Тема: «Методы коррекции стресса. Опросники для выявления стресса и тревожно-депрессивных расстройств»
Утверждены на кафедральном заседании
(межкафедральной методической конференции)
№ протокола …………….
«____»_______________ 2011 г.
Зав. кафедрой поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом ПО ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития России
д.м.н., проф. (подпись) ……………… (Петрова М.М.).
Составитель:
д.м.н., доцент …(подпись) ……………… (Штарик С.Ю.).
Красноярск
1. Тема «Методы коррекции стресса. Опросники для выявления стресса и тревожно-депрессивных расстройств»
Значение изучения темы
В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера. Именно два последних десятилетия стали временем неуклонного поступательного нарастания заболеваемости населения стрессогенной патологией, которая не обязательно будет психогенной, отражающей только плохое самочувствие без физических изменений, но и это могут быть артриты, аллергия, инфекционные заболевания, травмы, опухоли, инсульты и пр., т.е. весь спектр соматических, эндокринных, хирургических и неврологических заболеваний. Обучение студентов методикам борьбы со стрессом приведет к повышению стрессоустойчивости и снижению заболеваемости, как у самих студентов, так и в будущем у их пациентов.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающиеся
должны знать
§ понятие «стресс»
§ личностные факторы стресса
§ контролируемые и неконтролируемые стрессоры
§ как можно управлять стрессом и преодолевать стресс;
будут уметь:
§ определять индивидуальный уровень стресса
§ определять стрессовое поведение, которое можно изменить
§ определять и преодолевать препятствия по управлению стрессом
§ определять уровень тревожно-депрессивных расстройств
будут владеть
§ методами определения уровня стресса
§ методами определения уровня тревоги
§ методами определения уровня депрессии
4. План изучения темы:
4.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
- заполнение опросников;
- расшифровка опросников
- выявление типичных ошибок
4.3. Итоговый контроль знаний:
- решение ситуационных задач, тесты по теме;
- подведение итогов.
5. Основные понятия и положения темы. Понятие «стресс». Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Методы самооценки уровня стресса: шкала социальной адаптации Холмса и Рея и тест Ридера. Методы преодоления стресса. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Методы самооценки тревоги и депрессии: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); тест Бека (BDI), шкала Цунга, шкала депрессий Центра эпидемиологических исследований (CES-D); тест тревожности Спилбергера-Ханина.
СТРЕСС — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает.
Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.
К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» и пр.).
К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления — мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации.
Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.
Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оцениваети как он на них реагирует.
Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.
Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса
Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Условно стрессоры можно разделить на:
· стрессоры управляемые (зависят от нас)
· стрессоры неуправляемые (неподвластные нам)
· стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.
Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры.
Стрессоры управляемые (зависят от нас). К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и факторы здоровья, и факторы нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, иногда простой недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.
Обучение таким основам, как развитие уверенности в себе, социальные навыки, овладение способами межличностного общения (коммуникации), позволяет преодолевать многие стрессовые ситуации и избегать стрессовых реакций.
К управляемым стрессорам можно отнести ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения:
Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс, сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека, т.е. его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.
Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.