Римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом.
Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Новые конструктивные принципы: арки, своды, купола, наряду с колонами использовали столбы и пилястры. Во II - I вв. до н.э бетон, сводчатые конструкции. (Колизей 50 тысяч зрителей, Пантеон купольное сооружение высотой 43 м) Новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы - сложный, окружённый парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок. Новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Активное возведение мостов, акведуков.
Римский скульптурный портрет I в. до н. э. — IV в. н. э. Этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи - доминирующее значение. Созданы тип статуи тогатус (оратора в тоге), и бюсты. Суровая простота и отточенной правдивостью образов. Во II - I вв. до н.э. «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.
1 ранний республиканский период - натурализм. ранние портреты: лицо мертвенно спокойное, на гладком лбу тонкие морщины, взор безжизненный, глазное яблоко запало, рот сжат, скулы резко выражены (портрет старого римлянина).2.Сочетание римской точности в изображении черт лица с приемами обобщения характерного для греческого искусства (Александр Македонский). 3.Идея господства Рима - образное воплощение в многочисленных статуях императоров, которые воздвигали на площадях и в храмах (статуя Октавиана Августа). 4. влияние сатиры. обличительный пафос близок к беспощадному реализму портрета второй половины 1 века до н.э. (портрет императора Веспасиона)5.Парадный портрет (портрет знатного римлянина). 6. 2 век влияние греч. искусству, эмоциональное состояние (портрет Ливии, конная статуя Марка Аврелия).
Во II - III вв. н.э. высшего расцвета достигает римская юриспруденция. литература эпохи ранней империи. Рассвет при Августе (63 до н.э. - 14 н.э.).привлекал ко двору писателей, поэтов, художников. Приближённый Августа - Гай Цильний Меценат. Среди пользовавшихся поддержкой Мецената - поэты Вергилий и Гораций, Овидий
Надо проверить этот ответ 9. Общая характеристика средневековой культуры и искусства. Романский, готический стиль.
Искусство европейского зрелого средневековья - романский (11-12 вв.) и готический (конец 12 в., 13 и 14 вв.). идеологической сила - католическая церковь - крупнейший феодальный властитель.
Романский стиль.
• формировалось во Франции - в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии. Ведущая роль в искусстве - архитектура. Замок-крепость или храм-крепость Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
• Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные;
• Форма: прямоугольная, цилиндрическая;
• Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
• Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;
• Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные;
• Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом
преемственность в архитектуре от поздней античности (арки, апсиды) Замок крепость. Церковь крепость стена крепость. Контрфорсы возводились вокруг всего сооружения. Каменная резьба наружные стены - растительного орнамента, сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц (Востока) Стены внутри росписи. книжной миниатюры влияние византийского искусства, (иконография) использование железа и бронзы (решетки, ограды, замки, двери) Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Шпалеры(ковры). Орнаментика восточная (Крест походы)
Архитектура: во Франции - Notre-Dame du Port в Клермоне; в Англии - церкви в Винчестере; в Германии - бамбергский, майнцский, шпейерский, вормсский соборы;
Готический стиль
• Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;
• Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;
• Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
• Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;
• Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
• Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;
появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов,
Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.
Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви.
12 собор Парижской богоматери, собор в Шартре, 13 в собор в Реймсе