Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Я доволен встречей со Схеффером



 

 

Стенограмма пресс‑конференции постоянного представителя России при НАТО Д.О. Рогозина, 18 декабря 2008 г., Брюссель (Sheraton Airport Hotel)

 

Уходит 2008 год, который для всех был очень непростым. Мы провожаем его с надеждой на то, что в новом году те дискуссии, которые были очень эмоциональными и антагонистичными, все‑таки приобретут более конструктивный характер.

Я только что завершил рабочую встречу с генеральным секретарем НАТО господином Яапом де Хооп Схеффером. Мы обсудили весь комплекс вопросов, которые накопились за несколько месяцев стагнации наших двусторонних отношений.

Не буду живоописывать эмоциональные стороны разговора с генеральным секретарем НАТО. Скажу только, что эти эмоции связаны с тем, что предстоят весьма сложные шаги по нормализации наших отношений. В целом я доволен прошедшей встречей. Самое сложное в такого рода отношениях – сделать первый шаг, и хочу подчеркнуть, что инициатива сегодняшней встречи всецело принадлежит НАТО. Это вызывает определенное удовлетворение, поскольку общение с Российской Федерацией в августе этого года было прекращено по инициативе самой НАТО, когда было заблокировано заседание Совета Россия – НАТО (СРН) и приостановлен обмен информацией.

Мы поддержали стремление Генсекретаря НАТО выйти на прямой открытый разговор с целью обсуждения возможностей восстановления отношений. У нас нет ограничений на сей счет. Ограничение может быть только одно: мы считаем, что между событиями 7 и 8 августа и нынешними днями должен быть перекинут смысловой мостик. Я хочу сказать, что прежде, чем смотреть в будущее, нужно все‑таки иногда посматривать и в «зеркало заднего вида». Всегда движение по магистрали будет более уверенным, если вы не только смотрите вперед, но еще не забываете о том, что происходило в недавней вашей истории. Поэтому делать вид, что ничего не произошло в наших отношениях, мы просто не можем.

Нам известно, что альянс принимал определенные решения, которые сейчас он де‑факто пересмотрел, фактически дезавуировав решение августовского заседания министров иностранных дел альянса. Генсекретарю НАТО было поручено восстановить политические контакты с Российской Федерацией, подчеркну – на политическом уровне, и вот сегодня такого рода первый контакт состоялся.

Россия не является объектом деятельности НАТО в рамках СРН. Совет Россия – НАТО – это общее дело и, безусловно, необходима воля обеих сторон, необходимо обоюдное понимание важности скорейшей нормализации долговременных отношений Россия – НАТО.

Смысл сотрудничества между Россией и НАТО – это, прежде всего, укрепление безопасности. Если в результате этих контактов безопасности становится меньше, то это сотрудничество не работает, оно не является реальностью. Поэтому я хотел бы сказать, что разговор, который только что состоялся с господином Яапом де Хооп Схеффером, был в каком‑то смысле даже философским. Он был обращен и в прошлое, и в будущее и затрагивал основы проблем безопасности между Россией и странами, входящими в НАТО.

До сих пор в культурах европейских народов существует старый рыцарский обычай при встрече обмениваться приветствиями, а также сдвигать бокалы вина. Когда эти бокалы соприкасаются, то вино переливается из одного в другой – таким образом рыцари дают понять, что в кубках нет яда и что они могут доверять друг другу. Это очень важно и на сегодняшний момент, потому что современные политические рыцари должны начинать свой диалог, прежде всего с восстановления утерянного доверия.

Как его восстановить? Думается, что за одну встречу, одним неформальным контактом на уровне послов сделать это невозможно. Разбить горшки просто, склеить их – тяжело. Сегодня мы находимся лишь в начале непростого пути восстановления доверия, которое было утрачено в августе 2008 г. Но самое главное, – стороны должны понимать, что, несмотря на существующие разногласия, которые могут носить порой и антагонистический характер, контакты, диалог не должны прерываться.

Мы действительно были крайне удивлены тем, что СРН, который специально создавался для подобного рода ситуаций, для разрешения сложных кризисных моментов, вдруг оказался заблокированным альянсом. Поэтому, говоря о восстановлении отношений, мы должны рассмотреть и ряд этических вопросов. И этика наших отношений подсказывает нам то, что мы должны до конца оставаться профессионалами, сколь бы ни были сложными наши дискуссии.

Хлопать дверью, убегать, прятаться от контакта – это непрофессионально и неэтично. Думаю, что разговор на эту тему обязательно должен состояться. Прежде, чем рассматривать серьезные глобальные вопросы безопасности, в частности, связанные с Афганистаном, пиратством, с международным терроризмом, с угрозой распространения тяжелых форм наркотиков, с оргпреступностью и т. д., должен быть «переброшен мост» из августа в январь. Поэтому мы настаиваем на серьезном анализе ситуации, которая возникла после агрессивных действий режима Саакашвили. Необходимо также проанализировать реакцию основных игроков международной политики, прежде всего России, НАТО, Европейского союза.

Я, как говорят у нас дипломаты, испытываю чувство осторожного оптимизма по итогам прошедших консультаций с Генсеком НАТО. Мы договорились, что в середине января состоится неформальное заседания СРН на уровне послов. Договорились о некоторых других шагах, о которых я вынужден пока умалчивать, но они, в общем, лежат в поле нормализации отношений между нами. В любом случае наши действия будут носить согласованный характер, и цель этих действий – восстановить ценности Римской декларации 2002 года, восстановить равноправное сотрудничество в СРН между всеми 27 государствами‑участниками, представленными в СРН в их национальном качестве. Думаю, что если намеченный постепенный график будет выдержан, и осторожные меры по восстановлению отношений будут реализовываться как НАТО, так и Россией, то в течение нескольких месяцев мы могли бы выйти на приемлемые для нас условия сотрудничества.

 

О наших планах

 

 

Стенограмма пресс‑конференции постоянного представителя России при НАТО Д.О. Рогозина по случаю первой годовщины работы в НАТО, 27 января 2009 г.

 

Уважаемые коллеги, добрый день!

Сейчас я вам немножко расскажу о наших планах.

Сегодня для меня достаточно важное событие: исполняется ровно год с момента, как я приехал в Брюссель в качестве нового постоянного представителя России при НАТО. Число сегодня 27 – именно таково число участников Совета Россия – НАТО: 26 + 1 как раз 27. И, конечно, хоть мы и не хватаемся за цифры, символы в нашей жизни тоже имеют очень важное значение. Если вы обратите внимание на эмблему Постпредства России при НАТО, вы тоже увидите здесь определенный символ: это российский двуглавый орел, наследие Византии, который держит в своих лапах что‑то напоминающее компас НАТО. Это не означает, что российский орел будет лететь по натовскому компасу, и это не означает, что российскому орлу придется лететь тяжело, потому что в своих лапах он несет такую тяжесть. На самом деле это означает только то, что Россия и 26 стран‑участниц альянса сегодня связаны фактически одной судьбой, цель которой сделать жизнь наших народов гораздо более безопасной, чем было до сих пор.

На этот год работы пришлось очень много крайне важных событий. Я хотел бы очень кратко их вспомнить. Первое событие по хронологии национального и международного плана – это избрание нового российского президента, им стал практически мой ровесник Дмитрий Медведев, которого я очень хорошо знаю по совместной работе в Государственной Думе, где я возглавлял фракцию, Дмитрий Анатольевич возглавлял в то время Администрацию Президента, и мы часто с ним встречались.

После своей инаугурации Дмитрий Медведев, как глава государства, выдвинул новую инициативу, она сейчас является основной по глубине, по долгосрочности своей реализации, идеей, охватывающей все евроатлантические институты. Эта идея, как вы знаете, связана с выходом на подписание юридически обязывающего Договора о европейской безопасности. Эта идея появилась в июне прошлого года.

Второе важное событие, которое состоялось уже в апреле прошлого года – это известный саммит НАТО в Бухаресте, на полях этого саммита состоялась встреча на высшем уровне между Россией и НАТО. Думаю, что бухарестский саммит, на самом деле, стал эпохальным событием в истории альянса, может быть, недооцененным до сих пор средствами массовой информации, потому что именно там впервые в результате странного компромисса появилась странная формулировка, которая касается двух стран, наших соседей, Украины и Грузии. Сказано было в данном документе с абсолютной определенностью, что когда‑нибудь эти государства статут членами НАТО. Данная формулировка привела сразу к двум событиям. Первое событие состоит в том, что вопрос о расширении НАТО на Восток, непосредственно к границам Российской Федерации, стал темой номер один в нашем диалоге, практически отодвинув гораздо более ценные для Запада вопросы: скажем, сотрудничество в Афганистане, вопросы борьбы с пиратством. Кстати говоря, впервые вопрос о совместной борьбе с пиратством был поставлен российской стороной, именно российским постпредом здесь, в штаб‑квартире НАТО.

Для самой Грузии, для самой Украины решение бухарестского саммита также имело драматическое, порой даже трагическое значение. В частности, президент Саакашвили посчитал, что данная формулировка дает ему право на индульгенцию, на любые решения, на любые действия, в том числе силовые против несогласных с его политикой, с политикой унитарной Грузии, автономий: Абхазии и Южной Осетии. Для Украины данное решение тоже было драматичным, оно привело к тотальному, теперь уже перманентному политическому кризису между самыми разными ветвями власти, а также внутри самой исполнительной власти – к противоречиям и противостоянию, порой крайне эмоциональному, между президентом и премьер‑министром.

Август, период отпусков, был прерван сообщениями о ночной атаке на город Цхинвал, которую осуществила грузинская армия. И тогда в августе многим из вас и мне пришлось прервать свои отпуска. После того, как мне 19 августа в момент созыва встречи министров иностранных дел НАТО было отказано в помещении для проведения собственной пресс‑конференции в штаб‑квартире НАТО, мы, как вы помните, сломали эту стенку, поставили здесь микрофоны и с тех пор засели в спокойный, тихий кабинет российского постпреда в офисе НАТО, который превратился в комнату для наших с вами встреч, чему я, кстати, очень рад.

После драматических событий, драматического обмена мнениями, если так можно выразиться, и после совершенно голословных обвинений, которые сыпались на нашу голову, отношения между Россией и НАТО были практически заморожены, хотя они поддерживались на уровне двусторонних контактов постпредов и наших дипломатов. Абсолютно убежден, что НАТО должна была бы в подобного рода ситуациях действовать прямо противоположным образом. Уходить от прямой дискуссии в рамках чрезвычайных механизмов, контактов Совета Россия – НАТО, отказываться от чрезвычайного заседания Россия – НАТО, т. е. от возможности получить информацию от российской стороны, оставить себя лишь один на один с военной грузинской пропагандой – это была стратегическая ошибка, которая сейчас осознается абсолютным большинством делегаций, работающих при НАТО. И когда меня сегодня спрашивают, что стало побудительным мотивом для того, чтобы руководство НАТО пошло на восстановление отношений с Россией, является ли это Афганистан, ситуация в котором заставляет НАТО искать союзников, прежде всего, такого стратегического союзника, как Россия. Я думаю, что да, но главное в другом.

Главное все‑таки то, что осознание совершенной ошибки приводит к необходимости ее исправления как можно быстрее. Именно это двигало министрами иностранных дел стран НАТО, которые в начале декабря прошлого года собрались и приняли решение о поэтапном и дозированном восстановлении наших отношений. Итогом этих консультаций, этого страстного желания НАТО поправить ситуацию в отношениях с Россией, собственно говоря, это их желание сталкивалось и с нашим желанием не иметь конфронтации там, где можно ее не иметь, мы всегда выступали за диалог, даже в самых сложных условиях, потому что мы, в конце концов, европейцы, живем на одной и той же земле, у нас один дом, и пора нам договориться, на основе каких правил мы будем выстраивать наши отношения. Поэтому у нас встречная воля, добрая воля России, и вчера состоялось первое за последние пять месяцев заседание Совета Россия – НАТО. Но, конечно, это событие состоялось бы позже, а может быть, вообще бы не состоялось, если бы не важные политические процессы, которые теперь проистекают в Вашингтоне.

Я, говоря о годе своей работы здесь в НАТО, хотел бы отметить в качестве крупного и крайне важного долгоиграющего события избрание в Соединенных Штатах Америки нового президента Барака Обамы. Почему такие надежды мы связываем с новым американским президентом – я могу объяснить. Дело в том, что Барак Обама победил в честном политическом бою, победил чисто, он прекрасный оратор, новый человек с новыми идеями, желающий исправить грубейшие ошибки предыдущей администрации, а может, предыдущих администраций, и, безусловно, к нему как свежему и незашоренному человеку в американской политике присутствует большой интерес не только в Европе, но и в мой стране. Сейчас у нас и в Америке два молодых президента – это люди, которые сформировались уже после «холодной войны», на них нет печати конфронтации между Востоком и Западом. Именно поэтому мы надеемся на то, что новая американская администрация сможет по‑новому взглянуть на ту инерцию, по которой шли прежние американские руководители, и отказаться от ряда дестабилизирующих европейскую безопасность проектов господина Буша.

Любопытно, что и здесь, в штаб‑квартире НАТО, вплоть до 20 января было полное затишье, и практически никакие делегации не принимали никаких решений, ожидая только одного – дня инаугурации, а значит, формирования новой американской администрации. Теперь хозяин появился у себя дома, теперь его партнеры понимают, что делать, и мы ощущаем, что действительно вчерашнее заседание, которое проходило очень откровенно, очень по‑деловому, с глубоким смыслом в обсуждении вопросов и наших двусторонних отношений, и вопросов безопасности в мире. Мы считаем, что это заседание открывает путь к постепенному восстановлению наших отношений, в том числе, в сфере военного сотрудничества.

Чего реально не хватает в наших отношениях, так это двух вещей. Первое – доверия, которое было в значительной степени утрачено в России по отношению к НАТО именно потому, что в, казалось бы, достаточно простой ситуации российское общественное мнение было шокировано тем, что НАТО однозначно встало на сторону нападающей стороны. И это доверие, конечно, придется долго и скрупулезно восстанавливать. Восстанавливать его можно только через сотрудничество – это вторая вещь, которой не хватает в наших делах – практическое сотрудничество, реальное сотрудничество не на словах, а на в реальных проектах. Но не может быть доверия без сотрудничества, и не может быть практического сотрудничества без восстановления доверия, это, как известная дилемма: что должно быть сперва – курица или яйцо. Для того чтобы восстановить это доверие, мы обязаны просто вернуться к тем принципам, которые были прописаны в Римской декларации 2002 года, на основании которой как раз и был создан Совет Россия – НАТО.

Я напомню вам эти принципы.

Первый принцип – Россия и НАТО сотрудничают как полноправные партнеры. Ни Россия не является объектом политики НАТО, ни НАТО не может быть объектом политики России. Мы – субъекты, равноправные, вступившие в диалог для решения общих проблем. Второй принцип состоит в том, что не может быть достигнута безопасность одного участника за счет другого участника этой кооперации. Безопасность НАТО заканчивается у кончика носа России, и наоборот. И третье – мы участвуем в Совете Россия – НАТО в сугубо национальном качестве. Не может быть такой ситуации, когда НАТО предварительно собирает и вырабатывает решение в составе 26 государств, а потом приходит на Совет Россия – НАТО и российской делегации объявляет о уже принятом решении. Так работать не получится. Мы работает в национальном качестве – это означает, что все проблемы, которые обсуждаются в Совете Россия – НАТО, принимаются сообща, без блокового подхода, без предварительного согласования среди союзников по альянсу.

Ну и последнее, что я хотел бы добавить к этим принципам. Стало очевидным, вот сейчас, за эти пять месяцев нашей горькой разлуки, которая наконец‑то прекратилась, следующее. Постпреды, работающие в Совете Россия – НАТО, – это люди, а не страусы, и когда возникает какая‑либо важная проблема, ее надо обсуждать, а не прятать свою голову в песок. Если возникает у кого‑то желание заморозить работу Совета Россия – НАТО, воспрепятствовать обмену полезной и крайне необходимой информацией – то это, на самом деле, действия, которые должны быть осуждены всеми остальными. Совет Россия – НАТО не может быть подвержен попыткам моратория его деятельности даже в самых сложных, самых чрезвычайных обстоятельствах.

Ну и самое последнее, я хочу подвести итог. Я не могу найти других слов, кроме слов политкорректных: я действительно с оптимизмом смотрю в наше будущее, я считаю, что вчерашняя встреча создала реальную основу для конструктивного разговора между нами, что диалог: политический диалог, военное сотрудничество и сотрудничество в «третьем измерении» – будут восстанавливаться. Но все‑таки ощущение личное состоит в том, что очень легко разбить горшок, но очень трудно найти клей и все осколки собрать, вновь склеить, а потому восстановление отношений между Россией и НАТО будет идти, конечно, непросто, но оно будет идти.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.