Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концептуальные истоки творчества Н.Лумана.



Концептуальными истоками творчества Н. Лумана явились: общая теория систем, феноменология Э. Гуссерля, философская антропология Гелена, структурный функционализм Парсонса, теория организация «живого» чилийских нейробиологов Франсиско Х. Вареллы и Умберто Р. Матураны 1. Была создана новая научная парадигма в изучении коммуникативной роли языка, эволюции и человеческой коммуникации, в соответствии с которой живые системы — это познающие системы. Они развивают концепцию аутопойэза, которая «работает» во многих областях научного знания — стратегическом менеджменте, исследованиях процессов глобализации. В социологии Н. Лумана концепт аутопойэзиса занимает одно из центральных мест. Несомненно и влияние классиков социологии: К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Большой интерес представляет курс лекций «Введение в системную теорию»2, прочитанный Н. Луманом в 1991–1992 гг. в Билефельдском университете на социологическом факультете. Пожалуй, именно с этой работы, являющей собой по сути адаптированный транскрипт «живых» публичных выступлений, студентам следует начинать знакомство с творчеством Н. Лумана. Изложение своей теории систем ученый предваряет очень интересным и содержательным анализом структурного функционализма и системной методологии Т. Парсонса, который оказал, возможно, наиболее сильное влияние (как «положительное», так и «отрицательное») на лумановскую теорию. Затем можно переходить к изучению более фундаментальных трудов, объединенных в пятитомнике «Общество общества»: «Медиа коммуникации», «Эволюция», «Дифференциация», «Самоописания». Если в ходе изучения системной теории общества возникают сложности, то можно и нужно обращаться к работам отечественных авторов-исследователей и переводчиков творчества Н. Лумана (А. Ю. Антоновский, А. О. Бороноев, С. А. Кравченко, К. Тимофеев, А. Ф. Филиппов и др.), которые наиболее простым и доступным языком интерпретируют основные положения концепции, предлагают глубокий и всесторонний критический анализ системных теоретизирований Н. Лумана. Как отмечает А. Ф. Филиппов, «Луман гипнотизирует читателя, он заметает следы, не давая увидеть подлинные идейные истоки своих рассуждений, он пускает в ход и эрудицию, и самую изощренную логику, и — безупречный прием — намеки на то, что подлинно современный человек должен мыслить именно так, все остальное — предрассудки и отсталость» 1. В данной лекции особый акцент делается на разработанном Н. Луманом понятийном аппарате, его аргументации предубеждений, укоренившихся в изучении общества, интерпретации общества как закрытой, оперативно замкнутой самоописывающейся системы воспроизводства коммуникаций, значении лумановской теории для современной социологической мысли. В данной методической разработке пересказ теори Н. Лумана не является нашей задачей эти вопросы являются достаточно разработанными. (см. список литературы). Предлагаемый конструкт лекции — это, своего рода, один из вариантов подачи материала для преподавателя, находящегося перед студентами в аудитории, и для студентов, изучающих данную тему. Также необходимо отметить, то на изучение системной теории Н. Лумана в рамках дисциплины «Современные социологические теории» отводится всего четыре часа аудиторной работы, поэтому в данной методической разработке мы концентрируемся на началах лумановской концепции. Ее углубленное освоение является элективным и выносится на самостоятельное изучение.

12 Методологические проблемы социологического познания общества в теории Н.Лумана. Н. Луман не столько отвергает тезис об открытых системах, взаимодействующих с окружающей средой через «вход» и «выход», сколько модифицирует его. По мнению ученого, только сама система, но никак не окружающая среда, может решать, что значимо для нее, и какие факторы могут оказывать влияние на функционирование общества как системы. Сегодня почти каждый автор учебника по социологии педалирует идею о том, что специфика социологического познания заключается в познании объектом самого себя, т. е. субъект и объект социологического познания неразличимы. Подлинным автором этой идеи как раз и является Н. Луман, утверждающий, что сам мир может наблюдать самого себя и «сам распадается в различие наблюдателя и наблюдаемого» 1. Что касается социологии, то она, согласно Н. Луману, «есть внутренний наблюдатель системы, в (операциях) которой она соучаствует, а это делает присущий ей способ наблюдения как логически, так и теоретически сложным. Во всяком случае, она уже не может рефлектировать себя в рамках различения субъекта и объекта, как если бы она была субъектом, а общество или наука — ее объектом»2. Таким образом, «социология не может избежать ни того, что она научна, ни того, что она общественна» 3. Как и Т. Парсонс, Н. Луман ставит своей целью создание всеобъемлющей социологической теории об обществе. Более того, Н. Луман считает, что за 100 лет существования, начиная с классиков, «в общественной теории социология не сделала никаких успехов, достойных упоминания»4, за исключением, конечно, теории системы/теории социального действия Т. Парсонса. Среди локальных достижений социологической мысли в XX в. немецкий ученый отмечает накопление эмпирического знания и его превалирование над теоретическим осмыслением общественного развития. Н. Луман ставит под сомнение ряд классических представлений об обществе: 1) общество состоит из конкретных людей и из отношений между людьми; 2) общество конституируется, или хотя бы интегрируется благодаря консенсусу между людьми, благодаря согласованию их мнений и дополнительности их целеустановок; 3) общества будто бы являются региональными, террито риально-ограниченными единицами; 4) общества, как группы людей или как территории, можно наблюдать извне5. Как правило, с первого курса студентов-социологов «учат»: объект социологии — общество, предмет социологии — социальная структура общества, социальные отношения, социальное в самом широком значении. Хотя, определение предмета социологии, как и любой другой науки, всегда будет дискуссионным вопросом, поскольку зависит от установок и взглядов конкретного ученого и/или научной школы. Номиналистическое допущение о том, что общество состоит из людей или из отношений между людьми, Н. Луман называет гуманистическим предубеждением: «Общество не весит столько же, сколько весят все вместе взятые индивиды, и не меняет свой вес с каждым рождением и каждой смертью отдельного индивида. Оно и не воспроизводится благодаря тому, что макромолекулы в отдельных клетках человека или клетки в организмах отдельных людей замещают друг друга»1. Сразу возникает вопрос: «А какое место отводится человеку и людям с их телесностью, где они, если не в системе?». Н. Луман блистательно выходит из этого затруднительного положения следующим пассажем: «Если человека можно было бы рассматривать как часть системы общества, то теорию дифференциации пришлось бы формулировать как теорию распределения людей — будь то слои, нации, этносы или группы. Это привело бы к вопиющему противоречию с концепцией прав человека, в особенности — с пониманием равенства …Остается лишь возможность рассматривать человека в его целостности, с его душой и телом, как часть окружающего мира системы общества»2. Наверное, самым спорным и, скорее всего, неразрешимым является критика территориального многообразия обществ. По мнению Н. Лумана, есть только одно мировое сообщество, а все различия являются различиями внутри общества. В противном случае, пишет ученый, социология пытается решить свои проблемы посредством географии. Что касается «субъект-субъектного» самопознания общества, то получается, что ни одна наука, в т. ч. социология, не может претендовать на статус адекватного отражения мира. Действительно, общество «узнает» о себе не только из социологических трактатов или данных социологических центров исследования общественного мнения, но и из газет, телевидения, бесед с др. людьми. Но если общество — одно, то и теория общества тоже одна? Дело в том, что каждая функциональная система, будь то масс-медиа или социология как наука, нацелена на свой собственный аутопойэзис. Н. Луман задается вопрос: может ли социология участвовать в самоописаниях общества? Во всяком случае, пишет Н. Луман, «она приступает к новым описаниям общества, будучи не в силах их осуществлять. То, что она может производить, разрушать и вновь производить теории ради собственного употребления, само собой разумеется. Но это можно назвать лишь вкладом в ее собственный аутопойесис, лишь операцией подсистемы «наука» в системе общества… Если социология предлагает теорию общества, то она может сделать это лишь при рефлексии на ее собственное положение, т. е. только как сопряженное с профессией собственное достижение, которое должно удовлетворять критериям особой, оперативно замкнутой системы»1. И как не согласиться с Н. Луманом? Чаще всего научная деятельность по описанию общества как раз и сводится к имитации научной деятельности по описанию общества. И социология в этом плане — не исключение, поскольку зачастую обслуживает исключительно саму себя, предлагая обществу различные модели и схемы (включая аутопойэтическую теорию), которые обществу не нужны. Вряд ли случится какая-то катастрофа здесь и сейчас, если социология или любая другая социальногуманитарная научная система прекратят свое существование, т. к. в обществе есть и другие каналы самоописания и самонаблюдения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.