Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Значение изучения темы



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К АУДИТОРНОМУ СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

Тема: «Методы коррекции стресса. Опросники для выявления стресса и тревожно-депрессивных расстройств»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола …………….

«____»_______________ 2011 г.

 

Зав. кафедрой поликлинической терапии, семейной медицины
и здорового образа жизни с курсом ПО
ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития России

д.м.н., проф. (подпись) ……………… (Петрова М.М.).

 

Составитель:

д.м.н., доцент …(подпись) ……………… (Штарик С.Ю.).

 

Красноярск


1. Тема «Методы коррекции стресса. Опросники для выявления стресса и тревожно-депрессивных расстройств»

Значение изучения темы

В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера. Именно два последних десятилетия стали временем неуклонного поступательного нарастания заболеваемости населения стрессогенной патологией, которая не обязательно будет психогенной, отражающей только плохое самочувствие без физических изменений, но и это могут быть артриты, аллергия, инфекционные заболевания, травмы, опухоли, инсульты и пр., т.е. весь спектр соматических, эндокринных, хирургических и неврологических заболеваний. Обучение студентов методикам борьбы со стрессом приведет к повышению стрессоустойчивости и снижению заболеваемости, как у самих студентов, так и в будущем у их пациентов.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающиеся

должны знать

§ понятие «стресс»

§ личностные факторы стресса

§ контролируемые и неконтролируемые стрессоры

§ как можно управлять стрессом и преодолевать стресс;

будут уметь:

§ определять индивидуальный уровень стресса

§ определять стрессовое поведение, которое можно изменить

§ определять и преодолевать препятствия по управлению стрессом

§ определять уровень тревожно-депрессивных расстройств

будут владеть

§ методами определения уровня стресса

§ методами определения уровня тревоги

§ методами определения уровня депрессии

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

- заполнение опросников;

- расшифровка опросников

- выявление типичных ошибок

4.3. Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач, тесты по теме;

- подведение итогов.

5. Основные понятия и положения темы. Понятие «стресс». Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Методы самооценки уровня стресса: шкала социальной адаптации Холмса и Рея и тест Ридера. Методы преодоления стресса. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Методы самооценки тревоги и депрессии: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); тест Бека (BDI), шкала Цунга, шкала депрессий Центра эпидемиологических исследований (CES-D); тест тревожности Спилбергера-Ханина.

СТРЕСС — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает.

Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.

К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» и пр.).

К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления — мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации.

Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.

Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оцениваети как он на них реагирует.

Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.

Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса

Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Условно стрессоры можно разделить на:

· стрессоры управляемые (зависят от нас)

· стрессоры неуправляемые (неподвластные нам)

· стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры.

Стрессоры управляемые (зависят от нас). К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и факторы здоровья, и факторы нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, иногда простой недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.

Обучение таким основам, как развитие уверенности в себе, социальные навыки, овладение способами межличностного общения (коммуникации), позволяет преодолевать многие стрессовые ситуации и избегать стрессовых реакций.

К управляемым стрессорам можно отнести ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения:

Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс, сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека, т.е. его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.