К участковой медицинской сестре обратилась больная С., 48 лет. Говорит, что не знает к кому обратиться, так как сама не может справиться со своим горем. После наводящих вопросов медицинской сестры призналась, что связывает ухудшение самочувствия с внезапной гибелью сына, который скончался месяц назад в результате автомобильной катастрофы. Когда получила это известие, «как оцепенела», не могла плакать. Не плакала даже на похоронах, «не верила в произошедшее». Плохо спит, постоянно думает о сыне, винит себя в том, что не предотвратила эту роковую поездку. Рассматривает его фотографии, вещи, плачет. Не может ничего делать по дому, на работу ходит через силу, испытывает постоянную потребность поделиться с окружающими своими переживаниями. Время идет, а рана не заживает. Беспокоит плохое самочувствие: нарушение сна, слабость, отсутствие аппетита и похудание. При разговоре плачет, рассказывая о сыне. При перемене темы разговора успокаивается, критически оценивает ситуацию.
1. К какому пограничному психическому расстройству привел данный стресс?
2. Дайте определение стресса.
3. Какая помощь показана пациентке?
4. С учетом того, что пациентка работает, какими свойствами не должны обладать назначаемые препараты?
5. Как долго должна проводиться терапия?
Задача № 2
Пациентка 51 года пожаловалась участковой медицинской сестре, что в течение 3-х лет неоднократно лечилась и обследовалась в стационаре по поводу упорных, частых головных болей, но положительного эффекта не отмечает. Принимает много анальгетиков (до 10-15 таблеток в сутки) для купирования головной боли. Говорит, что не знает к кому обратиться. Со слов врачей, объяснить такие упорные головные боли результатами обследования головного мозга нельзя. При расспросе рассказала, что 3 года назад была прооперирована по поводу миомы матки в онкодиспансере, т.к. до самого конца думали о злокачественном образовании. Однако гистологическое исследование исключило злокачественное новообразование. В этот же период женился сын, и молодые стали жить вместе с пациенткой. Из-за упорных головных болей пациентка прекратила работать, является домохозяйкой.
1. Маркером какого пограничного психического расстройства являются хронические головные боли?
2. Дайте определение вида стресса у данной пациентки.
3. Какие еще стрессовые события повлияли на суммарный уровень стресса у данной пациентки?
4. В каком проценте случаев депрессия сочетается с тревогой?
5. Для уменьшения дозы анальгетиков при купировании головных болей, с какими препаратами их надо сочетать?
Задача № 3
К участковой медицинской сестре обратилась дочь пациентки 76 лет. Со слов дочери, пациентка переехала на постоянное место жительства из другого города 3 года назад. Пациентка по собственному желанию проживает одна, дочь помогает материально. До переезда пациентка работала врачом, чувствовала себя удовлетворительно. За последние 3 года пациентка похудела на 25 кг. Обследовалась в поликлинике по поводу онкологического заболевания: результаты отрицательные. При расспросе выяснилось, что после переезда у пациентки сниженный фон настроения, скучает по своим друзьям; сейчас, здесь в этом городе, у нее практически нет круга общения. Дочь много работает, уделять много времени матери не может. Дочь просит совета, как помочь матери.
1. Укажите наиболее вероятное заболевание, которое привело к ухудшению состояния.
2. Дайте определение, что такое «стрессор».
3. Назовите наиболее значимые стрессоры для данной пациентки.
4. Назовите механизмы, которые позволяют справляться со стрессорами и внутренними конфликтами и адаптироваться к ним.
5. Подскажите дочери пути решения проблемы.
Задача № 4
Мужчина 66 лет после смерти жены переехал на постоянное место жительства в город ближе к дочери и сыну. В связи с переездом последние 9 месяцев не работает. По собственному желанию проживает один, дети помогают материально. Однако последние 3 месяца стал себя плохо чувствовать: плохо спит, понижен аппетит, часто отмечает боли по ходу позвоночника, в суставах ног. Обследовался в поликлинике: острого соматического заболевания не выявлено.
1. Определите уровень стресса у пациента по Шкале социальной адаптации Холмса и Рея.
2. Дайте определение, что такое «стрессор».
3. Назовите наиболее значимые стрессоры для данного пациента.
4. Назовите механизмы, которые позволяют справляться со стрессорами и внутренними конфликтами и адаптироваться к ним.
5. Подскажите пути решения проблемы.
Задача № 5
Больной П., 42 года, обратился в поликлинику с жалобами на ощущение нехватки воздуха, страх смерти от удушья. Чувствовал себя практически здоровым до недавнего времени, пока однажды ночью не случился приступ: глубоко вдохнуть не мог, возникло ощущение «кома» за грудиной, препятствия в трахее. Удушье сопровождалось сердцебиением, дрожью в теле и сильным страхом. Не мог уснуть. Вышел на балкон, дышал свежим воздухом, пока не успокоился. После этого приступы стали беспокоить все чаще, особенно под утро (в 4-5 часов утра), просыпался в панике, выходил на балкон или улицу, гулял на воздухе, пока не нормализовалось дыхание. По совету жены пытался принимать настой валерианы, новопассит, но это не помогало. Прекратил сексуальные контакты с женой, из боязни, что это спровоцирует новый приступ. Жалуется на потерю веса. Уверен, что у него тяжелая болезнь легких (возможно, бронхиальная астма), боится, что однажды ночью умрет от приступа.
При прицельном расспросе выяснилось, что первый приступ возник после конфликта с начальством на работе, где был поставлен вопрос об его увольнении, как несоответствующего занимаемой должности.
Когда ухудшилось соматическое состояние, сам уволился с работы по собственному желанию и не знал, что ему дальше делать. Настроение снижено, тревожен, не уверен в себе и своих силах. Пессимистичен в отношении будущего, считает себя не способным продолжать работу, так как кроме деятельности в министерстве больше ничего не умеет.
1. Укажите основной стрессор у данного пациента.
2. Назовите наиболее вероятную патологию у пациента.
3. Какие еще стрессовые события повлияли на суммарный уровень стресса у данного пациента?
4. В каком проценте случаев депрессия сочетается с тревогой?
5. Подскажите пути решения проблемы.
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой:
А. СПИСОК ТЕМ УИР
1. Стресс и курение.
2. Стресс и артериальная гипертония.
3. Стресс и алкоголь.
4. Стресс и заболеваемость.
5. Причины стресса в современном обществе.
6. Психологические защиты.
7. Стрессодоступность и детский анамнез.
Б. НИРС:
1. С помощью шкалы оценки социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Рей), вопросника самооценки уровня стресса (тест Ридера) и шкалы уровня психологического стресса (Копина О.С. и соавт., 1989) определите уровень стресса у 10 человек из Вашего окружения (это могут быть и пациенты);
2. Сравните полученные данные между собой и выберите тест, с которым Вы считаете удобнее работать;
3. Предложите тестируемым определить:
§ индивидуальные стрессоры
§ проранжировать выбранные стрессоры
§ отметить знаком «+» те стрессоры, над которыми слушатели считают необходимым начать работу
§ отметить знаком «-» те стрессоры, работу над которыми они хотели бы отложить на некоторое время;
4. Напишите рекомендации, которые Вы предложили тестируемым, для преодоления стрессоров.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
Обязательная литература
1. Денисов И.Н. Общая врачебная практика (семейная медицина): практ. руководство.// М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005 -999с.