Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика состояния рынка легкой промышленности.



ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «8 Марта»

Характеристика состояния рынка легкой промышленности.

 

Легкая промышленность обеспечивает население страны высококачественными модными товарами в широком ассортименте по доступным ценам. Она объединяет более 10 отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в обеспечении населения потребительскими товарами. Часть продукции (примерно четверть всего производства) поставляется на экспорт. В легкой промышленности функционируют около 500 предприятий, которые выпускают более 5 тыс. наименований продукции. В ней создается 3,9% стоимости произведенной промышленной продукции, занято 12,6% общей численности промышленно-производственного персонала страны [8].

Легкая промышленность объединяет несколько подотраслей:

1.Текстильная:

- хлопчатобумажная;

- шерстяная;

- шёлковая;

- льняная;

- пенько-джутовая;

- трикотажная;

- валяльно-войлочная;

- сетевязальная;

2 .Швейная;

3. Галантерейная;

4. Кожевенная;

5. Меховая;

6. Обувная.

В легкой промышленности Беларуси самой крупной по объему выпускаемой продукции и числу занятых рабочих является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажа, валяльно-войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья. К текстильной промышленности относятся такие предприятия, как УП «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», ОАО «Лента» в Могилеве, ОАО «Камволь» и ОАО «Сукно» в Минске, РУПТП «Оршанский льнокомбинат», ОАО «Моготекс» в Могилеве, ОАО «Свитанак» в Солигорске, ОАО «Витебские ковры», ОАО «Ким» в Витебске и другие. Они производят различные ткани, пряжу, гардинно-тюлевые изделия и т. д. Однако, как свидетельствуют данные, производство основных видов текстильной промышленности Республики Беларусь продолжает снижаться или увеличивается незначительно. Это объясняется широким завозом в республику продукции из Китая, Турции и других стран.

Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого трикотажа, трикотажного полотна, чулочно-носочных и других изделий. Их производство сосредоточено на следующих крупных предприятиях: ОАО «Брестский чулочный комбинат», РУПП «Барановичская трикотажная фабрика», ОАО «Солигорское трикотажное предприятие «Купалшка», промышленно-торговые предприятия (Пинское «Полесье», Минское «Алеся», Гомельское «8 Марта», Жодинское «Свитанак») и др. В подотрасли используются хлопчатобумажная пряжа, химические волокна и нити, изготовляемые в текстильной и химической промышленности.
Второй по значению и самой распространенной в республике является швейная подотрасль легкой промышленности. Число предприятий подотрасли превышает 170. Крупнейшими предприятиями являются швейные фабрики: ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилеве и др. Их основная специализация – пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий. Часть продукции швейных предприятий республики направляется на экспорт не только в страны СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию.
На территории страны успешно работают такие совместные предприятия швейной промышленности, как «Джерси» в Бресте, «Гартен» и Барановичах и др.

Кожевенно-обувная промышленность в последние годы столкнулась с проблемой обеспечения предприятий качественным сырьем. Низкие таможенные пошлины на вывоз кожевенного сырья из Беларуси привели к тому, что наиболее качественное сырье экспортируется за ее пределы. Это оказывает негативное воздействие на качество продукции, выпускаемой подотраслью.
В перспективе легкая промышленность Беларуси ориентируется как на максимально возможное удовлетворение платежеспособного спроса на внутреннем рынке, так и на достижение наибольших результатов на внешних рынках. Предусматривается обеспечить население страны высококачественными, модными товарами в широком ассортименте, по доступным ценам, восстановить доверие покупателей к товарам отечественного производства.

Легкая промышленность Республики Беларусь имеет высокую экспортоориентированность. Ставится задача уменьшить зависимость от импортных поставок сырья и материалов за счет увеличения производства в республике льноволокна, создания новых видов химических волокон и нитей, красителей, кожевенных материалов для обуви. В этой связи намечено внедрить технологии производства текстильных и трикотажных материалов на основе нового текстильного сырья, создаваемого предприятиями химической промышленности республики с улучшенными гигиеническими свойствами.

Обновление технической базы производства в легкой промышленности предусматривается вести на основе новых технологий и технологических решений главным образом за счет собственных средств предприятий.
Приоритеты в развитии легкой промышленности отдаются предприятиям, позволяющим в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции.

ОАО « 8 Марта» относится к отрасли легкой промышленности .

Анализ состояния рынка проводится по отрасли легкой промышленности. Характеристику состояния легкой промышленности Республики Беларусь можно увидеть в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1-Характеристика состояния рынка легкой промышленности.

Наименование фактора Значение по годам
Число предприятий, единиц
Объем продукции, млрд. руб.
Индексы производства продукции (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году 105,7 102,6 100,3 100,7 90,3 113,5 106,8 101,4 97,3 97,6
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек 107,1 104,2 102,5 100,3 94,9 87,2
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, (в фактических действовавших ценах),млрд. руб. 307,3 461,1 1972,0 2211,5 1658,0 1097,7
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, процентов 4,0 6,5 7,7 9,6 8,1 7,5 19,9 13,6 8.7 5,9

Источник: собственная разработка

 

Исходя из данных статистических сборников, можно сказать, что рынок легкой промышленности за 10 лет увеличился. Этому способствовали следующие причины: из-за отсутствия барьеров, выросло число предприятий( не смотря на то что на период с 2008 на 2009 года произошло значительное уменьшение количества предприятий), в 2005 году число предприятий составило 1257 единиц, а 2014 – 1671 единиц, это показывает привлекательность рынка, с точки зрения получения прибыли, а также о повышении спроса в отрасли; объем продукции в рассматриваем периоде постепенно возрастал, наиболее резкое увеличение объема продукции, в два раза, наблюдается в 2011 году. В 2005 году объем продукции составил 2950 млрд.руб. ,а в 2014 году 20353 млрд. руб в связи с этим увеличилась прибыль от реализации продукции в 2014 году она составила 1097,7 млрд.руб.; среднесписочная численность персонала постепенно уменьшалась на протяжении с 2005-2014 гг..(2005г – 131тыс.чел, 2014г – 87,2 тыс.чел); рост прибыли постепенно увеличивался на протяжении с 2005 по 2012 гг(2005г – 80 млрд.руб, 2014г – 1097,7 млрд.руб ). в 2013 году произошел резкий спад прибыли ; рентабельность реализованных товаров характеризуется скачкообразным эффектом, с 2005 по 2008гг она увеличивалась(2005г – 4,0%, 2008г – 9,6%), с 2009 по 2010 спад реализованных товаров(2009г – 8,1%, 2010г – 7,5%), 2011 резкий скачок вверх(19,9%), а затем в 2012-2014 снова постепенный спад(2012г – 13,6%, 2013г – 8,7%, 2014г – 5,9%).

 

 

В таблице 1.2 представлен анализ факторов внешней среды.

 

Таблица 1.2-Анализ факторов внешней среды.

Тенденция изменения Возможность/угроза Планируемый отклик
Повышение индекс цен Данный фактор является угрозой для деятельности предприятия(снижение спроса на продукцию) Повышение качества продукции
Снижение численности населения Данный фактор является угрозой для деятельности предприятия(снижение спроса на продукцию) Происходит снижение численности населения, что ведет к уменьшению объемов продаж и снижению прибыли
Увеличение числа детей Данный фактор является возможностью для деятельности предприятия(рост спроса на детские изделия) Расширение ассортимента детских изделий.
Увеличение доходов населения Данный фактор является возможностью для деятельности предприятия Выпуск высококачественных изделий
Высокий темп инфляции   Данный фактор является угрозой для деятельности предприятия Увеличение инфляции приводит к увеличению цен на продукцию
Изменения в технологии производства Данный фактор является возможностью для деятельности предприятия Способствуют выпуску продукции более высокого качества
Прогнозы ближайшего вступления в ВТО Данный фактор является возможностью для деятельности предприятия Вступление страны в ВТО позволит расширить рынки сбыта для предприятия

Источник: собственная разработка

 

Анализируя факторы макросреды были выявлены угрозы и возможности предприятия. Число детей, доходы населения, изменения в технологии производства являются возможностями предприятия. Они способствуют расширению ассортимента продукции, выпуску высококачественных изделий, расширению рынков сбыта. Индекс цен, высокий темп инфляции, снижение численности населения являются угрозам предприятия. Все эти факторы оказывают негативное влияние на спрос, на развитие и расширение производства, на наличие зарубежных клиентов и уровень развития предприятия.

 

 

Модель Портера.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.