Выступление Постоянного представителя России при НАТО Д.О. Рогозина в Европейском центре стратегических исследований (European Centre of International and Strategic Research), 21 октября 2008 г.
Сегодня после огромного потока лжи, вываленной на мою страну на Западе, очень сложно, особенно молодому человеку, понять, что собственно произошло в Южной Осетии, позицию России, действия ЕС и США, бездействие НАТО. Но это крайне важно понять для будущего Европы и России, для их общей безопасности и прогресса. Важно понять, какую роль сыграли и будут играть существующие на евроатлантическом пространстве международные организации, такие как ЕС, ОБСЕ и НАТО. Кавказский кризис стал своего рода тестом, проверкой на прочность имеющейся системы безопасности. И сегодня мы должны признать, что эта система не справилась со своей главной задачей – обеспечение именно общей безопасности для всего континента. Тест оказался провален. Надо готовиться к переэкзаменовке, делать анализ произошедшего и уже с учетом этого вместе перезагружать матрицу европейской безопасности.
Это именно то, что сейчас предлагает Россия – провести инвентаризацию механизмов европейской безопасности, ее международных региональных институтов и их функций, и на этой основе выработать юридически обязывающий Договор о системе взаимных гарантий безопасности в Европе. Тем самым обеспечить равную безопасность для всех стран континента. Недавно в Эвиане Европейский союз признал правильность этой инициативы России и высказал заинтересованность в начале такой работы. В качестве рабочей площадки была предложена ОБСЕ, как наиболее подходящий и представительный форум.
К сожалению, не могу сказать в этой связи ничего о НАТО. На сентябрь было запланировано заседание Совета Россия – НАТО, на котором я должен был представить российские предложения по новой концепции безопасности, но альянс отказался проводить его и, практически, альянс, как и в случае с грузинским кризисом, самоустранился от участия в важнейших вопросах евроатлантической безопасности.
Хотел бы отметить, что изначально, в момент своего создания в 2002 году, Совет Россия – НАТО замышлялся как механизм для осуществления диалога, сотрудничества и принятия совместных решений по вопросам, представляющим взаимный интерес (нераспространение и контроль над вооружениями, борьба с терроризмом, взаимодействие в области чрезвычайного гражданского планирования, военное сотрудничество и т. д.). В кризисных ситуациях СРН должен был действовать, в первую очередь, как форум для «проведения срочных консультаций» – именно так это записано в нашем основополагающем документе – Римской декларации. А стратегическая задача Совета – служить основной структурой развития взаимодействия России и НАТО.
Но, к сожалению, на практике это не произошло, и не по вине России. Даже в период рассвета в СРН не было реального диалога, а существовало два монолога – российский и натовский.
В последние годы в наших отношениях с альянсом остро встал вопрос необоснованного расширения НАТО на пространство СНГ, сопровождающееся беспрецедентной милитарилизацией Грузии и перманентным политическим кризисом на Украине. Мы неоднократно на самых различных уровнях предупреждали партнеров по СРН, что накачка Тбилиси самыми современными видами наступательных вооружений неминуемо приведет к обострению существовавших тогда на территории Грузии конфликтов. И учитывая нестабильность руководства этой страны, подтолкнет Сакаашвили к прямой агрессии против Южной Осетии и Абхазии. Ведь он пришел к власти на реваншистской, крайне националистической волне, пообещав грузинам восстановление территориальной целостности страны любыми средствами. Демократические лозунги розовой революции так и остались лозунгами – в стране вновь стал формироваться традиционный для Грузии тоталитарный режим.
Характерно, что главное требование НАТО к своим партнерам – наличие демократического контроля над вооруженными силами страны – так никогда и не было реализовано Тбилиси, иначе как бы могла произойти столь кровавая агрессия против Южной Осетии, сопровождаемая целенаправленным массовым истреблением мирного населения этой республики?
Более того, поставками оружия Тбилиси занимались и страны – члены альянса, главным образом, США и страны Восточной Европы. Они предоставили Тбилиси танки – 175 шт., БМП – 126 шт., артиллерийские орудия 67 шт., минометы – 99 шт., системы залпового огня – 6 комплексов. Больше всех отличилась Эстония: по сообщениям СМИ, Таллин направил около 50 добровольцев из резервистов эстонской армии для поддержки агрессии Тбилиси.
Активно в этот процесс была вовлечена и Украина – продвинутый партнер НАТО. Характерный пример: Киев продолжал поставки вооружений даже после нападения Грузии на Южную Осетию. Есть фактические данные, что даже 8 августа, когда весь мир ужаснулся кровавой бойне в ночном Цхинвале, Киев продолжал накачивать Тбилиси оружием. Президент Украины снимал с боевого дежурства военную технику и направлял ее в Грузию.
Украиной были поставлены 7 зенитно‑ракетных комплексов «Бук‑M1», последний получен в июне 2008 г. (все были сняты с боевого дежурства, т. е. в ущерб обороноспособности страны), 48 управляемых зенитных ракет, 200 ПЗРК «Стрела» и «Игла», танки Т‑72. В 2008 году – боевые модули «Шквал» (еще не стоящие на вооружении украинской армии) и системы залпового огня «Град», которым грузинские войска 8 августа пытались сровнять с землей столицу Южной Осетии.
Как известно по расследованию фактов этих поставок в парламенте Украины была создана специальная комиссия, и кто знает, не вызвала ли деятельность этой комиссии роспуск Верховной рады президентом Ющенко.
Таким образом, можно утверждать, что НАТО целенаправленно вооружала Грузию. Военный бюджет этой страны ежегодно в среднем увеличивался на 60 % и составлял на момент начала агрессии более 20 % ВВП. Для примера, расходы на оборону стран – членов НАТО ограничены 2 % ВВП, а на деле, как мы знаем из выступлений Генсекретаря НАТО, не все государства альянса в состоянии поддерживать эту цифру. В 2008 году Грузия стала самым милитаризированным государством на Кавказе.
Мы чувствовали нарастание напряжения в конфликтах Тбилиси с Цхинвалом и Сухумом и били тревогу, в том числе и в Совете Россия – НАТО. Мы говорили об этом и на встрече министров иностранных дел в декабре 2007 года, и на уровне Минобороны в феврале 2008 года, и в рамках контактов начальников генеральных штабов в мае 2008 года. Мы говорили о постоянных провокациях грузин в отношении российских миротворцев, действующих по мандату ОБСЕ и ООН, предупреждали, что полеты грузинских БПЛА не способствуют доверию и безопасности в зонах конфликтов, не говоря уже о стягивании грузинских военных формирований и концентрации вооружений на границах с Абхазией и Южной Осетией в нарушение существующих Московских и Сочинских договоренностей между сторонами этих конфликтов.
Россия ради сохранения мира на Кавказе стойко терпела все грузинские провокации в отношении своих миротворцев, терпела, даже когда они гибли от рук так называемых «грузинских партизан» – неконтролируемых военных формирований на территории Грузии.
Россия за последнее время пережила две кровопролитные войны в Чечне. Только сейчас за счет неимоверных усилий и жертв удалось ликвидировать последствия этих событий. Жизнь в Чечне вошла в нормальное русло, в республике развернуто громадное гражданское строительство. Поэтому любой конфликт на Кавказе, любая турбулентность в этом регионе является вызовом нашей безопасности. Для нас авантюристическая политика Саакашвили это не проблема только Грузии, это угроза безопасности всего Кавказа, в том числе и России. Мы знали, что готовится грандиозная провокация, но ее истинные размеры не могли даже представить. В мае благодаря нашим своевременным предупреждающим действиям, и это после подтвердили разведданные наших партнеров, была предотвращено нападение Грузии на Абхазию.
Хотел бы подчеркнуть, что абхазы и осетины являются исконными жителями Кавказа, имеющие прочные родственные связи с Россией, но в силу исторических причин, прежде всего политики Сталина (грузина и тирана, как и Саакашвили) эти народы оказались разделены. Осетины поделены надвое между Северной и Южной Осетией, а абхазы проживают на территории России – 3/5, в Абхазии – 1/5 и в Турции – 1/5. В силу этих причин они приобретали российские паспорта, в чем нас часто упрекают недобросовестные критики на Западе.
Мы не знаем никаких международных норм и правил, запрещающих получать человеку паспорт другой страны, если он этого хочет. Во многих цивилизованных странах существует институт двойного гражданства, и это способствует укреплению культурных и экономических отношений между странами. Сейчас, по сообщениям ряда СМИ, сами грузины с удовольствием получают паспорта других стран, в том числе и российские.
В России официально проживает более 1 млн. грузин, а на практике около 3 млн. человек (в Грузии их 4,5 млн.). Если люди стремятся к свободе, то почему мы им должны препятствовать? Грузинский народ – это братский России народ, мы объединены общей историй и религией и мы не допустим, чтобы из‑за безумства одного авантюриста между нашими народами встала стена непонимания и злобы.
Мы знали, что Саакашвили не остановится перед применением силы в достижении своих целей, но не ожидали, что он будет совершать военные преступления, преступления перед народами Грузии и Южной Осетии.
В ночь с 7 на 8 августа грузинские войска напали на спящую республику и подвергали в течение нескольких часов ковровым бомбардировкам ее столицу Цхинвал. В результате погибли сотни мирных жителей, в упор были расстреляны российские миротворцы, раненых добивали их бывшие грузинские сослуживцы. Несмотря на это российские миротворцы два часа не открывали ответный огонь, и только через 9 часов было принято решение о введении в Южную Осетию дополнительных миротворческих сил для принуждения Грузии к миру.
Нас упрекают за «непропорциональное применение силы», но что такое пропорциональное применение силы, никто ответить не может. Как должна была ответить Россия, чтобы остановить агрессора и спасти население Южной Осетии? Судя по результатам операции по принуждению Грузии к миру, именно так и ответила – жестко, но крайне избирательно применяя военные средства, ликвидируя только объекты грузинской военной инфраструктуры. Поэтому и нет обоснованных претензий со стороны Грузии, подтвержденных фактами, по поводу разрушения гражданских объектов.
Сразу же после начала агрессии мы предложили провести экстренное заседание Совета Россия – НАТО, но альянс нам отказал в этом. А встреча с грузинской стороной у НАТО состоялась, эмиссары Тбилиси практически жили в штаб‑квартире НАТО. И в результате Генеральный секретарь альянса, ссылаясь на американские СМИ, сделал известные заявления. Хотя сама НАТО ведет себя неадекватно и непропорционально, основываясь на субъективной информации и до сих пор отказываясь от серьезного разговора с Россией.
Вообще суждения на основе развязанной против моей страны пропагандистской кампании нельзя воспринимать всерьез. Одна уважаемая бельгийская газета на первой странице под заголовком «La Géorgie sous le feu russe» разместила фотографию из разоренной грузинами осетинской столицы Цхинвала, но назвав ее «разрушениями в грузинском городе Гори». Кстати, родины Сталина, скульптура и музей которого до сих пор сохранились там.
Вообще такое впечатление, что нет предела вранью и инсинуациям грузинского руководства, которое явно вдохновилось высказыванием главы нацистской пропаганды Геббельса: «Чем чудовищней ложь, тем легче в нее верят». Удивляет другое, с каким удовольствием это вранье передают западные СМИ. Саакашвили нанял для этих целей несколько пиар‑агентств, в том числе брюссельскую фирму «Aspect Consulting», которая выплеснула кучу лживой информации о действиях России одновременно с агрессией Тбилиси.
Это подтверждает, что нападение Саакашвили на Южную Осетию было хорошо продумано и спланировано. Вся информационная политика Грузии построена на обмане, обманутыми оказались и грузинский народ, и западная общественность, и вы, уважаемая аудитория, в том числе. Даже те демонстрации грузин, которые прошли в Брюсселе, были инсценированы, в них приняли участие и криминальные элементы, открыто угрожающие расправой сотрудникам российского посольства. Слияние грузинских политиков и криминала – явление не новое, еще в советский период КГБ имел тесные связи с грузинским криминалитетом.
Только сейчас западная общественность начинает получать чуть более объективную информацию о войне на Кавказе. И на основе этой информации делается однозначный вывод – войну начал Саакашвили и его действия являются преступлением против человечества, направленным на уничтожение жизни людей – как осетин, так и грузин.
Во избежание повторения трагедии Южной Осетии Россия предложила создать новую систему безопасности в Европе. Старая проржавела и не работает. Напомню, после 11 сентября 2001 года Россия, не задумываясь, сразу протянула руку помощи американцам. Сделано это было еще и потому, что мы хотели окончательного преодолеть раскол в мире, который был внесен «холодной войной».
Но дальнейшие события показали, что этот жест России не был оценен на Западе. По периметру границ Российской Федерации полным ходом начали обстраиваться военные базы. На территории Чехии и Польши создается третий позиционный район глобальной системы ПРО США. Варшавского Договора нет уже 20 лет, а НАТО продолжает рваться на Восток (как Гитлер в прошлом веке), присоединяя к себе все новые государства, и руководствуется при этом альянс вовсе не вопросами укрепления безопасности и демократии.
В чем добавочная стоимость вступления в НАТО Албании и Хорватии, а до этого стран Балтии? Что дает интеграция в альянс Грузии и Украины? Кроме политического напряжения, думаю, ничего. Альянс становится громоздкой, трудно управляемой бюрократической структурой, требующей все новых финансовых вливаний для проведения операций, не имеющих прямого значения для Европы.
Россия абсолютно не заинтересована в конфронтации с Западом. Успешное развитие России возможно лишь в условиях прозрачных и равноправных международных отношений. И это – залог стабильности мира.
Мы заинтересованы в сильной и самостоятельной Европе, ей необходимо перестать действовать как оккупированный континент и начать проявлять собственную политическую волю. Действия ЕС и Франции как председателя Европейского союза в ходе грузинского кризиса наглядно показали, что такое стремление у европейцев есть.
Конструктивная роль Евросоюза в нахождении мирного варианта преодоления кризиса на Кавказе оценена нами высоко. Когда другие силы не захотели или не смогли это сделать – именно в ЕС мы получили инициативного, ответственного и, самое главное, прагматичного партнера. Мы смогли действовать инициативно и скоординированно, с пониманием ответственности за наше общее европейское будущее. Россия твердо придерживается выполнения мирного плана Медведева – Саркози.
Грузинский кризис – это худшее проявление продолжающегося кризиса всей евроатлантической политики, который был вызван однополярным миром. Из этого кризиса надо выходить. Выходить вместе. Так в чем же суть российских предложений?
Система евроатлантической безопасности должна быть равной для всех государств – без изоляции кого‑либо и без зон с разным уровнем безопасности. Она должна быть призвана объединить всю евроатлантику на основе единых правил игры. И на долгие годы в юридически обязывающей форме – обеспечить наши общие гарантии безопасности.
Должно быть дано четкое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений. Это – приверженность добросовестному выполнению международных обязательств; уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств. Уважение всех других принципов, которые вытекают из Устава ООН.
Необходимо подтвердить недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях. Должны быть даны гарантии единообразной трактовки и соблюдения этих принципов. Закреплено единство подходов к предупреждению и мирному урегулированию конфликтов на евроатлантическом пространстве. Упор следовало бы сделать на переговорных «развязках» – с учетом мнения сторон и при безусловном уважении к миротворческим механизмам. Может быть, нужно закрепить и сами эти процедуры, сам механизм урегулирования споров.
Должны быть даны гарантии обеспечения равной безопасности. Именно равной безопасности, а не какой‑то другой. И здесь нужно следовать трем «не». А именно – не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Не допускать (в рамках любых военных союзов и коалиций) действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности. И в‑третьих, не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников континентальной системы безопасности.
Причем необходимо будет сосредоточиться на военно‑политических вопросах, поскольку т. н. «hard security» играет сегодня определяющую роль. И именно здесь в последнее время образовался опасный дефицит контрольных механизмов. Важно подтвердить, что ни одно государство и ни одна международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Европе. В полной мере это относится и к России.
Целесообразно установить базовые параметры контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве. А также – новое качество взаимодействия, новые процедуры, новые механизмы взаимодействия по таким направлениям, как распространение ОМУ, наркотрафик и терроризм.
Необходимо оценить, насколько адекватны созданные когда‑то структуры. При этом хотел бы подчеркнуть, что мы ни в коей мере не предлагаем разрушать ничего из того, что уже имеется, или ослаблять. Речь идет именно о более гармоничной деятельности на основе единых правил.
Россия открыта для сотрудничества и намерена действовать ответственно и прагматично. Россия исторически является хранительницей Евразии и лидером Востока. Сегодня она смотрит на Запад и протягивает ему руку дружбы и помощи. «Ремонт европейской системы безопасности, как сказал Президент России Д. Медведев в Эвиане – назрел и альтернативой ему является дальнейшая деградация этой системы – обострение кризиса в сфере безопасности и кризиса в сфере контроля над вооружениями».
В заключение хотел бы пожелать вам изучать русский язык. Россия, даже в условиях мирового финансового кризиса, оказалась способной помочь европейским странам, например Исландии (между прочим, члену НАТО). Экономика России на подъеме, идет рост производства, происходит переход на нанотехнологии. Соответственно растет предложение на рынке труда, и вы можете воспользоваться этим, найдя приложение своим амбициям и профессиональным навыкам в моей стране. Работы хватит на всех.
Мы будем терпеливо работать с нашими партнерами, сознавая ошибочность их взглядов и оценок…
Стенограмма пресс‑конференции Постоянного представителя России при НАТО Д.О. Рогозина в штаб‑квартире НАТО 24 ноября 2008 г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня собираемся по просьбе представителей журналистских кругов, которые аккредитованы в Брюсселе, для откровенного разговора о том этапе, на котором мы сейчас находимся в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.
Вы знаете, что 2–3 декабря состоится заседание Совета министров иностранных дел стран‑членов альянса, на котором будет рассмотрено несколько вопросов. Также пройдут комиссии Украина‑НАТО и Грузия‑НАТО, которые рассмотрят степень продвижения этих двух продвинутых партнеров альянса на пути к интеграции в Североатлантический альянс в соответствии с решением Бухарестского саммита.
Накапливаются достаточно важные политические события международного плана, среди них и интенсификация диалога между Россией и НАТО. Посмотрим, «как будем жить дальше» и что за бизнес у нас будет: «as usual» или что‑то новенькое.
Второй момент – это углубление дискуссии о том, как будет складываться ситуация на Южном Кавказе.
Третий вопрос – дальнейшее обсуждение инициатив российского Президента, связанных с реализацией Договора о европейской безопасности. Подчеркну, что все это будет проходить на фоне формирования новой администрации США.
Хочу отметить, что за весь этот период в Брюсселе в отношениях между Россией и НАТО не было никаких пауз, несмотря на то, что формально никаких заседаний на уровне послов в рамках Совета Россия – НАТО не проходило. Однако они перетекли в другую плоскость, в частности, в Совет Евроатлантического партнерства, куда стали приходить уже представители стран на уровне послов, и никак не меньше. Фактически, вся политдискуссия переместилась именно туда.
Кроме того, в последнее время были интенсифицированы консультации между российским представительством и другими высокопоставленными представителями Международного секретариата и военного командования НАТО. На этой неделе уже состоялись консультации российского постпреда с заместителем Генерального секретаря НАТО по политическим вопросам Мартином Эрдманном, а также со специальным представителем Генсека НАТО по Северокавказскому региону, состоялась также встреча с шефом Командования НАТО по трансформации генералом Джеймсом Матисом. На следующей неделе мы планируем продолжить консультации на двустороннем уровне, то есть с послами стран‑членов НАТО, военными представителями миссий, а также с руководителем Штаба объединенных вооруженных сил НАТО в Европе Джоном Крэддоком.
Наши собеседники имеют полное представление о позиции российской стороны в вопросах дальнейшего продолжения и возможного развития отношений с альянсом, но интенсификация последних контактов связана с одним делом – мы можем сколь угодно долго говорить о наших противоречиях, смотреть в прошлое, но есть проблемы, которые связаны с сегодняшним днем и, тем более, с днем завтрашним.
Угрозы и вызовы XXI века, в отличие от нас, крайне недипломатичны и напоминают о себе ежедневно, с этим приходится считаться и Брюсселю, и Вашингтону, и Монсу, и Москве. Хочу сразу подчеркнуть и напомнить, что не Российская Федерация была инициатором приостановления контактов с альянсом, тем более замораживания сотрудничества в целом. Напомню, что события развивались иным образом.
Российская Федерация всегда была заинтересована в том, чтобы в чрезвычайное время, которое сложилось после нападения грузинской армии на Южную Осетию, именно чрезвычайные консультации между Россией и Организацией Североатлантического договора были включены на полную мощность. Однако этого не произошло.
Мы сегодня говорим о необходимости и целесообразности восстановления в том или ином объеме – хочу подчеркнуть, не в прежнем объеме, а в том или ином объеме – нашего сотрудничества с НАТО. Если Совет Россия – НАТО в том виде, в котором он существовал до 7 августа, не смог продемонстрировать свои возможности как эффективный орган политических чрезвычайных консультаций в тревожный момент, значит, что‑то заложено в его механизме порочное, что должно быть, безусловно, исправлено коллективными усилиями.
Именно на этом мы будем настаивать, проводя совместный анализ событий последних четырех месяцев.
Отталкиваясь от предстоящих событий 2–3 декабря, я хотел бы подчеркнуть, что мы, конечно, не ожидаем никаких извинений перед Российской Федерацией за те грубости, которые мы услышали в августе этого года. Мы реалисты и прагматики, поэтому не будем требовать того, что невозможно. Но, честно скажу, что нас по‑прежнему не может не коробить, во‑первых, такая крайне запоздалая реакция на события, такое инертное отношение к тому, чтобы расставить все точки над i и признать Саакашвили инициатором бойни на Южном Кавказе.
Мы тем более крайне недовольны результатами пленарного заседания Парламентской ассамблеи НАТО, на котором слово было предоставлено грузинскому президенту, а российскому официальному представителю, несмотря на мои неоднократные обращения к руководству этой ассамблеи, в чем вы можете убедиться в документах, которые лежат перед вами на столе, было отказано в этом выступлении.
Поэтому, мы считаем, попытка спрятать голову, как страус, в песок, попытка уйти от объективной оценки того, что произошло в Южной Европе, на Южном Кавказе, это, в общем‑то, говорит о слабости позиции наших политических оппонентов, хотя они остаются по‑прежнему партнерами. Мы будем последовательно, терпеливо работать с нашими партнерами, осознавая ошибочность взглядов и их оценок, поскольку мы все же исходим из того, что живем в мире взаимопереплетенном, а потому мы надеемся на то, что здравый смысл вернется наконец‑то в головы наших европейских друзей, и они все‑таки назовут черное – черным, а белое – белым.
Мы, безусловно, уже сейчас готовы проанализировать документы, которые примут министры иностранных дел 2–3 декабря. Мы ожидаем, что будут даны оценки в отношении Украины и Грузии. Мы уверены в том, что в нынешних условиях речи о ПДЧ в отношении Киева и Тбилиси быть не может в силу понятных, надеюсь, для всех обстоятельств. В то же время мы ждем позитивного сигнала со стороны штаб‑квартиры в адрес России, поскольку, как я хочу еще раз подчеркнуть, мяч находится на поле наших партнеров.
Однако я бы очень просил наших партнеров не предпринимать публично пропагандистских усилий с тем, чтобы отягощать текст заявления в отношении сотрудничества с Россией какими‑нибудь непонятными, противоречивыми, я бы даже сказал, внутренне антагонистическими комментариями. Заявления насчет того, что НАТО нужны как расширение, так и добрые отношения с Россией, не подходят ни по смыслу, ни по времени. Поскольку нельзя заявлять о страсти выйти замуж, и при этом о ненависти к мужчинам, как классу, – либо одно, либо другое.
Мы предпочитаем, чтобы в заявлении в начале декабря появились рациональные последовательные элементы, обращенные в будущее, прежде всего, а не ритуальные пляски вокруг тупикового пути, по которому до сих пор шло руководство альянса.
Кроме того, я хотел бы подчеркнуть, поскольку НАТО будет отталкиваться от известной формулы «по business as usual» в своих новых заявлениях, что я бы не хотел, чтобы новая формула звучала как «small business as usual». Ситуация в мире требует гораздо более глубокой вовлеченности и России, и НАТО в решение международных вопросов. Все мы свидетели того, как активно начинает обсуждаться инициатива о новом Договоре о европейской безопасности. Я бы назвал это «инициатива евроремонта».
Кроме того, безусловно, в мире происходят важнейшие события, в том числе у берегов Сомали – государства, которое сегодня никем и ничем не контролируется, и продолжающиеся захваты десятков гражданских кораблей в зоне Индийского океана и в Красном море требуют совершенно иного качества взаимодействия и между НАТО и Европейским Союзом, Российской Федерацией, но, конечно, с участием африканских государств.
Поэтому время не ждет, и мы считаем, что нельзя сейчас продолжать протирать штаны во всяких бюрократических кабинетах, пора все‑таки отказаться от идеологизмов, от идеологических догм и немедленно приступить к решению тех вопросов, по которым необходимость, я бы сказал, перезрела. Россия к этому готова, но во многом, я еще раз подчеркну, это будет зависеть от итогов встречи министров иностранных дел 2–3 декабря.
Коллеги, давайте я отвечу на ваши вопросы.
Хочу сказать, что, пользуясь логикой Джеймса Аппатурая, можно сказать, что руководители НАТО напоминают людей, которые перед носом у почтальона захлопывают дверь. Мы, как вы помните, договорились с НАТО еще в июне, сразу после возвращения Президента Медведева из Берлина, где он и сформулировал свои подходы, о том, что мы проведем свою дискуссию, пользуясь официальным характером работы Совета Россия – НАТО, по такого рода предложению.
Мои коллеги в июле, собравшись специально на дополнительное заседание Совета Россия – НАТО (обычно в июле НАТО предпочитает уже готовить плавки для пляжа), провели дискуссию с нашим участием и задали мне около 30 подробнейших вопросов в отношении данного российского предложения, и я как добрый партнер, как прилежный ученик евроатлантической школы, подготовил соответствующие ответы, которые принес в своем портфеле 24 сентября в штаб‑квартиру НАТО. Однако двери были заперты.
Постучавшись здесь в штаб‑квартиру и не услышав никакого отклика, мы развернулись и пошли в другую штаб‑квартиру, Европейского союза, где хозяева оказались гораздо более гостеприимными. И сейчас, насколько вам известно, идея, выдвинутая президентом Медведевым, обрастает мясом и уже получила встречную инициативу президента Франции господина Саркози. Смысл ее сводится к тому, чтобы заковать дискуссию по данному вопросу в рамках ОБСЕ и провести в течение следующего года европейский саммит, крупнейшее мероприятие, которое сравнимо по своему пафосу, размаху и ожидаемым результатам с мероприятием 1975 года.
Поэтому поезд, за штурвалом которого находятся Медведев и Саркози, отходит от платформы в Брюсселе и уже направляется в Вену. И если наши коллеги из НАТО не хотели бы опоздать на этот поезд и остаться одинокими на рельсах, то они должны поспешить.
Мы надеемся, что если в декабре все пройдет достаточно конструктивно и объективно и НАТО сделает шаг к исправлению той ситуации, которая сложилась в наших отношениях, то, безусловно, альянс станет полноправным, полноценным участником этой дискуссии по подготовке общеевропейского саммита. По крайней мере, мы не чувствуем никакой аллергии в отношении какой бы то ни было крупной международной организации, существующей на евроатлантическом пространстве, в отношении того, чтобы не допускать ее к общей дискуссии. Тем более НАТО вполне вписывается как профильная организация в этот контекст, если бы только не капризы отдельных ее представителей.
Честно скажу, я поднимал вопрос о необходимости сотрудничества в области борьбы с пиратством на одном заседании СРН, более того, думаю, что этой инициативе уже как минимум полгода. За это время пиратским нападениям подверглось более восьмидесяти транспортных судов. Из них тридцать два судна были захвачены, четырнадцать из них до сих пор не освобождены. Среди захваченных 280 моряков, представляющих собой разные страны, есть и мои соотечественники: одиннадцать членов экипажа сухогруза «Future» и два человека с украинского судна «Фаина».
Вы знаете, что 10 ноября Европейский союз одобрил проведение собственной операции против пиратов у побережья Сомали. Официально эта операция начнется 15 декабря. К берегам Сомали отправятся от шести до десяти кораблей, которые возьмут под собственный контроль торговые пути в этой акватории. Прежде всего, пути, которые проходят через Аденский залив и, конечно, как сказано в решении Европейского союза, командование этих кораблей будет координировать свои действия с экипажами судов стран НАТО, которые сейчас находятся в этой зоне.
Наверное, вы в курсе того, что в этой зоне сейчас находится также сторожевой корабль «Неустрашимый» российского военно‑морского флота, и уже есть первые результаты этого боевого содружества. Наши моряки совместно с британскими моряками фрегата «Кемберленд» предотвратили захват пиратами датского судна «Пауэрфул».
К сожалению, в официальных заявлениях представителей НАТО и даже на официальном веб‑сайте Североатлантического альянса ни слова не сказано об умелых действиях нашего сторожевого корабля, о том, что налицо реальная кооперация в боевых действиях, в реальном боевом столкновении против пиратов, из которых 3 погибли в результате этой спецоперации. Мы не понимаем, откуда такая избирательность в подаче информации. О британцах сказано, да, они герои, но их подвиг – это 50 % коллективного подвига. Остальная половина этого подвига на плечах российских моряков. Наверное, можно было бы, хотя бы ради объективности, пусть сухо, но хоть словом обмолвиться о том, что произошло. Это ведь будет иметь, на мой взгляд, серьезные позитивные, прежде всего, последствия для сотрудничества наших военных.
Могу сказать только одно, что я это говорю не из чувства какой‑то обиды, но из чувства страсти к справедливости. Потому что ситуация вызывает серьезнейший мировой общественный резонанс и, конечно, как говорят в России, ласковое слово и кошке приятно, а что уж говорить про то, что такого рода подача правильной, объективной информации может стимулировать более решительные, более ответственные действия военных в этой зоне. Но, тем не менее, наши военные эксперты утверждают, что даже крупный флот, развернутый у берегов Сомали, в силу геостратегического положения этой страны, подчеркну – неконтролируемой сегодня никем, не сможет предотвратить захваты судов эффективно в полном объеме.
Как вы знаете, последний случай захвата саудовского танкера произошел на значительном удалении от берега Сомали, практически в самом центре Индийского океана. Это говорит о том, что, судя по всему, перед НАТО, перед Европейским союзом, перед другими действующими игроками стоит задача проведения не столько военно‑морских операций, сколько наземной, береговой операции по нейтрализации баз пиратов. Поскольку всем известно, кто этим занимается. Но и, конечно, мы уверены, что такого рода операция должна быть, безусловно, согласована с Российской Федерацией, поскольку наше присутствие в этой зоне – уже реальность.
Вы знаете, мы ведь сейчас говорим не о создании очередной бюрократии, ни в коем случае. Проблема любой крупной международной организации в том, что то доброе и философски оправданное, что было заложено на старте создания той или иной системы безопасности, потом начинает планомерно выедаться саморазмножающейся бюрократией. И иногда, вот поразительная вещь, меня даже в Москве спрашивают, – правда ли, что существуют некоторые организации и у них парламентские ассамблеи, хотя по этим организациям были приняты решения об их упразднении еще 10–15 лет тому назад, – да, правда. Потому что нет ничего более живучего, чем европейская бюрократия. Мы ни в коем случае не хотим плодить новую бюрократию, создавать новую организацию.
Другое дело, что этот форум проведет анализ той ситуации, в которой находится европейская цивилизация в настоящий момент и, безусловно, это будет обсуждение тех принципов, на которых может строиться перспектива европейского, евроатлантического или атлантико‑тихоокеанского сотрудничества в XXI веке.
Поэтому, я думаю, что, скорее всего, речь должна пойти о неком примирении между международными структурами на сей счет на базе этих новых принципов, новой философии коллективной единой и равной безопасности. А с другой стороны, речь должна пойти, может быть, об уточнении компетенции этих организаций. Вот если такого рода итог будет этого саммита, то это был бы блестящий выход, прежде всего для наших народов. Если же речь пойдет о создании очередной штаб‑квартиры в Брюсселе, то бедные жители этого замечательного города, столицы Бельгии, просто вынуждены будут обратиться в бегство и покупать квартиры в Генте, в Брюгге, в Динанте, поскольку жить здесь будет уже невозможно.
Хотел бы поздравить американский народ с окончанием избирательной кампании. Я, кстати говоря, написал в этой связи поздравительную открытку моему коллеге Курту Волкеру, американскому постпреду при НАТО. Выборы – это всегда тайфун, я это знаю по своей собственной жизни, трижды избиравшись в Государственную Думу, поэтому, надеемся, что на американскую землю теперь опустится спокойствие.
Что касается результатов выборов, хотел бы отметить, что молодая и храбрая американская демократия сделала мощный шаг вперед, избрав кандидата от демократической партии. Это говорит о том, что буквально за несколько десятилетий американский народ смог перешагнуть все дискриминационные ограничения, которые существовали на Американском континенте.
Надеемся, новый американский президент пересмотрит ряд совершенно пустых, но крайне затратных инициатив, цель которых – не обеспечение чьей‑то безопасности, а стимулирование нового витка гонки вооружений. Сама система противоракетной обороны – это такая американская матрешка, когда большая часть этой матрешки, – это, собственно говоря, ракетная оборона на территории США. Потом внутри оказалась матрешка – размещение элементов ПРО на Аляске, а также за пределами США, в том числе и на севере Европы. А теперь мы столкнулись и с третьей маленькой матрешкой под названием «Польша и Чехия», которые, мы знаем, территориально крайне далеки от пресловутой иранской угрозы.
Поэтому мне кажется, что в этом нет ничего, кроме авантюризма американского военно‑промышленного комплекса, затратившего уже на прежние разработки огромные средства американского народа, что во многом способствовало нынешнему финансовому кризису, который разоряет американскую экономику.
Мы считаем, что господин Обама имеет полную возможность и право начать выработку своей внешнеполитической линии, если не с чистого листа, то, по крайней мере, с новых оценок, с нового взгляда. Мы, по крайней мере, на это надеемся и были бы очень этому рады.
Я хотел бы сразу сказать, что в ответе Российской Федерации на планы по развертыванию ПРО нет ничего неожиданного. Мы давно об этом говорили, и когда нам говорят, что данная инициатива вышла в неподходящее время, мы просто задумываемся: а какое время тогда подходит для такого рода инициатив? Не надо нас провоцировать и создавать у нас под носом дестабилизирующую систему оружия, способную за 4 минуты долетать до Москвы и поражать цели радиусом в 30 сантиметров.
В Чехии вообще вопрос неоднозначный – народ‑то чешский категорически против того, чтобы его руководство делало народ заложником такой ситуации. Но если не будет никаких планов по реальной установке этих систем, ракет, радаров и прочего железа, то никаких «Искандеров» в Калининградской области не будет.
Мы вообще не хотим иметь никаких видов оружия на европейской границе, на западе России, потому что мы не испытываем чувства угрозы со стороны наших западных коллег, но вот планы по развертыванию ПРО и приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам нарушают наше традиционное миролюбие. Поэтому полностью солидарны с пафосом президента Саркози, если ему удастся добиться от новой американской администрации мудрого взгляда, отказа от инерции в вопросах гонки вооружений, то, конечно, не будет и речи о каких бы то ни было российских ответах, которые, как я еще раз говорю, порождены американскими угрозами.
Ну и самое последнее хочу сказать, что я надеюсь на то, что мы не будем тратить деньги на военный металлолом ни в следующем году, ни в последующие годы. Надеюсь на успех европейского саммита и хочу вас пригласить на очередную нашу встречу, она была бы уместна, например, 3 декабря, сразу по итогам встречи министров иностранных дела НАТО.