работе выделяются три порядка симулякров. Вот как об этом пишет Ж. Бодрийяр. «Со времен эпохи Возрождения, параллельно изменениям закона ценности, последовательно сменились три порядка симулякров: l Подделка составляет господствующий тип «классической» эпохи, от Возрождения до промышленной революции; 1 Там же. 2 Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. — М., 1994. С. 7

l Производство составляет господствующий тип промышленной эпохи; l Симуляция составляет господствующий тип нынешней фазы, регулируемой кодом. Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка — на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка — на основе структурного закона ценности». 1 «Структурный закон ценности» — что это такое? Здесь возможен лишь интерпретативный подход. Так, Бодрийяр пишет, что подделка, которая составляет господствующий тип «классической» эпохи, возникает вместе с модой. Мода возникает и развивается в эпоху Возрождения, когда буржуазные отношения вытесняют ценности феодального общества. Если эпохе Возрождения был присущ символический порядок, при котором, например, знаки принадлежности к определенному социальному слою обозначались знаками вполне определенно, то буржуазные отношения принесли людям свободу в использовании различных знаков. Восприятие этих знаков, например, может отсылать и отсылает воспринимающего к какому-то фрагменту действительности, на самом деле не имеющему ничего общего с транслятором знака. Бодрийяр пишет: «С концом обязательного знака наступает царство знака эмансипированного, которым могут теперь одинаково пользоваться все классы. На смену знаковой эндогамии, свойственной статусным обществам, приходит состязательная демократия. Тем самым через посредство межклассовых ценностей/знаков престижа с необходимостью возникает и подделка. Это переход от ограниченного числа знаков, «свободное» производство которых находится под запретом, к массовому распространению знаков согласно спросу». 2 Ученые, исследующие эпоху постмодерна, отмечают амбивалентность ценностей, функционирующих в обществе. Социологампостмодернистам свойственны рефлексивность, критический взгляд на современную реальность и социологические теории, в том числе и постмодернистские. Зигмунд Бауман в своей работе «Признаки постмодерна» показывает плюралистичность культуры современных обществ, меняющую стандарты истины в сторону их относительности. 3 Бауман полагает, что мораль постмодернистского общества выглядит следующим образом:

Люди перестают быть плохими или хорошими. Они просто «морально амбивалентны». n Моральные явления не отличаются регулярностью и устойчивостью. n Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов. n Нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль. n Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет механизма морального контроля. n Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает потребность быть для другого. n Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами. 1 В «Символическом обмене…» Бодрийяр трактует эту амбивалентность иначе: он связывает неоднозначность симулякров с неоднородностью объектов, являющихся для них моделями. Это касается имитации (подделки) как материальных вещей, так и процессов, символических сущностей (симуляция поступков, деятельности, болезни, и пр). В эпоху постмодерна большую роль играют «интерпретаторы» — интеллектуалы с постмодернистским мышлением. «Постмодернистское мышление» означает, что интеллектуалы переводят, точнее, делают доступными идеи одного сообщества для восприятия другим сообществом; они не ориентированы на выбор «лучших идей», их цель — обеспечить коммуникацию между автономными сообществами; интерпретаторы стремятся предотвратить искажение в процессе коммуникации; для этого они развивают глубокое понимание той системы знания, которую необходимо адаптировать для восприятия другими. 2 О. Христофорова, сравнивая общество модерна и общество постмодерна, отмечает, что общество модерна — прежде всего, целостная и упорядоченная система, которая детерминирует и определяет свои составляющие. Его феноменами выступают такие явления как тоталитаризация, классовость, элитизм, ограничение человека через приведение его жизнедеятельности к всеобщему, рациональному и истинному. Общество модерна «имеет дисциплинированную, структурированную природу, основывается на метафорах прогресса и рациональности. Оно объективно и принципиально познаваемо. Индивиды в нем рассматриваются преимущественно как социальные типы и представители определенных социальных структур». 1 Общество постмодерна уже не целостно — происходит трансформация социальных структур в сторону функционирования автономных индивидов. «В познании, прежде всего, делается акцент на категории «социальность», которая отказывается принимать во внимание «структурированный характер процесса» и преимущественно направлена на описание функционирования сообществ автономных индивидов». 2 Ссылаясь на исследования З. Баумана, О. Христофорова делает следующий вывод: «В социологической теории постмодерна центральное место отводится понятиям социальности, пространства обитания, самоконструирования и самомонтажа (в «ортодоксальном» модерне этот ряд занимают категории — общество, нормативная группа, социализация и контроль)». 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.